Вход
gazeta.a42.ru

«Лучший». Лучший

8 февраля 2016, 11:26 0 3487
Фото:архив участников проекта

Этот проект объединил любителей театра и художественной литературы. Вызвал споры о своем формате. Кто-то критикует его за поощрение непрофессионализма, кто-то не одобряет публичные чтения произведений конкретных авторов. Несмотря на это проект продолжает развиваться. Организаторы уже расписали на целый год вперед имена 12 авторов и режиссеров.

Литературный проект «Лучший» существует полтора года. И все это время он не стоял на месте. Участники прочитали тексты 12 писателей на разных площадках. После восьми чтений на звание лучшего стали претендовать режиссеры, которые, как и чтецы, не всегда профессиональные. Какова миссия у проекта и ради чего на него приходят участники и зрители, постарались разобраться корреспонденты «Газеты Кемерова».

 

«Лучший» глазами «отцов-создателей»

 

Июнь 2014 года. Вечер. Обычная квартира. Кухня. За столом — Лариса Лапина и Андрей Отинов.

«Беседы с Андреем о будущем проекте начались после того, как в нашем театре „Встреча“ разобрали пол. Другого помещения у нас тогда не было, а спектакли все равно хотелось ставить. При этом было и желание, чтобы они не отнимали много сил и были интересными», — рассказывает Лариса Лапина.

Накануне режиссер студенческого театра увидела в сети, как в одном из столичных театров известные люди читали с листа тексты Довлатова. Интересно. И совершенно не сложно организовать. Почему бы и в нашем городе не провести похожее мероприятие? Что если пригласить харизматичных людей и попросить их прочитать отрывки произведений конкретного автора? Так возникла идея целого проекта. Форму придумала Лариса Лапина, а все остальное — организационные моменты и структуру — Андрей Отинов. Он предложил количество участников (двенадцать) и жюри (пятеро), способы продвижения проекта.

«Многих авторов, чьи произведения мы читаем на „Лучшем“, сложно поставить в театре. Еще я заметила, что сейчас зрители очень легко выходят на сцену, они хотят учувствовать в спектакле. Люди хотят смотреть на себя», — говорит Лариса Лапина.

Андрей Отинов миссию проекта видит несколько иначе, чем его «напарница».

«Мне не интересны авторы. Некоторых я и вовсе не читал. Интересно, что прочитают выступающие. Как они обыграют автора. Я считаю, что каждый выбирает именно тот отрывок, в котором скрыто то, что он хочет сказать. Именно это по-настоящему важно», — высказывается Андрей.

Главный редактор радиостанции «КузбассFM» Александр Винокуров, узнав о проекте, тут же решил помочь ему в развитии. Каждый участник «Лучшего» записывает выбранные им отрывки на радио. Александр не только приглашает участников на запись, но и помогает им лучше понять отрезки произведений, подсказывает, как прочитать текст так, чтобы тот заинтересовал слушателя.

«Так как наша радиостанция ориентируется на аудиторию от 30 лет, мы можем себе позволить вставлять в эфир пятиминутные чтения. Хоть участники читают не всегда профессионально — не выдерживают нужных пауз, неправильно расставляют акценты, делают интонационные ошибки — в большинстве своем чтецы искренние. Главное, чтобы участник „загорался“ автором. Тогда зритель заинтересуется писателем и начнет читать его произведения».

 

Что такое «Лучший»

 

С мнениями организаторов о проекте мы немного познакомились. Каждый из них по-своему расставляет приоритеты в проекте. Для Ларисы Лапиной важно то, что он объединяет в себе литературу и театр. Андрей Отинов смотрит на «Лучшего» через призму личностей участников. Ему важно отношение зрителей к проекту. А за что зрители ценят «Лучшего»?

Вот что думает Елена Соломатина, участник и зритель проекта, режиссер мартовского «Лучшего»:

«Для меня „Лучший“ — это альтернативное времяпрепровожденение. У проекта необычный формат, еще не приевшийся кемеровчанам. Он — аналог той же пивнушки, просмотра телевизора. Только, к счастью, более культурный аналог».

