Лечение зубов под наркозом
Подробности от анестезиолога
Смельчаков, которые лечат зубы совсем без анестезии, почти не осталось: никто не хочет терпеть боль. Но бывают ситуации, когда обычное обезболивающее не помогает. Анестезиолог-реаниматолог стоматологического центра «Добрый День» Василий Жданов рассказывает о том, как пройти лечение под наркозом, какие бывают противопоказания и почему перед процедурой нужно выпить стакан чая.
Смельчаков, которые лечат зубы совсем без анестезии, почти не осталось: никто не хочет терпеть боль. Но бывают ситуации, когда обычное обезболивающее не помогает. Анестезиолог-реаниматолог стоматологического центра «Добрый День» Василий Жданов рассказывает о том, как пройти лечение под наркозом, какие бывают противопоказания и почему перед процедурой нужно выпить стакан чая.
По словам Василия Жданова, в Европе и Америке амбулаторная анестезия распространена уже более тридцати лет. Для России это достаточно новая и непривычная процедура. В Кемерове одними из пионеров амбулаторной анестезии стали специалисты стоматологического центра «Добрый День»: в нём под наркозом проводят все виды имплантации, лечения и удаления.

В клинике работает команда из трёх анестезиологов и анестезистки. Во время лечения пациентом занимаются анестезиолог и анестезистка.

– Прежде, чем начать работать в частной клинике, нужно накопить опыт в городской больнице скорой помощи, с интенсивным потоком людей, – уверен Василий.

Чтобы проводить амбулаторную анестезию, нужно получить разрешение: пройти лицензирование на оказание услуг по анестезиологии и реаниматологии. Для получения лицензии в клинике должно быть специальное зарубежное оборудование: наркозно-дыхательная и следящая аппаратура. В центре «Добрый День» используют оборудование немецкой компании Dräger.
Василий Жданов
Анестезиолог-реаниматолог
Опыт работы: 15 лет
Некоторые виды анестезиологии не выдерживают проверки временем и нормами безопасности. К примеру, известная нам по зарубежным фильмам седация с использованием закиси азота сейчас не используется в серьезных стоматологических центрах из-за высокого риска осложнений. Любая работа в полости рта должна проходить с защищёнными дыхательными путями, то есть дыхательные пути и операционное поле должны быть разобщены. При седации человек дышит сам, а глубину седации сложно контролировать, возможно попадание инородных тел в дыхательные пути и развитие гипоксии – кислородного голодания.

Работа под эндотрахеальным наркозом снимает такой риск. Мы устанавливаем в трахею тонкую интубационную трубку через ноздрю, герметизируем просвет трахеи манжетой, подаём через трубку анестетик. Стоматолог может работать сколько угодно долго, не переживая, что в дыхательные пути попадёт жидкость или частички материалов. Пока пациент спит, за него дышит аппарат.
– Если есть возможность избежать наркоза, избегайте, – советует Василий. – В любом случае это стресс для организма. Но если другие варианты использовать не получается, наркоз может стать хорошим способом получить лечение.

Когда клиника открывала данное направление, предполагалось, что большая часть пациентов окажется детьми: они идут на контакт со стоматологами с большой неохотой. Команду анестезиологов подобрали преимущественно педиатрическую: выпускников педиатрического факультета, работников детской реанимации. За три года работы оказалось, что под наркозом лечат 50% детей и 50% взрослых.
Лечение под наркозом подходит:

  • детям до пяти лет. С учётом возраста и поведения им бывает сложно высидеть лечение бутылочного кариеса или пульпита;
  • пациентам любого возраста с неврологическими расстройствами, в том числе с аутизмом или ДЦП. Иногда это становится единственным способом провести лечение;
  • людям со стоматофобией – боязнью стоматологов. Она может быть развита настолько сильно, что у человека случается паническая атака или потеря сознания при виде стоматологического кресла. Это не прихоть, которую можно перетерпеть, а психологическая проблема, которую нужно решать. Лечение под наркозом снимает тревожность пациента;
  • пациентам с поливалентной аллергией. Случаи, когда организм не переносит все виды местных анестетиков, встречаются чаще, чем кажется.
  • людям, ценящим время. Зачастую у пациентов нет времени на то, чтобы приезжать в стоматологическую клинику 7-8 раз на процедуры. Если противопоказаний нет, то альтернатива в виде наркоза существенно экономит время.

