Вход
gazeta.a42.ru

Канатная история Ильи Зубарева

22 апреля 2013, 16:48 2 13477
Фото: Ольга Ларионова, www.toproad.ru, evgeniylevchenko.ru

В Междуреченске есть человек, знающий о горных лыжах и канатных дорогах практически все. Его компания – единственная за Уралом может за несколько месяцев с нуля спроектировать и построить канатную дорогу в любой точке России. Илья Зубарев – очень занятой человек, его работа связана с постоянными разъездами, поэтому встретиться с ним получилось не сразу.

Главное место в его кабинете занимает географическая карта России, на которой разноцветными флажками помечены все построенные им объекты. Инженер, строитель и спортсмен, Илья Григорьевич рассказал "Газете Кемерова" о горнолыжном спорте в России, о первых канатных дорогах и о том, как, радикально сменив профессию, добиться успеха.

Из шахты – в горы

В горные лыжи я влюбился с первого взгляда, когда первый раз пришел с друзьями на гору Югус, где тренировались ребята из горнолыжной секции Междуреченска. Я сделал себе короткие деревянные лыжи, прикрепил их к валенкам и снова пришел на гору – так сильно было желание тренироваться. 

Несколько дней я специально катался на глазах у тренера по горным лыжам Георгия Афанасьевича Хохрина, а потом набрался храбрости, подошел и попросился к нему в команду. И он меня принял. С этого момента я дневал и ночевал на горе и уже через четыре года выиграл свои первые старты на чемпионате России и первенстве "Буревестник" среди юношей. А в 19 лет на чемпионате страны среди мужчин в Алма-Ате я выполнил норматив мастера спорта.

Лыжами занимаюсь практически всю жизнь, сейчас катаемся все семьей как любители. Все мои сыновья, а их у меня трое, начали заниматься горными лыжами с пяти-шести лет, сейчас уже и внуки катаются. Любовь же к канатным дорогам передалась и детям – свое дело мы сейчас развиваем вместе с младшим сыном Данилом, он – моя правая рука в бизнесе.

По специальности я шахтостроитель, закончил шахтостроительный факультет Кузбасского политехнического института в 1977 году. Сначала я строил шахты – работал в Ольжерасском шахтопроходческом управлении, которое строило шахту "Распадская" и шахту "Ленина" в Междуреченске, шахту "Шушталепская" в Осинниках. Но шахта – это очень жесткая система, а мне не хватало свободы. И этот дух свободы я нашел в канатках.

В 1990 году на шахте, где я работал, появился подрядчик по строительству канатных дорог. Мне, в прошлом профессиональному горнолыжнику, доверили курировать этот объект. И тогда я решил оставить шахту и пуститься в свободное плавание. Сначала работал в этой фирме начальником строительно-монтажного участка, а после ее банкротства в 1994 году создал собственную компанию.

Дорога к вершине

С канатными дорогами ситуация в советские времена обстояла не очень хорошо. До 1970 года практически все подъемники в области, да и в стране тоже, были изготовлены и построены кустарным способом энтузиастами. Опыта производства и строительства не было, не было чертежей, технологий и специального производства. В 1970-х годах наша страна закупила 150 комплектов канатных дорог в Чехословакии, часть из которых была установлена в Кузбассе. До сих пор такие дороги работают в Мысках, в Таштаголе, в Шерегеше.

Тогда в регионе задумались, как своими силами можно построить подъемник. Первопроходцем в этой области стал Новокузнецк. Группа энтузиастов при поддержке генерального директора Западно-Сибирского металлургического комбината Бориса Кустова разработала проект на подъемник, прототипом которого послужила конструкция французского производства. Для этого в 1988 году сотрудники завода съездили в Грузию на горнолыжный курорт Бакуриани, где тщательно отсняли на фотопленку все элементы установленных там канатных дорог. По этим фотографиям проектно-конструкторское бюро разработало проект, на основе которого заводом был изготовлен первый подъемник на профессиональном уровне. Его установили на горе Маяковой в городе Новокузнецке. Этот подъемник и до сих пор там работает. Вот вам пример того, что не перевелись еще люди с золотыми головами и руками на кузбасской земле.

Собственную же компанию я назвал "Топ Роуд" (Top Road), что в переводе может означать как "дорога к вершине". Теперь у нас собственный завод по производству канатных дорог в населенном пункте Тальжино Новокузнецкого района. Все узлы и детали мы производим сами, кроме выпускаемых промышленно: электродвигателей, редукторов, канатов и кабельной продукции. В штате есть свои инженеры-проектировщики и инженеры-технологи, которые производят все расчеты, разрабатывают проекты и чертежи – всего около 25 человек.

С 1994 года мы изготовили и построили более 65 канатных дорог не только в Кузбассе, но и по всей России, включая западные районы и Дальний Восток. Самая длинная и сложная – канатная дорога в Шерегеше, возле турбазы "Медвежонок". При ее длине в 1400 метров установлено 17 промежуточных опор, а перепад высот составил 350 метров – это предельный показатель для буксировочных канаток.

