Прыжок в будущее кузбасской энергетики
75 лет энергосистеме Кузбасса: 10 историй с уникальными архивными фотографиями
Районное энергетическое управление «Кемеровоэнерго» образовано 3 июля 1943 года. А значит, в июле Кузбасс отметит 75-летие отрасли. По случаю юбилея корреспонденты A42.RU попросили энергетиков вспомнить, как происходило становление кузбасской энергосистемы. Десять самых ярких историй мы собрали в этот проект.
Шахтёры замолвили словечко
Электрификация Сибири затянулась бы надолго, если бы не группа кузнецких шахтеров, которым удалось попасть на съезд с В. И. Лениным. Горняки рассказали революционеру, что не могут начать добычу угля из-за отсутствия электрооборудования на шахте. Владимир Ильич распорядился передать сибирякам стоявшую без дела динамо-машину из Большого театра. По преданиям бывалых энергетиков, эта чудо-машина стала первым толчком к строительству новых подстанций средней мощности в Кемерове.
Закаляйся, если хочешь стать энергетиком
Молодые специалисты для строительства новых подстанций прибывали в Кузбасс из Москвы, Иванова и соседнего Томска. Не всем удавалось привыкнуть к сложному сибирскому климату. Некоторые, проработав в Сибири максимум три года, переехали на запад, в края обетованные, где становились высококлассными специалистами. Потому что в Кузбассе прошли настоящую школу выживания, многому научились, вот только пригодились не здесь. Именно поэтому руководство при приёме на работу отдавало предпочтение сибирякам, которые готовы работать на линии в морозы -20°С. Чтобы поддерживать себя в форме, сетевики по выходным устраивали проверку на прочность – закалялись, обливаясь холодной водой. Неудивительно, что после такой «терапии» бригады работали слаженно, без больничных и отгулов.
Солидол на рельсы
Для строительства «гигантов энергетики» – подстанций мощностью 110 кВ – требовались огромные автотрансформаторы. Доставить электроустановки весом по 120 тонн по бездорожью было нереально. Находчивые энергетики быстро разработали нехитрую схему. Сначала готовили рельсовый путь из двух сбоек, смазывали солидолом рельсы, ставили на них автотрансформаторы и тянули лебёдками, либо тракторами. Протянув пролёт, производили разборку, и так с переносами приходилось преодолевать расстояние почти в километр. По отчаянному бездорожью те же трансформаторы перевозили при помощи танков. Зрелище, конечно, было незабываемое и для энергетиков, и для местных жителей, которые бросали все дела, выбегали из домов, чтобы посмотреть на это удивительное мероприятие.
Транспортировка танками трансформатора с ж/д станции «Юрга на подстанцию 500
Изоляторы высоковольтной линии 110 кВ купали как ребёнка
Энергетики Северных электрических сетей впервые в Кузбассе внедрили в работу новый способ обмыва изоляций ВЛ – 110 кВ. Вместо изнурительного очищения вручную, гирлянды изолятора стали «купать» как ребёнка – под душем. Для этого не нужно было подниматься на большую высоту и предварительно отключать линию от электроснабжения. Теперь изоляторы не менее бережно окатывали чистой водопроводной водой из брандспойта. Это позволило проводить работы без перерыва электроснабжения, что существенно повысило выпуск продукции на флагмане химического производства Кузбасса – «Азоте».
«Энергетики» с подковой жили на работе вплоть до 70-х годов
С 30-х по 60-е годы главным транспортом энергетиков были лошади, на которых бригады ежедневно осматривали линии и перевозили электрооборудование. Содержали рабочих лошадок недалеко от подстанций, сами заготавливали корма, купали и ухаживали за своими незаменимыми помощниками. После тяжёлого трудового дня энергетикам ещё и подсобным хозяйством приходилось заниматься: на подстанциях вместе с трансформаторами, изоляторами и опорами бережно хранились литовки и грабли. После обхода линии сетевики дружно отправлялись на покос.
