Как закалялась связь:
20 лет «мобильности» в Кузбассе
в тестах и картинках
Двадцать лет назад, когда трава была зеленее сотовая связь из предмета роскоши стала превращаться в услугу для всех и каждого, в Кемеровской области заработал билайн. В 2002 году, открывая первые офисы в Кемерове и Новокузнецке, мы даже представить не могли, как прочно сотовая связь войдёт в повседневную жизнь и как сильно изменит её. В честь 20-летнего юбилея вспомним, с чего всё начиналось.

Стоит отметить, что до 2000-х годов сотовая связь была доступна не всем. Тогда трудно было поверить в то, что спустя два десятка лет телефоны будут практически у каждого жителя страны. Нашли для вас яркое тому подтверждение – цитату с воспоминаниями об основателе ПАО «ВымпелКом» Дмитрии Зимине из книги «Записки везунчика», которую написал первый региональный директор билайн в Сибири Евгений Рубан.
По общей уже работе я с Зиминым встречался не раз, и были такие моменты, когда мне казалось, что он ненормальный. Вот пример из жизни, когда во время разговора с ним один на один, а мы часто проводили время в беседах вдвоём, он рассказал, что у них сейчас 750 абонентов, но уже подписали контракт с «Эриксоном», и ставят коммутатор на десять тысяч абонентов. Я подумал: «Ну, сдурел мужик! Где он возьмёт столько народу с деньгами?
Евгений Рубан, основатель «Сотовой компании» (1994 год) - первого мобильного оператора Новосибирска, а затем, с 2001 года, региональный директор компании «Вымпелком» по Сибирскому региону
Первый салон билайн в Кемерове открылся на улице Орджоникидзе, 3, в Новокузнецке – на Кирова, 65. В обоих городах на момент запуска было по восемь базовых станций, но за полгода работы их количество выросло.
В самом начале работы билайн в Кемеровской области сеть базовых станций была в разы меньше той, что есть сейчас. Этого хватало только для небольшого количества абонентов, а из-за «белых пятен» часто приходилось искать место, в котором ловит связь. На сегодняшний день абоненты билайн в Кузбассе могут дозвониться до близких, находясь в пригороде или районах области, передвигаясь по трассе или находясь на подъемнике в Шерегеше. Убедиться в этом можно с помощью недельного тест-драйва — если качество связи не устроит, билайн вернёт деньги.
Количество потребляемого трафика ежегодно растёт, поэтому важно не только поддерживать связь, но и работать над её дальнейшим развитием: строить новые «вышки», увеличивать покрытие и ёмкость сети. Над этим непрерывно работают наши технические специалисты, чтобы пользователи не испытывали дискомфорта даже в периоды пиковых нагрузок и могли связаться с близкими в большом количестве ситуаций.
Я стал абонентом билайн в феврале 2002 года. Первым моим телефоном был Siemens, покупал я его скорее для личного общения, не для работы. Тогда приобщиться к миру сотовой связи было, конечно, удивительно: стало проще общаться с друзьями, поддерживать контакт с близкими. Я бы сказал, что это изменило качество жизни в целом, вывело её на другой уровень. Разумеется, за эти годы связь сильно повлияла на мои повседневные привычки: иногда я даже борюсь с собой, чтобы, например, меньше времени проводить в интернете. Но связь определённо сделала жизнь проще и удобнее.
Ярослав Ворошилов, абонент билайн
Так выглядели симкарты, которые продавались в первых салонах городов Сибири в 2002 году
В 2004 году каждый десятый житель Кузбасса был абонентом билайн. За первые два года работы оператора в регионе симкарты покупали в среднем 410 человек в день
За 20 лет связь стала настолько привычным явлением, что сейчас трудно представить человека, не пользующегося мобильным телефоном. Даже бабушки и дедушки за прошедшие несколько лет стали чаще использовать смартфоны — с их помощью удобнее оплачивать счета, находить нужную информацию и поддерживать контакт с родственниками. В 2000-х количество функций, поддерживаемых устройствами, можно было пересчитать по пальцам: помимо голосовой связи и SMS, в популярных моделях были будильник, калькулятор и несколько игр.
Современный смартфон — это маленький компьютер, с помощью которого можно делать практически всё: снимать и обрабатывать качественные ролики, выполнять офисную работу, общаться с людьми с любой точки планеты. Двадцать лет назад люди только учились общаться в онлайне: использовали «лайфхак» с первыми «бесплатными» секундами, писали друг другу сообщения, стараясь вместить мысль в количество символов. Так как в одну SMS-ку помещалось 160 символов латиницей или 70 символов кириллицей, некоторые предпочитали использовать транслитерацию.
Помните, сколько тогда стоило SMS-сообщение?
Кликни, чтобы вспомнить
Помните, сколько тогда стоило SMS-сообщение?
Верно!
Да, стоимость в то время указывалась в условных единицах, но цена одного SMS была меньше
Если переводить в у.е., в эту сумму «помещалось» примерно два сообщения
Подробнее
Цена сообщения была одной для всех операторов, а стоимость звонка варьировалась в 2002 году от 0,12 до 0,22 у.е. за минуту разговора.
В 2006 году в Минкомсвязи разработали регламент, согласно которому не должны тарифицироваться первые три секунды разговора. До этого момента бесплатными для абонентов билайн были первые шесть секунд
В современных тарифных планах всё уже продумано с учётом потребностей абонентов. Сейчас при звонках в другой регион больше не нужно с опаской поглядывать на экран, подсчитывая в уме стоимость беседы — тарифные планы включают в себя безлимит внутри сети на территории РФ, большой объём минут на звонки абонентам всех операторов. Кроме того, некоторое время назад был отменен внутрисетевой роуминг, что позволяет абонентам передвигаться по стране и в любом регионе получать «домашние» условия.

