Мультимедийная выставка «Русский авангард» в Кемерове
В море новых понятий и терминов цифрового мира выражение «мультимедийная выставка» может означать всё, что угодно: набор оцифрованных арт-объектов, место развлечения в окружении дисплеев и шлемов виртуальной реальности, модный одуряющий интерактив и бесплодные попытки встроить какой-то просветительский контент.

Наверное, только в современном цифровом искусстве могут подниматься серьёзные вопросы новых творческих форматов. Искусство прежних эпох при использовании современных графических программ и приёмов, скорее, деформируется.
Русский музей в рамках работы филиала в Кемерове откроет в Кузбасском центре искусств мультимедийную выставку «Русский авангард»
Организовать такую выставку — само по себе смелый шаг. Ещё более смелой является идея интерпретации художественного метода через выставочный видеоконтент. Проще говоря, Русский музей предлагает визуальную демонстрацию того, как складывается изображение на картинах, рисунках и какой логикой строятся пространственные формы. Это не процесс самого рисования, а интегрированная работа глаза, руки, мысли художника, которые переплетаются с его рефлексией относительно внешнего мира.

Именно русский авангард, отказавшись от академической традиции, открыл возможность работы с чистой формой, цветом, пространством, исходя из внутренней логики своего художественного направления, а не сюжета, натуры или качества живописи. Поэтому произведения Малевича, Кандинского, Родченко, Татлина, Экстер, Филонова и других предстанут в совершенно неузнаваемом на первый взгляд качестве: разложенными на формы, в движении масс и цвета, в пространственном звучании линии, точки, плоскости, магии ритма, гармонии космического хаоса или скрытого движения в статике. Все основные положения искусства того радикального переворота сконструированы в зонах, специально отстроенных для этой выставки.
Василий Кандинский, На белом (Композиция 224). 1920. Русский музей
Павел Филонов, Пир королей. Холст, масло, 1912-1913. Русский музей
Тут бы хотелось перекинуть мостик к так называемым точным наукам, интерес к которым у художников был самый пристальный. Бессмертный «Чёрный квадрат», QR-код, пиксельная графика и 8-битная музыка — элементы одной последовательности, хотя это не так очевидно. В начале этой последовательности были и футуристическая опера «Победа над Солнцем» Матюшина, и поэма огня «Прометей» Скрябина, и опыты синематографа.

Экспозицию озвучит музыка Шостаковича, энергия которой со своей внутренней драматургией и режиссурой завершит целостность выставки. Симфония №1 фа минор и Симфония №2 «Октябрю» си мажор были записаны и исполнены оркестром Мариинского театра (Санкт-Петербург) под управлением Валерия Гергиева.
Казимир Малевич, Супрематизм. Холст, масло, 1915-1916. Русский музей
Казимир Малевич, Эскиз декорации к опере "Победа над Солнцем". Русский музей
Да, мультимедийная выставка — это протяжённое во времени и пространстве зрелищное действо. Именно так мыслили и творили авангардисты начала XX века.

Для команды Центра мультимедиа Русского музея такой опыт не случаен. Это, скорее, итог многолетних экспериментов в компьютерной визуализации, которые проводились с применением новейших технологий ещё с 1990-х годов. Это были и простые анимированные демонстрации картин, и сложные спрограммированные трансформации. Некоторые из них по прошествии времени были признаны методологически ошибочными, некорректными по отношению к подлинным арт-объектам.

Альтман Н.И., Шульман С.Г., Проект убранства пл. Урицкого к 1-й годовщине Октябрьской революции.1924-1925 гг. Русский музей
Эксперимент Русского музея предлагает своё решение в переносе оригинальных арт-объектов в цифровое пространство. И это решение согласовано с практикой и теорией художественной визуализации, а также реализовано с пониманием цифрового пространства как продолжения истории Больших стилей, вершинами которых были древнейшие мистерии, средневековые храмовые литургии или Байрейтский фестиваль опер Вагнера.

Это, конечно, очень большая претензия, но музей, по крайней мере, пытается идти к тому самому «Gesamtkunstwerk» — синтезу искусств, которое пока невозможно в стенах старого музея, но возможно в других локациях, где его ждут.

Выставка «Русский авангард» будет работать для кузбассовцев с 15 декабря до 31 января. Посетите мероприятие, чтобы по-новому взглянуть на великолепные произведения знаменитых художников.

Фото: Русский музей, unsplash.com

Выставка «Русский авангард» в Кузбасском центре искусств
Кемерово, улица Дзержинского, 6

+7 (3842) 75-07-88

*Проект реализуется в рамках деятельности Филиала Русского музея в Кемерове