Электромонтёры купают в реке бригадный транспорт. 40-е годы
Фронт работы с кашей и сном под открытым небом
Для восстановления крупных технологических нарушений энергетики на целую неделю, а то и больше могли уйти «на фронт». Бывало и такое, что высоковольтные линии после сильного урагана восстанавливали до 18 суток. Трудились бригады сетевиков от темна до темна, не отрываясь от производства: собирали опоры, окапывали траншеи для установки новых, обедали и спали прямо на свежем воздухе. Зимой перебирались в вагончики, где грелись у печек-буржуек и укрывались фуфайками вместо одеял. Родные действительно провожали сетевиков на работу как на фронт. Бывало, и сами приезжали на лошади, чтобы навестить и разузнать, как дела у ЛЭПовцев, когда введут в работу очередную линию, и в посёлке вместо керосиновой лампочки загорится электрический свет.
Подстанция Новокузнецкая 500. Инструктаж на рабочем месте
Светлый колхоз – больше молока
Электрификация сельского хозяйства Кузбасса началась в 1925 году с вводом в эксплуатацию первой сельской гидроэлектростанции на реке Ур в селе Горскино Гурьевского района. За 20 лет в области было электрифицировано 12% колхозов. Местные председатели гордо рассказывали соседям, что световой день у коров они продлевают искусственным освещением, отчего удои молока увеличиваются вдвое. Годы с 1946 по 1959 стали прогрессом в электрификации сельского хозяйства. За это время в области электрический свет загорелся в 80 колхозах, а шесть из них символично переименовали в «Свет Ильича».
Опоры местного производства
В 60-х годах все линии в основном были на деревянных опорах. Зимой линейщики сами рубили лес в тайге, вывозили его на базу. Весной шкурили, просушивали и пропитывали специальным раствором, в который добавляли масло, креозот и смолу. Все работы по установке выполнялись вручную. Звено из двух человек меняло две приставки к опоре в смену. Работа была неимоверно тяжёлая. Опору раскрепляли оттяжками, откапывали лопатой приставку, вытаскивали её из котлована и устанавливали новую. И так каждый день с весны и до первых заморозков. Главной приметой энергетиков всегда были мозоли на руках, которые чаще всего появлялись от креозота. Зато деревянные опоры «собственного производства», изготовленные по специальным советским технологиям, до сих пор считаются прочнее металлических.
Осмотр линии электропередачи
Зарубежное электрооборудование чинили местные «Кулибины»
Из-за недостатка отечественного оборудования трансформаторы тока и напряжения, выключатели и разъединители часто приобретались за рубежом. Вместе с иностранным оборудованием в Кузбасс приезжали заморские гости-наладчики. За монтаж и наладку оборудования таких фирм, как «Сименс Шукерт», «Скарпо Маньяно», «Ганц» приходилось расплачиваться валютой, причём не все зарубежные мастера были готовы передать свой опыт кузбасским энергетикам. Поэтому местные Кулибины умело «играли в шпионов», подсматривали за работой, вели настоящие дневники, куда записывали основные действия наладчика. Однажды американская схема по эксплуатации трансформатора попала в руки местного инженера, он отлично запомнил сложную систему оборудования и перечертил её в свой блокнот. Больше наладчиков из-за границы кузбасские энергетики не вызывали, обходились своими силами и весьма успешно.
Кондомская ПЭС
Пуск подстанции как полёт в космос
В 1959 году состоялся первый в истории визит лидера нашей страны Никиты Хрущёва в Америку. Он прибыл в США на самолёте, совершив первый трансатлантический перелёт, что стало свидетельством советских технических достижений. В это время в далёком Кузбассе начали сооружать линии электропередачи 110 кВ для электрификации Транссибирской железнодорожной магистрали, а также подстанцию «Ново-Анжерская» напряжением 500 кВ. От Юрги до Красноярска тогда не было других центров питания, и появление новой подстанции должно было кардинально изменить ситуацию. Масштабный проект был завершён в амбициозно короткие сроки. Первый ток на шинах этого крупнейшего объекта появился в исторический день – 12 апреля 1961 года, в день полёта Юрия Гагарина в космос. Свидетели этого события вспоминают, что не спали всю ночь, волновались за успех предприятия. Для сибирских энергетиков запуск этого проекта тоже стал своеобразным прыжком в будущее.
Редакция A42.RU благодарит ПАО «МРСК Сибири» за предоставленную информацию и фотоснимки
ПОДЕЛИТЬСЯ