Вход
gazeta.a42.ru

Моя «Встреча»: что изменил в нас студенческий театр за пять лет

11 октября 2016, 13:30 1 3223
Фото: Максим Киселёв / «Газета Кемерова», Евгений Огородников, Юлия Щеглова, архив театра-студии «Встреча»

Театру-студии «Встреча» в КемГУ в этом году исполнилось 37 лет. За это время театр пережил несколько творческих периодов. Менялись художественные руководители, появлялись новые направления работы и возникали споры, касающиеся искусства. Это путь, который проходит любой театр мира.

Сегодня началась очередная глава новейшей истории «Встречи». Прежняя режиссёрская команда – Лариса Лапина, Сергей Сергеев и Александр Маркварт – покидает театр-студию. Студенты КемГУ продолжат играть во «Встрече», театр будет жить. Но многое станет другим, и это неизбежно.

«Газета Кемерова» собрала воспоминания людей, причастных ко «Встрече», которую мы знали последние годы.

 

«Дом, в котором тебя ждут»

 

Сергей Сергеев, режиссёр театра «Встреча»

– Театр «Встреча» для нас и наших артистов был домом. Приходишь в театр, а здесь постоянно люди… Особенно это было ценно для ребят, которые жили в общежитии, которым не хватало родительской поддержки. Хочется находиться там, где тебя ждут, где выслушают и поймут. Да и я здесь больше времени провёл, чем у себя дома (смеётся).

В театре я уже 17 лет, с первого курса университета. Сначала был студийцем, потом актёром, затем – режиссёром. У «Встречи» есть разные периоды творческой жизни. Последние восемь лет мы работали в содружестве с Ларисой Лапиной и Александром Марквартом. В это же время театр начал формироваться как культурное пространство – помимо спектаклей появились концерты и фестивали современной музыки.

Мы начали изучать явление новой драмы, использовать жанр читки – в Кемерове этот формат мало кто использовал. До сих пор помню первую читку – это были братья Пресняковы, «Пленные духи». Мы очень волновались, но зритель принял нас хорошо. Позднее читки стали традиционными для «Встречи», из них даже вырастали спектакли.

Новая драма – спорный жанр. Но театр развивается, его надо изучать, нельзя жить старыми формами. Никто не отменяет классику, но и она должна быть актуальной, чтобы это трогало зрителя.

Для меня очень значим фестиваль уличных театров «Театральная площадь», который мы делали пять лет вместе с администрацией Кемерова. Каждый День города, 12 июня, нас уже ждали на площади у театра драмы. Значим и проект «Лучший», который сейчас живёт и развивается уже без нашего непосредственного участия. Он был нужен городу и сообществу неравнодушных людей, влюбленных в театр. По его условиям, сначала мы приглашали 12 чтецов из числа желающих и читали отрывки из произведений самых разных авторов — от Булгакова и Гоголя до Захара Прилепина. Последний, кстати, приезжал в Кемерово в рамках проекта. Сейчас «Лучший» собрал уже 12 народных режиссёров, которые сами набирают артистов и организуют чтения любимых авторов.

Проект «Драмкружок» стартовал одновременно с «Лучшим». Мы создали взрослую театральную студию, каждый набор работал над определённым спектаклем. В неё пришли люди из самых разных профессиональных областей: два доктора наук, работники администрации, сотрудник силового ведомства, журналисты. Все драмкружковцы мало того что подружились, так ещё и заняли активную позицию в городской жизни: они стали ходить в театр, делать спектакли, многие из них стали режиссёрами «Лучшего» или его чтецами.

Мы каждый год набираем студенческую студию – это главное направление работы. К нам постоянно приходят новые люди. И с каждым складываются какие-то свои отношения. С кем-то ты общаешься только в театре, а с кем-то – становишься друзьями, делишься переживаниями, переживаешь совместно важные события своей жизни. Вас уже не только пространство театра связывает, но нечто большее.

 

«Театр приобщал к языку современной культуры»

 

Сергей Лавлинский, литературовед, педагог, перформер (Москва, РГГУ)

– Театр-студию «Встреча» знаю ещё с 1980-х, со студенчества. С некоторыми участниками ранней «Встречи» поддерживаю добрые отношения до сих пор. Помню замечательные спектакли, поставленные талантливыми режиссёрами и театральными педагогами Анатолием Глуховым и Александром Гребёнкиным. Это был по-настоящему авторский театр с концептуальными сценическими решениями. Помню и первые пантомимические выступления Евгения Гришковца и Сергея Везнера. Тогдашние постановки «Встречи» всегда особо отмечались на союзных и международных театральных фестивалях.