Несмотря на то, что прошло 20 лет, и принято считать, что с годами всё только дорожает, в России операторам удается держать адекватную планку стоимости услуг сотовой связи. Согласно исследованиям, цены на связь в России — одни из самых дешёвых в мире. Минимальная стоимость тарифного плана «Близкие люди» в Кемеровской области сейчас составляет 370 рублей. Давайте сравним, на что их хватало тогда и сейчас.
А вы помните, как в то время можно было пополнить баланс?
Кликни, чтобы вспомнить
А вы помните, как в то время можно было пополнить баланс?
Изначально пополнить баланс можно было только с помощью карты оплаты. В 2002 году минимальный номинал такой карты составлял 10 у.е.
Верно! Изначально пополнить баланс можно было только с помощью карты оплаты. В 2002 году минимальный номинал такой карты составлял 10 у.е.
Изначально пополнить баланс можно было только с помощью карты оплаты. В 2002 году минимальный номинал такой карты составлял 10 у.е.
Подробнее
В первый год работы офисов продаж в Кузбассе очереди за платёжными картами были нередким явлением, сейчас пополнить баланс в разы легче
Недостаточно развивать только качество связи — нужно работать над тем, чтобы услугами было удобно пользоваться. Теперь пополнить баланс проще — не нужно никуда идти, достаточно нажать пару кнопок в приложении «Мой билайн» или подключить автоплатёж. Там же, в приложении, можно решать множество вопросов без посещения магазина: отслеживать расходы, менять тарифы, подключать номера семьи к своим пакетам минут и интернет-трафика.
А вы помните, как в то время можно было пополнить баланс?
Кликни, чтобы вспомнить
Как мы раньше узнавали, сколько средств осталось на счёте?
Неверно. Команда *102# доступна и сейчас, но в приложении — удобнее
Верно! Команда доступна и сейчас, но в приложении — удобнее
Неверно. Команда *102# доступна и сейчас, но в приложении — удобнее
Подробнее
Короткий номер 0611 — родом из Сибири. Его стали использовать в Новосибирске ещё во времена работы первого мобильного оператора Новосибирска «Сотовая компания»
С годами абонентов становилось всё больше, развивалась сеть, пересматривали тарифные планы, на рынке появлялись новые модели телефонов с цветными экранами. Вместе с этим появлялись и новые услуги.
Как во времена кнопочных телефонов можно было получить любимый рингтон?
Кликни, чтобы вспомнить
Как во времена кнопочных телефонов можно было получить любимый рингтон?
Подробнее
Теперь в наших смартфонах — десятки приложений, позволяющих слушать музыку онлайн, смотреть фильмы, читать книги
Есть даже специальные тарифы, в которые уже включены подписки на все нужные сервисы. А если нужного приложения в телефоне нет, его всегда можно скачать, не рискуя при этом оказаться в «минусе».

Ещё один большой плюс современности — мобильный интернет. Когда на рынке появились телефоны с возможностью выходить в сеть, пользоваться ей стали далеко не все: скорость WAP была низкой, её хватало на просмотр сайтов с текстовым интерфейсом и чтение почты, при этом стоимость пользования была достаточно высокой. Существующая сегодня сеть 4G позволяет смотреть со смартфона фильмы в высоком качестве, общаться по видеосвязи, играть в игры и качать объемные файлы, не подключаясь к домашнему WiFi.
Стоит отметить, что за прошедшие 20 лет изменилась не только сотовая связь и мобильные телефоны. Приятно смотреть, как развивается и преображается Кузбасс, как меняются люди. Сама жизнь с развитием технологий стала другой: появились новые привычки, ценности, интересы и увлечения, новые профессии и даже новая этика общения. При этом в исторических масштабах 20 лет — очень небольшой период. Интересно посмотреть, как изменится мир ещё через несколько десятилетий: какими гаджетами мы будем пользоваться, как они изменят нашу повседневную жизнь, как будут выглядеть Кемерово и Новокузнецк с развитием технологий и внедрением новых решений. билайн же будет продолжать оставаться надёжным и верным проводником в мир цифровых решений: мы стремимся поддерживать абонентов связью в любое время и в различных ситуациях, над чем и продолжаем работать
Алексей Ядрышников, директор Кемеровского отделения билайн