А вот первый наш объект – подъемник на горе Югус в Междуреченске – имел много недостатков. Нам приходилось по несколько раз переделывать отдельные узлы и детали, повторно производить наладку и регулировку, ведь мы не знали об этом ровным счетом ничего, действовали на свой страх и риск, но очень хотели добиться результата.

Работа как песня

Канатная дорога только на первый взгляд кажется простой. На самом деле это достаточно сложное сооружение, требующее специальных знаний, как в производстве, так и при выполнении строительно-монтажных работ.

Если объяснять по-простому, подъемник состоит из приводной оборотной станций, промежуточных опор, тягового каната, замкнутого в кольцо, и буксировочных устройств, а также специального электрооборудования.

Бугельные канатки – самые простые, безопасные и недорогие. Стоимость дороги километровой длины – примерно десять миллионов рублей, что в 10 раз меньше стоимости кресельной. Окупаемость напрямую зависит от загрузки и стоимости подъема: при хорошей организации отдыха для горнолыжников бугельная дорога может окупиться за два года.

Запускать только что построенный подъемник – ни с чем не сравнимое удовольствие. Когда видишь, как поднимаются в гору люди, – душа поет. Ведь в шахте, внизу под землей, никто не видит твоей работы, хоть она в инженерном плане тоже интересная. А здесь, на горе, – все на виду.

Канатный экстрим на воде

В 90-е годы горнолыжный спорт и отдых в России стал развиваться очень интенсивно, пик интереса к нему пришелся на 2000-е. Стал появляться качественный инвентарь из Австрии, Франции, Германии, Италии.

В советское время лыжи можно было достать только в странах социалистического лагеря: Польша, Югославия, Чехословакия. Своих вообще не было: пытались наладить производство лыж в Мукачево на Украине, но так и не смогли. Это сейчас выбор огромный, а тогда все было в дефиците. Сегодня без проблем можно купить комплект за 10 тысяч рублей и кататься, хотя профессиональный инвентарь стоит намного дороже.

Лыжи по-прежнему популярны, но сейчас все больше набирает обороты вейкбординг. Это очень зрелищный спорт, экстремальный, сочетающий в себе водные лыжи, сноуборд, скейт и серфинг.

В Европе кабельный вейкбординг развит замечательно: построено более 300 вейкпарков. В России – пока только пять. В вейкпарках на водоемах обычно устанавливают кабельную лебедку и размещают трамплины, на которых спортсмены выполняют прыжки и трюки. В нашей стране сейчас – это один из наиболее активно развивающихся видов спорта и отдыха: за последние два-три года установлено около 30 реверсивных лебедок для вейкбординга, правда, более половины из них – кустарные.

Главная проблема – в законодательстве. Нет конкретных норм для регулирования данной сферы, а также понятного набора разрешительной документации. В Кузбассе вейкбординг практически не развит, одна такая конструкция кустарного производства есть только под Беловом.

Принцип действия и основные механизмы оборудования лебедок для вейкбординга схожи с нашим базовым направлением – канатными дорогами, это позволяет нам вести производство без каких-либо серьезных вложений. В 2009 году по просьбе одного из клиентов наша компания разработала и установила первую реверсивную лебедку в городе Миасс. После, изучив все нюансы эксплуатации, мы сделали серийную модель для выпуска на российском рынке.

Когда делаешь новый продукт, многие начинают им интересоваться, оценивать его перспективы. Так, благодаря плотному общению с нашими коллегами, мы вступили в группу компаний, которая занимается активным продвижением кабельного вейкбординга в стране. Наши партнеры отвечают за маркетинг, продажи, создание концепции вейк-парков, проектирование, строительно-монтажные работы, эксплуатацию, а также владеют всей необходимой разрешительной документацией для надзорных органов. Мы в этом пуле отвечаем за технологию и производство.

Также помогаем предпринимателям и людям с активной жизненной позицией строить свой вейкпарк. Консультируем, даем рекомендации, трактуем нормы законодательства и состоим в официальной группе при Ростехнадзоре по обновлению правил регулирования канатных дорог в России. Надеюсь, что все наши усилия по развитию экстремальных видов спорта и здорового образа жизни в России не пропадут даром.


комментарии

fonarЪ
, 22 апреля 2013, 18:17
2 0
фото красивые
CAT:
, 23 апреля 2013, 10:26
3 0
Молодцы, что именно изготавливают сами, а не просто покупают и монтируют. Побольше бы таких именно производств, а то в основном одни конторы перепродавцы вокруг.

Особенно вспоминаются конец 90-х, сколько было контор посредников продающих уголь. Эти упыри называли себя бизнесмены и гордо говорили "Я зарабатываю деньги". Их время прошло, сейчас настает время производственников, которые что то сами создают. Удачи им во всех их начинаниях!

MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
Есть и не толстеть: два простых пп-десерта без «молочки»
Яндекс.Метрика