Когда в конце 80-х и 90-е я работал на кафедре русской литературы КемГУ, вместе со студийцами «Встречи» и студентами-филологами мы реализовали несколько проектов. Студия всегда развивалась, радовала и действительно была местом встречи талантливых молодых людей, многие из которых в дальнейшем стали профессиональными актёрами и успешными гуманитариями разных профессий.

Последний этап становления «Встречи» имел ко мне непосредственное отношение. Сам не заметил, как мои эпизодические прилёты на родину оказались тесно связаны с этим местом. Около 10 лет назад я всерьёз увлёкся теорией новейшей драматургии и в 2009 году со своими бывшими студентами, а сейчас моими дорогими коллегами, известными литературоведами и преподавателями КемГУ Оксаной Дрейфельд, Андреем Павловым, Юрием Подковыриным, организовал открытый семинар с внезапно и точно придуманным названием «ДрамоМания».

Совместные театрально-филологические фестивали-конференции-читки-спектакли-кинопоказы и мастер-классы в одном флаконе «ДрамоМании» ни разу не дали сбоя, а многие её участники впервые по-настоящему заинтересовались новейшей драматургией.

На «ДрамоМанию» прилетали русские и польские драматурги Вячеслав Дурненков, Юрий Клавдиев, Марина Крапивина, Магда Фертач, театральные критики Ильмира Болотян, Павел Штарбовский... Все они были тронуты тёплым приёмом и доброй атмосферой «Встречи», высоко оценили концептуально продуманную программу фестиваля. Сейчас, наверное, уместно ещё раз поблагодарить коллег-литературоведов, слушателей и зрителей, актёров и музыкантов «Встречи» – участников сотворческих научно-художественных симпозиумов 2009, 2011 и 2012 годов.

Знаю, что в пространстве «Встречи» проводится всероссийский театральный фестиваль «Встречное движение» (в одном из фестивальных событий участвовал сам). Знаю, какое значение для многих жителей города имеет основанный и организованный «Встречей» городской фестиваль уличных театров «Театральная площадь» – какие там блестящие клоунские перформансы! Точно знаю, что редко где встретишь в нынешних российских городах проекты вроде «Лучшего», приобщающие к чтению художественной литературы.

Одним словом, в последние годы «Встреча» стала арт-культурно-театральным и просветительским центром, продолжая оставаться театром-студией с актёрами-студентами, репетициями, спектаклями – с тем, без чего университетский актуальный театр существовать не может. Для Кемерова «Встреча» все эти годы выполняла важнейшую миссию – приобщала молодых (и не очень) людей к языку современной культуры: театральной, литературной, музыкальной... Миссию, которую обычно и выполняют университетские театры в западноевропейских городах.

Последние спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева и Юрия Клавдиева весьма впечатлили. В «Театре.doc» с московскими коллегами и студентами РГГУ смотрел «Сов нежных». В Белом зале было много театральных экспертов, высоко оценивших постановку Ларисы Лапиной и игру актёров.

Ларисе и Сергею Сергееву отдельно благодарен за читку моей пьески «Обаяние борьбы».

И, конечно, не могу не сказать о важной роли, которую сыграл в становлении нового этапа творческой биографии «Встречи» Александр Маркварт – блестящий музыкант-мультиинструменталист, импровизатор и арт-менеджер, организовавший на базе театра многочисленные музыкальные и перфомативные события – фестивали, концерты, джем-сейшны.

Слышал, что некоторые стали называть «Встречу» «маленьким Берлином», кемеровской «Пушкинской, 10» 2000-х. Таких пронзительных фестивалей, как «МузЭнергоТур» и «Тезисы», где музыканты со всего мира напоминают собравшимся о свободе звукоизвлечений, клянусь, и в Москве никогда не проходило.

Сколько слушателей благодаря усилиям Александра и активности всей «Встречи» начали разбираться в сложном языке многомерной музыки. Именно он познакомил меня с потрясающими музыкантами – испанским гитаристом-импровизатором Анхелем Онтальвой и Вячеславом Втюриным, тонко шьющим перкашн-узоры в самых разных музыкальных составах. А искрометно-драйвовые концерты Глеба Успенского и Елены Евстроповой – это же уникальный театр песни, где эффектно перемешаны традиции фолка, рок-н-ролла, панка, дворовой песни, академического пения и авангарда! А «апокалиптический нойз-театр» Максима Евстропова, добрый «декаданс» Степана Качалина, рок-филологические речитативы Interna Mongolio… «Студия Неосознанной Музыки» вмещает в себя многое.

Все живое рано или поздно умирает. Но часто – для того, чтобы возродиться в новом качестве. Благодарен судьбе, которая свела меня с людьми «Встречи».

