Вход
gazeta.a42.ru

Исчезнувшие навсегда: 13 домов Лукии Муриной

24 ноября 2016, 16:30 0 2739
Фото: Мария Аникина, личный архив

Томская художница Лукия Мурина бережно относится к прошлому. Вместе с мужем Николаем Исаевым она возвращает городу память о снесённых памятниках архитектуры в рамках проекта «Сжечь нельзя сохранить».

Художница пишет картины в жанре индустриального пейзажа, напоминая о былом величии советских предприятий и жизни современных. Участвует в выставках по всей России и организует проекты в Томске. Последняя – «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны» – собрала работы художников из 17 регионов. Мы поговорили с Лукией Муриной о космической красоте заводов Кемерова, индустриальных яйцах и старинных домах, которых больше нет.

 

«Помните, здесь был я»

 

Томск – город из дерева и камня с 400-летней историей. Музей под открытым небом – деревянное зодчество, сибирское барокко и каменный модерн гармонично соседствуют друг с другом. Порой кажется, что время здесь остановилось. Старинные дома хранят память об истории Сибирской губернии и всей страны. Но люди далеко не всегда относятся к прошлому бережно. Многие архитектурные памятники заброшены и забыты. Дома пустуют, разрушаются, их поджигают ради забавы, выбивают окна. Или ещё проще – сносят, как бараки или любое другое жильё, лишённое исторической ценности. Затем возводят на их месте торговые центры, парковки, новостройки.

Художники Лукия Мурина и Николай Исаев напомнили Томску об утраченной красоте. Они придумали арт-проект «Сжечь нельзя сохранить». На месте исторических зданий авторы нанесли уникальные трафареты – каждый из них повторял очертаниями погибший дом. Над трафаретом слова: «Помните, здесь был я». Читаешь их, и дом уже становится живым, вызывая искреннюю горечь утраты. Встреча с ним – это разговор с прошлым.

Николай Исаев и Лукия Мурина

История арт-проекта началась с выставки-акции в старинном доме. Пустующее здание произвело на соавторов проекта такое сильное впечатление, что они решили привлечь внимание к его судьбе.

«В 2011 году мы с Николаем попали в заброшенный «гоголевский дом» в Томске. Его построил архитектор Федоровский в 1904 году. Это памятник федерального значения. Он выглядел удручающе: окна выбиты, территория не огорожена... В наше время такое возможно – памятники в центре города могут быть брошенными и никому не нужными. Нас это тронуло. Мы решили сделать в доме выставку-акцию совместно с молодыми художниками. Назвали её «Сжечь нельзя сохранить». Изначально там не было никакой запятой, и мы предлагали всем посетителям поставить её там, где они считают нужным. Конечно, все выбрали – сжечь нельзя, сохранить», – вспоминает Лукия Мурина. И отмечает, что в 2016 году «гоголевский дом» начали реставрировать.

Выставка «Сжечь нельзя сохранить», 2012 год

В 2013 году в Томске снесли двухэтажный каменный дом в стиле классицизма на Ленина, 143. Его уничтожили, чтобы построить торговый центр. Лукия и Николай пытались защитить архитектуру города, ходили на общественные слушания и пикеты. Но этого было мало. Художники решили выразить свою позицию через искусство.

«Нам с Николаем пришла одна и та же мысль – сохранить в памяти людей дома, которые навсегда исчезли из города. Сначала мы хотели напечатать снимки или нарисовать плакаты, но потом обратились к лаконичному языку уличного искусства. Работа была кропотливой. Мы собирали фотографии каждого дома, исследовали его историю и вручную создавали трафарет – уникальный, повторяющий облик дома. На сегодняшний день мы сделали 13 трафаретов исчезнувших памятников архитектуры», – говорит Лукия Мурина.

Художники презентовали арт-проект о «погибших» памятниках архитектуры на Всероссийском молодёжном форуме «Таврида» в Крыму. «Сжечь нельзя сохранить» уже увидели жители Томска и Новосибирска. Сейчас проект, посвящённый сохранению культурного наследия, представлен на межрегиональной выставке «Молодая Сибирь» в Красноярске.

Акция живёт в формате выставочного проекта – необычного, пронзительного. Художники организовали пространство так же, как в родном городе – гостям предлагают ходить прямо по работам.

