Дачный ренессанс в Кемерове: как менялась роль загородных участков
Пробки в пятницу на выездах из города – это дачники с радостью покидают бетонные джунгли. А ведь ещё недавно поездка в сады отрицали многие, нужно тяжело работать, отбиваться от мошкары и ночевать в некомфортных условиях. Почему теперь огороды стали любимым местом отдыха кузбассовцев, рассказываем в спецпроекте А42.
«Кемеровчане – городские крестьяне»

На самом деле представить русского человека без дачи невозможно: домики в деревнях «кочуют» с населением нашей страны сквозь столетия и появились задолго до советских мичуринских садов.

Упоминания о дачах можно встретить во многих дореволюционных литературных произведениях, где близость к земле была признаком духовности. После революции обладание дачей становится скорее привилегией: участками награждали, например, видных деятелей культуры, науки, членов партии, военных и так далее. Простым же людям получить землю оказалось сложно – массовый возврат к «народным корням» случился лишь во второй половине ХХ века.

Старший научный сотрудник музея «Красная горка», журналист-краевед Владимир Сухацкий описывает кемеровчан, проживавших в городе в 50-60-х годах, как городских крестьян.
Когда-то Кемерово состоял из частников – у каждого был свой огород. Например, есть фотографии, на которых уже виден главный корпус Кузбасского технического университета, а вокруг – сараюшки, баньки, грядки с капустой. Тогда и скотину выращивали. А потом город заполонили дома хрущёвской постройки – людей лишили возможности вести хозяйство, переселили в пятиэтажки, – рассказывает Владимир Сухацкий.
Закрыть продовольственный вопрос не помогли ни указ Первого секретаря ЦК КПСС сдавать мясо, ни закупка зерна в Канаде. Тогда правительство решило выделять населению земли под картошку от предприятий, а также легендарные 6 соток земли – не для отдыха, но для возделывания.

Дача вновь заняла в жизни людей важное место, став одним из домашних цехов, серьёзным экономическим подспорьем, неотделимым от быта. «Садовый бум» пришёлся на 60-70-е годы. Картошка, свёкла, морковь, зелень, другие овощи – всё это стало важным довеском в ежедневном рационе кемеровчан. Этот феномен советской жизни оказался настолько самобытным, что даже привлёк внимание группы британских учёных во главе с профессором социологии Саймоном Кларком, посетившим Кемерово. Свои наблюдения эксперты изложили в докладе «Миф о городском крестьянстве» (The Myth of the Urban Peasant), указав, например, что 65% семей питаются картошкой из личного подсобного хозяйства.

Со временем дача перестала рассматриваться как жизненно-важный источник пропитания – к 1996 году дефицит наконец-то закончился. Привычка огородничать прочно закрепилась среди людей старшего поколения, но молодёжь массово отказывалась от малорентабельных поездок на «фазенду»: в конце 90-х – начале 2000-х благосостояние семей возросло, и картошку стало проще купить, чем выращивать своими руками, ежедневно преодолевая долгие расстояния до СНТ. Некоторые избавлялись от участков, другие стали превращать перешедшие по наследству земли в место для отдыха – тогда и наступил дачный ренессанс.
Возрождение в лицах
Родители дачницы Ирины Смирновой, с которой пообщалась редакция A42.RU, успели запрыгнуть в один из первых вагонов дачного ренессанса.
В 2000-м году мои родители купили дачу у своих товарищей в СДТ «Берёзка». На участке уже стоял домик – бывшие владельцы сами его построили. Землю покупали прежде всего для удовольствия, отдыха на природе, поэтому родители взялись за облагораживание – перестроили беседку, заасфальтировали дорожки, сплошной огород превратили в газон с клумбами и деревьями, соседствующий с несколькими небольшими грядками. И дом отремонтировали – поменяли старые деревянные окна на пластиковые, обновили фасад, – делится Ирина.
Хотя аграрные работы не отнимают у семьи все выходные, чтобы содержать участок в порядке, приходится прикладывать много сил. Без этого никуда: для Ирины и её родных дача стала местом, где можно с комфортом жить всё лето.

В апреле работаем много – выгребаем и вывозим листву с участка, моем полы, окна, стены в доме, беседку, вскапываем наши немногочисленные грядки. Продолжается ударный труд до 20-х чисел мая. Потом уже больше отдыхаем: едим ягоду, зелень. Конечно, текущие бытовые задачки решаем – подметаем, полем, дрова для бани колем. Но это труд в удовольствие, чтобы поддерживать уют, который мы тут создали. Я люблю здесь находиться, мне очень комфортно. В сущности, делами мы занимаемся недолго, остальное время загораем, плаваем в бассейне, – продолжает Ирина.