 

От трамвайной репетиции до любви

 

Марк Бормосов, актёр театра «Встреча», учитель английского языка (Хойчжоу, Китай)

– Моя «Встреча» – это место, где всегда были рады тебе и постоянно что-то происходило. Кто-то репетировал на сцене или готовил её к спектаклю или концерту, кто-то пил чай в «гостинке» и рассказывал байки, кто-то громко перебирал вещи в каморке, ругаясь, что там сложно что-то найти, кто-то горячо спорил внизу у чёрного выхода о последнем спектакле N или красил декорации. Там постоянно кипела жизнь. Всегда были голоса, смех, люди.

В первый вечер во «Встрече» мы пили чай и обсуждали творчество Набокова, по которому и собирались ставить спектакль. Домашнее задание было – прочесть несколько рассказов и прийти на трамвайную остановку. У нас была трамвайная репетиция. Мы катались от конечной до конечной, читая рассказы и обсуждая увиденное за стеклом. Ребята тогда шутили, что я больше не приду на репетиции, что меня спугнула эта чудаковатая поездка. Но после этого вечера я стал «встречным».

Самым ярким проектом во встрече для меня будет «Фиальта», мой первый спектакль. Я тогда боялся сделать лишний шаг, сказать лишнее слово. Отыграл свою сцену – сразу отошел в уголок. Мне казалось, что если что-то сделаю не так, то разочарую ребят, и они меня выгонят из театра. Глупо и смешно. Я рад, что ребята тогда приняли меня, помогали раскрыться, вытаскивали из меня моё «я» щипцами по миллиметру каждый день.

Во «Внутренней миграции» я умудрился подменить чуть ли каждого актёра. Спектакль рассказывает о людях, которые уехали из родных краёв, но скучают по малой родине. У меня тогда не получалось рассказать текст, и Лариса Лапина мне сказала: «Зритель не дурак, он чувствует, когда ты врёшь, и чувствует правду. Если не идёт текст этого человека, расскажи про свой дом, расскажи СВОЮ реальную историю». Я рассказал. И у меня получилось передать настроение.

С «Совами нежными» я познакомился на «Ночи Вырыпаева». Спектакль тогда игрался на улице и поразил меня своей энергией и живостью. Позднее мне посчастливилось сыграть в нём техника, который не только просто следит за фонарём, но также рассуждает о любви. Благодаря этому спектаклю мы побывали на фестивале в Челябинске, сыграли в Питере на известной площадке «Пушкинская, 10», собрали полный зал в легендарном «Театре.doc», а также доехали до фестиваля в бельгийском Льеже.

Театр и люди сделали меня таким, какой я есть сейчас. Я научился чему-то у каждого «встречного». Они дали мне понять, кто я и чего я хочу. Благодаря театру я поборол страх перед публикой, смог раскрыться, научился многим вещам, встретил новых друзей, побывал на разных фестивалях в разных городах и странах. А самое главное – влюбился. Театр подарил мне самое дорогое, что многие ищут годами, но не всегда находят.

 

Настоящее, люди и космос
 

Юлия Щеглова, актриса театра «Встреча», фотограф (Санкт-Петербург)

– Когда я впервые оказалась в стенах театра, то сразу поняла, что это свободное пространство для свободных людей с неограниченной фантазией, которое тепло принимает всех и каждого. Зрители сидели на подушках на полу, на лестничном зеленом возвышении. Знакомство с атмосферой театра началось не со спектаклей, а с концерта «Студии Неосознанной Музыки». В студию театра я почему-то пришла на втором курсе и ни разу не пожалела. Жалею только о потраченном годе, что не провела в театре.

В первый год я была уже задействована в трёх постановках. Помню каждый проект, фестиваль, концерт. Так сложилось, что у спектакля «Совы нежные» два состава. До того, как я начала играть в нём, я смотрела его на разных площадках и наслаждалась его волшебством, ненавязчивостью, лёгкостью.

Ларисе Лапиной и Сергею Сергееву удалось сделать что-то по-настоящему живое, настоящее, про людей, про космос. А поскольку я не настолько лирическая натура и в основном работала в жанре абсурда, мы адаптировали некоторые сцены. И «Совы» получились другими, не менее нежными. На фестивале в Челябинске мне не удавалось приклеить календарный лист на стену, но я не бросала эту попытку в течение пяти минут. Многие думали, что эта неудачная попытка приклеить злосчастный листик была постановочной. А однажды мне пришлось играть спектакль в то время, когда я болела ветрянкой, и часть моего тела была в зелёных точках. Настоящая жизнь всегда присутствует в театре, а театр в нашей жизни. Играть несмотря ни на что.

Я благодарна театру за встречу с невероятно умными, фантастическими, добрыми и самобытными людьми. За возможность полежать на набережной, у драмтеатра, покидаться подушками, побывать очень длинноногой, почитать про НЛО в планетарии, станцевать индийский танец, накрасить лицо белым, надеть на сцене плавательную шапочку, есть лук на глазах у людей, влюбиться в кудрявого актёра.