Александр Винокуров не только транслирует отрывки по радио — он еще и постоянный участник, член жюри и зритель проекта. И, конечно же, у него тоже есть свое видение проекта.

«Лучший» — это обращение к зрителям, а не к участнику. Проект хорош тем, что участники хотят донести слова автора, привлечь зрителей к его текстам. Они придумывают костюмы, образы, декорации, какие-то театральные моменты. Элемент театрализации облегчает донесение информации. Если человек со стороны заинтересуется чьей-то работой на проекте, то он захочет поучаствовать, поделиться своим любимым автором».

Что и произошло с Анной Мартыщенко, режиссером «Лучшего Жюля Верна». Наблюдая за режиссерской работой Ларисы Лапиной, Анна захотела срежиссировать выбранного автора. Вместе с Юлией Наумовой она на протяжении двух недель создавала декорации. Из пенопласта, обоев, воздушных шаров, красок и разных мелочей девушки создали «Наутилус», динозавра, вулкан и воздушный шар.

«Автора я выбирала одну ночь — хотела поставить что-нибудь из фантастики. Думала над Уэллсом, Стругацкими, Беляевым. Остановилась на Жюле Верне, потому что я его очень любила в детстве», — говорит Анна.

 

Кто «Лучший»?

 

«Чтобы выступление мне запомнилось, оно должно быть искренним. Таким был номер Александра Винокурова, когда он читал слова перед казнью Аурелиано из „Сто лет одиночества“ Маркеса. Это было очень искренне и, видимо, близко чтецу. До сих пор, вспоминая этот момент, я переживаю его так же сильно, как и тогда. „Лучший“ — иносказательное откровение. Люди хотят, чтобы их услышали, они хотят что-то сказать», — говорит Андрей Отинов.

На что только ни идут участники, чтобы произвести впечатление на зрителей и жюри: устраивают целые представления, залезают на крыши, угощают гостей волшебными наливочками, выпускают на сцену собак, женщины переодеваются в мужчин...

«Когда я в жюри, я оцениваю честность. Если у меня появляется желание обратиться к определенному произведению автора, то выступающий справился со своей задачей. Если человек выходит на сцену, чтобы потешить свои амбиции, то он вряд ли будет искренним. Самое главное, чтобы участник понимал, зачем он участвует в проекте и чего он хочет», — рассказывает Александр Винокуров.

Когда организаторы замышляли проект, они думали, что таким образам смогут приобщить людей к литературе и театру, дать им возможность высказаться. Почему люди приходят на «Лучшего»? И чего же на самом деле хотят те, кто приходит на проект?

Алиса Стародубцева, победительница «Лучшего Маркеса»:

«Решила поучаствовать от скуки и некоторой ностальгии по студенческим выступлениям. Первое время присматривалась к проекту, нравился его свободный формат. Решилась было поучаствовать в «Лучшем Хармсе», но не успела. Потом я узнала, что следующим автором будет Маркес. На него и пришла. На мой взгляд, интереснее всего придумки чтецов. Любопытно, кто какой отрывок выбрал и почему, как его подал, в каком костюме захотел выйти на сцену... То есть хочу, чтобы «было больше чтеца».

Елена Соломатина:

«Мне бы очень хотелось видеть больше литературы и меньше эпатажа. Мне не интересен Довлатов, Рубина. Но мне интересно наблюдать за развитием проекта. При этом я воспринимаю проект через призму маркетинга. Да, он бюджетный. Но на него приходят люди. Значит, это движение востребовано. Зрители платят своим временем и энергией».

Пока люди находят мотивацию, они приходят на проект. 31 января в областной библиотеке имени В. Д. Федорова прошел «Лучший Довлатов». Впереди еще 11 «Лучших».


MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
В Кемерове пройдёт семинар-практикум «Маркетинг и продажи для первых лиц»
Яндекс.Метрика