– С пациентом всё время находится анестезиологическая бригада, а вот стоматологи меняются: одни врачи лечат кариес, другие – ставят импланты, третьи – удаляют зубы, – рассказывает Василий. – Если человек хочет вылечиться за один раз и не кататься к нам туда-сюда, это его шанс. Самый длительный сеанс лечения у нас длился 8 часов. Пациент решил, что не вылежит такое время на стоматологическом кресле, а времени на несколько посещений у него не было.
Противопоказания

  • Сопутствующие патологии: перенесённый инфаркт, недостаточность кровообращения, хроническая сердечная недостаточность; неконтролируемая бронхиальная астма, гипертоническая болезнь в третьей стадии, хроническая почечная недостаточность. У таких пациентов велик риск осложнений во время операции и необходимости перевода в реанимацию.
  • Беременность. Для проведения процедуры при угрозе прерывания необходима помощь акушера-гинеколога в стационаре.
  • Острые заболевания: инфекционные, ОРВИ.

От возраста пациента лечение не зависит. Самому молодому пациенту клиники – 9 месяцев, самому возрастному – 73 года.
– Некоторые пациенты относятся к наркозу несерьёзно: как будто это просто укол в вену, – качает головой Василий. – В таких случаях я демонстрирую сложное оборудование, наркозно-дыхательный аппарат, кардиомонитор, сеть датчиков, рассказываю о сложности подбора правильной дозировки препаратов, показываю два шкафа препаратов. Нужная комбинация препаратов позволит минимизировать тошноту и избежать рвоты после операции, отключить сознание на необходимый период. Современные ингаляционные и внутривенные анестетики можно использовать хоть каждый день, но со знанием дела.
Как проходит подготовка

Пациент приходит на приём с результатами анализов, на основании которых врач выявляет патологии или их отсутствие. Второй этап подготовки – собеседование с анестезиологом, который задаёт множество вопросов. Их цель – подтвердить, что у пациента нет патологий, которые нельзя выявить с помощью стандартных анализов. В практике Василия бывали случаи, когда пациентов отправляли на госпитализацию, обнаружив проблемы с сердцем, лёгкими или новообразованиями. По результатам анализов и опроса составляется план анестезии и рассчитывается дозировка препаратов. Врач рассказывает пациенту о ходе операции, тот принимает осознанное решение, внимательно читает и подписывает согласие на анестезию.

– Залог успеха хорошего лечения под наркозом – сотрудничество пациента и врача, – уверен Василий. – Нельзя скрывать от врача симптомы, важно чётко следовать рекомендациям, выдерживать «голодную паузу» перед операцией. Я созваниваюсь с пациентом за день до планируемого наркоза, напоминаю о режиме питания, до скольки можно есть и пить, напоминаю, что нельзя употреблять алкоголь. За три часа до наркоза нужно выбить сладкий чай или осветлённый сок без мякоти. Это поможет поддержать необходимый уровень глюкозы в крови и жидкости в организме, избежать послеоперационной тошноты из-за гипогликемии.
В день операции пациента ингалируют небулайзером, эта ингаляция – компонент премедикации. Он переодевается в комнате послеоперационного наблюдения. Для родителей пациентов-детей в ней предусмотрено место. После операции в комнате можно посмотреть телевизор и отдохнуть.

Операционная готова к любой нестандартной ситуации: есть мобильный рентген, удобные катетеры-проводники для двухэтапного введения в трахею крупных трубок (технология, запатентованная одним из анестезиологов, работающим в клинике), кислородный концентратор, который позволит вентилировать пациента стопроцентным кислородом при отключении света не менее 40 минут, респиратор.

– После лечения и пробуждения от наркоза пациент остаётся в клинике не менее двух часов, – подчёркивает Василий. – Мы должны удостовериться, что препараты закончили своё действие, а человек пришёл в обычное состояние. Нельзя выпускать пациента, пока у него кружится голова, если он шатается. Спустя два часа пациент выпивает стакан воды – это позволяет нам понять, что он может принимать жидкость, не испытывает тошноты. Только после этого мы убираем венозный катетер и отпускаем пациента домой.
Лечение зубов под наркозом – непростая медицинская процедура, которая требует ответственного отношения пациента. Опытный врач минимизирует все риски от такой операции и позволит провести процедуру пациенту, для которого лечение под наркозом – единственная возможность сохранить стоматологическое здоровье.
Лечение зубов под наркозом – непростая медицинская процедура, которая требует ответственного отношения пациента. Опытный врач минимизирует все риски от такой операции и позволит провести процедуру пациенту, для которого лечение под наркозом – единственная возможность сохранить стоматологическое здоровье.
КОМАНДА ПРОЕКТА
Василий Жданов
Анестезиолог-реаниматолог
Надежда Шпак
Куратор проекта
ПОДЕЛИТЬСЯ
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.