Родители дачницы переезжают за город с началом сезонных работ и возвращаются только к концу сентября. В домике можно с комфортом жить, общаться с детьми и внуками, даже работать. Дочь Ирины, которая часто остаётся с на даче с бабушкой и дедушкой на каникулах, успешно занимается за ноутбуком с репетиторами – прямо как дома. Отец девушки увлекается фотографией – снимает местные пейзажи и обрабатывает в специализированных программах, которые скачивает здесь же, в полевых условиях.
Для нас всех важно иметь доступ к интернету. Мы с мужем оба работаем в сфере услуг, поэтому поддерживаем связь с клиентами даже вне рабочего времени. Проводя время на даче, не испытываем никаких проблем. В семье мы пользуемся МегаФоном, у нас устойчивое соединение, хватает сразу на нескольких пользователей. Доступ к мессенджерам, сети и рабочим программам бесперебойный, в том числе и на компьютере, через модем с сим-картой оператора, – продолжает Ирина.
Впрочем, интернет – не только способ оставаться на связи, но и бесконечный источник премудростей для огородников. Каждый посадочный сезон прямо на грядках семья Смирновых сверяется с прогнозом погоды, чтобы знать, пора ли высаживать теплолюбивые культуры. Ещё смотрят мастер-классы на тему посадки, пасынкования и обработки овощей. И, конечно, с помощью мобильного интернета можно хвастаться аграрными победами без отрыва от производства: летом чаты мессенджеров пестрят произведениями искусства дачного ренессанса – фотографиями цветов, овощей и кустарников.

По данным МегаФона, самым востребованным онлайн-сервисом в СДТ «Берёзка» является YouTube, на который приходится 28% скачанных данных. Именно здесь садоводы и огородники чаще всего ищут полезные видеосоветы. На втором месте по пулярности онлайн-кинотератры – на просмотр фильмов тихими летними вечерами уходит 19% трафика. Третий в списке – сервис коротких видеороликов TikTok (11%), ведь теперь немало времени на дачах проводят представители и младших поколений.
Мобильная активность жителей региона на дачах за последний год выросла в 3 раза, – рассказывает директор МегаФона в Кузбассе Александр Малов, – Этот тренд появился в период ограничений пандемии. Люди работали и учились удаленно и хороший интернет позволял выполнять свои задачи и за городом. Сегодня загородный отдых стал ещё более популярен, так как многие кузбассовцы отказываются от летних поездок за границу, предпочитают родной регион. С учётом этих тенденций мы развиваем сеть мобильной связи в коттеджных поселках, СНТ и кооперативах. За последний год мы модернизировали инфраструктуру, нарастили ёмкость сети и построили новые базовые станции 4G на наиболее загруженных участках. В их числе дачный «пояс» Кемеровской и Новокузнецкой агломерации, а также вблизи Прокопьевска, Белово, Юрги, Топок и других городов области.
Дом, газон
и базовая станция

Руководитель отдела загородной недвижимости компании «Этажи» Евгений Коротов считает, что спрос на дачи вырос не только благодаря желанию выбраться на воздух, но и пока еще гуманным ценам.

Потребность в дачах продолжает расти – только за май количество закрытых сделок увеличилось вполовину. Мало того, сегодня люди готовы тратить еще больше, при условии, что будущее владение соответствует определённым требованиям. А именно: дом должен предлагать хотя бы минимальный комфорт и отапливаться, на участке нужна баня, дороги к СНТ и внутри самого поселения должны чистить от снега в зимний период. Особенно часто стали спрашивать, какая в посёлке связь и есть ли своя базовая станция
Рассуждая о портрете потребителя, Евгений отмечает одну интересную тенденцию: молодёжь неожиданно стало тянуть к земле.
Дело в том, что в некоторых СНТ можно без труда жить круглый год – есть и печное, и электрическое отопление, много где проведён газ. Дома стоят хорошие, часто бани сразу внутри обустроены. До города недалеко, квадратных метров много, а цена в сравнении с квартирами смешная. Молодёжь понимает эту выгоду и делает выбор в пользу комфорта и свежего воздуха. Поэтому, если раньше средний возраст покупателя дачи равнялся 40 годам, сейчас это 21 год, – продолжает эксперт.
Подстёгивает всеобщий интерес к загородной жизни и мода на ЗОЖ: сейчас зелень, ягоды и овощи со своих участков рассматриваются, как экологическая пища. Свежий воздух, тишина, «чистая» еда – для многих это неотъемлемые элементы повседневной осознанности, вклад в собственные здоровье и долголетие.

У современных садоводов уже формируются и полезные цифровые привычки. Если на даче есть интернет, то можно обустроить «умный» огород и контролировать полив, электроэнергию в доме, а с помощью видеонаблюдения смотреть за тем, кому ещё интересен твой урожай. В МегаФоне среди популярных цифровых сервисов у продвинутых дачников также называют услугу pre-5G, которая добавляет до 50% к скорости интернета для удаленной работы, учёбы, загрузки «тяжёлого» контента.

В этом году сеть оператора была признана лучшей в России. Лидерство МегаФона подтвердило независимое исследование по скорости передачи данных и покрытию сети международной компании Ookla.

Журналист-краевед Владимир Сухацкий поделился с редакцией предположением, что интерес к земле со временем будет продолжать расти, при этом, дело может оказаться не только в жилищных выгодах и развивающейся инфраструктуре связи, но и в очевидных экономических причинах. Жизнь кемеровчан и населения других регионов неизбежно изменится. Какое место в ней займут дачи – покажет время. Главное - подходить к воплощению русской мечты о единении с природой в наше время уже можно благодаря полезной информации в сети.
Журналист Галина Киричишина, фотограф Владимир Костюк