19 марта в 13:12

Рост интернет-мошенничества в России: что изменилось за прошедший год?

По информации Банка России, в 2023 году количество успешных операций мошенников достигло 1,17 миллиона (на 33% больше, чем в 2022 году). Регулятор указал на увеличение адресных атак телефонных мошенников как одну из причин.

Анализируя данные опроса россиян за два года, эксперты финансового маркетплейса «Выберу.ру» обнаружили, что количество жертв мошенников увеличилось. В 2023 году 32% респондентов передали деньги злоумышленникам, что на 11 процентных пунктов больше, чем годом ранее. Исследование проводилось на выборке из 4 000 россиян в возрасте от 21 до 65 лет.

Более чем вдвое выросла средняя сумма, выманиваемая мошенниками у жертвы: с 56 тысяч рублей в 2022 году до 110 тысяч рублей в 2023 году.

Согласно опросу, 63% пострадавших уступили социальной инженерии по телефону. Особенно часто доверие вызывали звонки от «Следственного комитета» и «Банка России». А вот доверие к «службам безопасности банка» снизилось: всего 9% жертв поверили им, в то время как в 2022 году таких было 34%.

Мошенникам также удалось обмануть людей с помощью киберфрода, подделывая голоса руководителей или родственников. Это новый тренд, о котором не сообщалось в 2022 году.

24% респондентов потеряли деньги из-за покупок на поддельных сайтах. В 2022 году таких случаев было больше — 36%.

В 13% случаев люди становились жертвами классических схем мошенничества: вредоносных ссылок, звонков из «полиции» и других уловок. Оформление микрозаймов и банковских кредитов по чужим паспортным данным также остаётся актуальным. Здесь важно отметить, что современные мошенники избегают кредитов с плохой кредитной историей — для обманного заключения договоров с банками и МФО они стараются использовать человека с хорошей финансовой репутацией. Это делается ради того, чтобы не привлекать к себе внимание банков и других финансовых организаций.

Поменялся портрет обманутых граждан: если раньше более 80% пострадавших были старше 55 лет, то в 2023 году чаще стали попадать на удочку мошенников люди в возрасте от 43 до 50 лет. Количество топ-менеджеров различных компаний среди пострадавших также увеличилось с 5% до 12%.

Если говорить об финансовом мошенничестве в Кемеровской области, то, по данным ЦБ РФ, в прошлом году количество жалоб в ЦБ на мошенников выросло на 24%. Это почти на четверть больше, чем за 2022 год. Жалобы касались незаконного заключения договоров с банками с последующим списанием денег.

Причинами этого становилось не только попадание в чужие руки персональной информации, но и психологические уловки (62 обращения кемеровчан). Среди манипуляций — запугивание, необходимость в якобы «спасении» денежных средств путём перевода их на некий «безопасный» счёт и так далее. Ну, а за неделю до президентских выборов кемеровчанам стали звонить мошенники с предложением участия в предвыборных опросах за деньги, для чего на смартфон нужно установить специальное приложение, скачать которое можно по специальной ссылке. Переходя по ссылке, жертва скачивает вирус, который позволяет злоумышленникам перехватить реквизиты своей карты и номер телефона.

— Мы живём в эпоху динамичного и креативного киберфрода, если можно так сказать. Практически ежемесячно мошенники совершенствуют глубину социальной инженерии. Ежедневно на телефоны экономически активных граждан в среднем поступает около 15 звонков от злоумышленников. И несмотря на то, что игроки финансового рынка и регулятор предпринимают немалые усилия для контроля потока кибермошенничества, постоянно появляются серые зоны, где злоумышленники чувствуют себя вольготно: например, непонятно как бороться с подменной биометрии и дипфейками. Думаю, что все игроки финансового рынка вкупе с регулятором должны чутко реагировать на вызовы: в частности, работать над повышением киберграмотности населения. Здесь особое внимание стоит уделить регионам, где уровень диджитализации уступает мегаполисам. Помимо этого, надо ужесточить ответственность, предусмотренную за так называемый внутренний фрод в финансовых организациях. Причём привлекать к ответственности стоит не только лицо, совершившее слив данных, но и топ-менеджмент финансовой структуры, — рассказывает директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анна Романенко.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
ГК «Атмосфера» устроила шоу-презентацию для клиентов и партнёров в Кемерове
Яндекс.Метрика