«Мы распечатали фотографии трафаретов в натуральную величину – метр на метр. Устлали ими пол в выставочном зале и разрешили по ним ходить, – объясняет Лукия Мурина. – В экспозицию мы включили артефакт – обгорелую деталь деревянного дома, которую мы нашли и поместили в витрину. Она внесла трагический акцент в наш проект. Но тема ведь и вправду грустная… Нас упрекали, что мы не показываем положительного. Но наш проект – о памяти. Мы не можем спасти всё. Но мы можем помнить».

 

Индустриальный космос

 

Первым индустриальный пейзаж представил английский художник Уильям Тёрнер в 1844 году. Это был движущийся поезд, картина «Дождь, пар и скорость». Англичанин раньше других обратил внимание на технический прогресс. И пока развивалась индустрия, искусство шло в ногу с ним. Так происходит и сегодня.

«Мы живём в постиндустриальную эпоху. Индустрия, которая вдохновляла художников своей мощью, безумными темпами строительства, сейчас стала уходящей натурой. В то же время в современном индустриальном пейзаже живут новые городские объекты. Например, находит отражение тема строительства многоэтажек, новых торговых центров и так далее. Современное производство тоже отражено в искусстве», – объясняет художница.

Лукия Мурина пишет индустриальные пейзажи с тех пор, как побывала в Кемерове. Именно здесь она нашла своё направление. Её работы передают красоту индустриальных объектов.

«В Кемерове я впервые увидела панораму – трубы ГРЭС и «Коксохим». Меня до глубины души поразил этот вид. Вернулась в Томск и написала одну из первых работ. Родилась идея: почему бы не сделать серию «Сибирь индустриальная», по аналогии с советскими художниками. Туда вошли Новокузнецк, Юрга, Томск», – вспоминает художница.

Серия «Сибирь индустриальная». Кемерово. Гуашь, темпера, акрил

Художница написала вид из автобуса на Юргинский машиностроительный завод. Она несколько лет проезжала мимо него по дороге в Кемерово, в годы учёбы в аспирантуре КемГУКИ. Каждый раз думала запечатлеть Юрмаш, и со временем ей это удалось. Графический лист подтолкнул автора к созданию другой масштабной работы, посвящённой Кемеровской области.

«После «Юрги» появился триптих «Это Кузбасс». Я попыталась передать монументальный, индустриальный и тяжёлый образ региона. Написала три работы метр на метр: элементы предприятий Прокопьевска, Юрги и Новокузнецка», – описывает Лукия свой проект.

Панорамы «Коксохима» (вверху) и «Азота». Работы с индустриального пленэра

В этом году Лукия Мурина приняла участие в индустриальном пленэре сибирских художников на предприятиях Кузбасса. Его организовали новосибирский галерист Вадим Мишулин и кемеровский искусствовед Наталья Попова. За 10 дней участники побывали на Кемеровской и Беловской ГРЭС, а также на заводе «Азот». Работать нужно было быстро и в условиях строжайшей дисциплины.

«Это была очень важная поездка, потому что я впервые попала на территорию завода. Если до этого у меня была возможность созерцать панорамы и дымящиеся трубы, то теперь я могла побывать в самом сердце завода, увидеть гигантские механизмы очень близко. На «Азоте» мы практически не сталкивались с рабочими. Казалось, что завод живёт сам по себе. Он поразил меня своими объектами, похожими на космические аппараты. Постаралась в графических листах передать эту фантастическую мощь», – восхищается художница.

 

Серия «Азот»

Сейчас она продолжает работу по этюдам, воспоминаниям, зарисовкам. Три графических листа с видами «Азота» представлены на выставке «Рисунок России» в Художественном музее Томска.

 

Тонкая красота гаражей и цистерн

 

Лукия Мурина организовала выставку «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны». В зале сибирского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) она собрала работы художников из 17 регионов России.

«Когда я начала увлекаться индустриальной темой, у меня не раз возникали идеи по организации выставки. Но тогда она мне представлялась совсем не такой, какой вышла. Мы с Ильёй Храбрым, новокузнецким художником, встречались и обсуждали проект. Мы видели выставку мощной, масштабной, соответственно теме. Мечтали провести её где-нибудь на заводе. А потом в Томске мне предложили провести выставку в филиале ГЦСИ. И я подумала – почему бы и нет? Но там пока небольшие площадки. Так родилась идея маленьких видов», – делится Лукия Мурина.

