21 февраля 2021 в 01:15 Наука

Учёные нашли главный фактор долголетия мозга

Ген FOXO3, который присутствует у большинства сверхдолгожителей, защищает стволовые клетки мозга от старения. К такому выводы пришли американские учёные, результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Ранее исследования людей, чей возраст превышает 100 лет, показали, что многие из них имеют общую необычную версию гена, отвечающего за образование белка Forkhead box O3 (FOXO3). Теперь же учёные из медицинского колледжа Корнельского университета Weill Cornell Medicine вместе с коллегами из Дьюкского университета описали механизм того, как этот ген обеспечивает долголетие мозга, пишет РИА Новости.

Учёные выяснили, что FOXO3 поддерживает способности мозга к регенерации, приостанавливая деление стволовых клеток до тех пор, пока окружающая среда не станет благоприятной для выживания новых нейронов.

Проблемы с жизнеспособностью клеток мозга могут быть связаны с воспалением, действием радиации или недостатком питательных веществ, что вызывает дополнительную нагрузку на мозг. Но больше всего негативное воздействие на клетки мозга оказывает окислительный стресс, при котором в организме накапливаются вредные соединения кислорода. Со слов учёных, если стволовые клетки делятся бесконтрольно, они истощаются. Ген FOXO3 выполняет свою работу, не позволяя стволовым клеткам делиться до тех пор, пока стресс не пройдёт.

По данным исследования, белок FOXO3 напрямую модифицируется окислительным стрессом, и эта модификация отправляет белок в ядро стволовой клетки, где он включает гены стрессовой реакции. Результирующая реакция приводит к блокированию питательного вещества — s-аденозилметионина (SAM), которое необходимо белку под названием ламин для образования защитной оболочки вокруг ДНК в ядре стволовой клетки. В итоге ДНК начинает просачиваться наружу, клетка ошибочно принимает её за вирусную инфекцию, что вызывает иммунный ответ — интерфероновый ответ типа I. В результате стволовые клетки перестают производить новые нейроны.

Фото: архив A42.RU