Куратору удалось гармонично организовать выставочное пространство. На фотографиях зал выглядит просторным, потому что работы выполнены в едином размере, все они – небольшие. Произведения посвящены избранному сюжету – стране заводов и фабрик, цистерн и гаражей, строек и товарных вагонов. Только посмотрели на неё художники иначе.

«Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны»

«Индустриальная тема – это чаще всего монументальные полотна. Мы же решили рассмотреть её в камерном пространстве и маленьком формате, придать лиричности и интимности видам. Приблизить индустрию к зрителю. Все промышленные объекты абсолютно несоразмерны человеку, они его поглощают. А здесь мы старались сделать их не такими угрожающими, более тёплыми и человечными. И передать их тонкую красоту», – говорит куратор выставки.

Многие авторы писали картины именно для выставки, поскольку предпочитают масштабные формы в своём творчестве. Индустриальный пейзаж – лидирующий жанр. Александр Кабин из Северодвинска рисует ржавые гаражи, цистерны и железнодорожные тупики. Александр Дашевский из Северной столицы работает над темой новостроек Петербурга. Илья Храбрый привёз из Новокузнецка в Томск диптих «Дирижёр» – изобразил на нём угольный карьер и кран. 

В экспозиции представлены и другие объёмные работы. Это трёхмерный пейзаж Аксиньи Сарычевой из Томска и индустриальные яйца Лукии Муриной.

Индустриальные яйца. Гипс, темпера, акрил.

«В этом году Пасха совпала с 1 мая, праздником труда. Поэтому я совместила присущие им смыслы – индустриальные виды как символ труда и растущего государства, а также пасхальные яйца – часть православной традиции. Меня многие спрашивали: наверное, это шутка и стёб? Мне кажется, это не так. Оба символа гармонично сочетаются в нашей жизни», – рассказала художница.

Лукии Муриной удалось создать более изящный образ индустриальной России, чем мы привыкли видеть. Недостроенные дома, заводские трубы и пустые пространства обрели свою красоту, имя и голос – так же, как уничтоженные архитектурные памятники Томска. А мы получили возможность посмотреть на них другими глазами.

Открытие выставки. Фото: Павел Рыскаленко

 

«Увидеть красоту в промышленных объектах – дар»

 

Лукия Мурина, Николай Исаев, а также их соратники – это новое поколение художников, дерзкое и активное. Я, как историк культуры и градозащитник, счастлива, что они работают с темой наследия, экспериментируя с формами репрезентации. От классической выставки пейзажей с видами старого Томска они перешли к созданию ярких, провокационных акций.

Выставка-акция «Сжечь нельзя сохранить», которая просуществовала всего несколько часов в пространстве разрушающегося здании начала XX века, стала событием для Томска. Посетителей и журналистов привлекли неординарность выбранного под выставку места и самой экспозиции, а также резко поставленный вопрос: сжигаем или сохраняем? Каждый посетитель выставки должен был ответить на этот вопрос, прежде всего, для самого себя.

Затем Лукия Мурина и Николай Исаев вышли в городское пространство с трафаретами, которые изображали уничтоженные томские дома. Проект «Сжечь нельзя сохранить» стал мощным гражданским высказыванием. Художники, которые не занимались прежде стрит-артом, очень чутко уловили его специфику: работать с городом здесь и сейчас, с его пространствами и проблемами, с городом как живым организмом, ощущая его дух и телесность, вступая в диалог с городом и горожанами.

Индустриальные пейзажи Лукии – это совершенно особая история! Увидеть красоту в промышленных объектах – редкий дар. Тем более удивительно, что такой темой занимается молодой художник. После разрушения советского строя, где индустриальная тема лоббировалась государством, казалось, что мы больше никогда её не увидим. Тема выглядела неактуальной, изжившей себя. Но Лукия рискнула вернуть индустриальный пейзаж на томские выставки, в культурное пространство города и, что меня подкупает, делает это целенаправленно, оставаясь верной выбранной теме.

Следующий шаг был ожидаем. Лукия начала искать молодых художников, работающих с индустриальной тематикой. Так появилась выставка «Индустриальная реальность. Маленькие виды большой страны» – очень красивая экспозиционно, абсолютно завершенная и гармоничная, соединяющая разные взгляды авторов на значение индустрии для современной России.


MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
В Новосибирске пройдёт международная выставка-продажа «Ювелирная Сибирь»
Яндекс.Метрика