Вспоминается один случай во время ремонта, два года назад. Я обклеивала входную дверь театра старыми афишами и в итоге разошлась так, что заклеила замочную скважину. И, уходя, ребята не смогли закрыть за собой дверь ключом. Наверное, подсознательно я хотела, чтобы эти двери всегда были открытыми.

 

«Не боюсь быть искренней и выглядеть глупо»

 

Екатерина Фоменко, актриса театра «Встреча», журналист сайта A42.RU (Кемерово)

– Моё первое знакомство с театром-студией «Встреча» произошло ещё в школьные времена, в 2011 году. В марте-апреле я ходила на курсы в КемГУ. В один из вечеров перед школьниками выступили актёры «Встречи». Этот вечер перевернул всё моё былое представление о театре. Мы увидели читку пьесы «Видеокамера».

Следующая встреча с театром уже не была случайной: поступив в КемГУ, я пришла на набор актёров в театр-студию. И после этого жизнь закружилась: фестивали «Встречное движение», «Театральная площадь», новые формы и этюды, перерастающие в спектакли.

Аня Резвова стала нашим первым режиссёром, с которой мы все повзрослели. На репетициях не только знакомились с произведениями классиков, которые затем планировали подать совершенно в ином прочтении, но и росли. Я очень хорошо помню вечер, когда мы все вместе рассуждали об одной из главных тем нашего спектакля «Фиальта» – об измене. Никогда прежде границы этого понятия не казались столь размытыми. Об этом после мы и рассказывали зрителям.

Во «Встрече» было столько всего, что после сформировало моё дальнейшее восприятие жизни. Я выступала перед людьми в плавательной шапочке и шикарном вечернем платье, пылесосила сцену и, перекрикивая шум аппарата, читала свой монолог. Разговаривала в пластиковый стаканчик. Лежала на асфальте в центре Кемерова. Изображала цыганку, гуляя по улицам с песнями.

Со многими моими замечательными друзьями нас свёл театр. Искренне горжусь тем, что двух человек я сама познакомила со «Встречей» и они пережили все те же метаморфозы, что и я. После такого не боишься быть искренним, выглядеть глупым, показывать свои чувства и просто общаться с совершенно разными людьми.

 

Источник счастья

 

Татьяна Кормщикова, участница проекта «Драмкружок», госслужащая (Кемерово)

– Впервые услышала о существовании театра во время подготовки к участию в проекте «Лучший. Гоголь». Показала отрывок режиссёрам — Серёже и Ларисе. Очень волновалась. Меня внимательно выслушали, сделали незначительные поправки (очень деликатно) и сказали: «Здорово! Приходи!».

На общей репетиции я читала уже другой отрывок. На конкурс пришла с третьим, чем обескуражила режиссёров… Прочитала, вроде, неплохо – зрители смеялись.

Там же, на конкурсе, услышала, что Лариса с Сергеем набирают участников для занятий в драмкружке при театре-студии «Встреча». Попросилась в драмкружок, но группа была уже сформирована, начались репетиции пьесы. Опоздала, в общем. Зато тогда впервые оказалась в стенах театра.

Таких необычных спектаклей я не видела ни разу в жизни! Мне понравилось абсолютно всё. Радовала перспектива попасть в состав второго драмкружка, и я это сделала. Подобралась просто потрясающая группа: все разные, интересные, многогранные, талантливые. У меня началась другая жизнь — репетиции захватили.

Помимо постановки пьесы «Жизнь ЛЮ» мы завели традицию чаепитий с домашними вкусностями. Спектакль понравился зрителям. Показывали три раза. Хотелось бы больше…

Потом был третий и четвёртый драмкружки, уличные перфомансы. Было тепло, уютно, весело, грустно – целая жизнь. Роль театра в моей жизни трудно переоценить. Я стала другим человеком, вот так просто. Познакомилась с огромным количеством интереснейших людей, с которыми продолжаю общаться уже третий год. И как я жила без всего этого раньше?

 

Другая жизнь

 

Максим Евстропов, музыкант, художник, философ (Санкт-Петербург, Томск)

– В моей жизни очень многое связано с театром «Встреча». Первое знакомство с ним состоялось в середине 90-х, когда моя сестра Лена была актрисой этого театра – вместе с Ларисой Лапиной. Яркие, необычные постановки, не характерные для любительского студенческого театра, в своё время меня очень задели. И уже тогда «Встреча» поражала своей атмосферой – открытой, демократичной, весёлой, почти домашней, но вместе с тем свидетельствующей о какой-то другой жизни, параллельной тому, что происходит вокруг.

С конца 2000-х я начал снова открывать для себя «Встречу» – но уже не столько как театральный зритель, сколько как участник разных экспериментальных музыкальных и художественных проектов. Тогда начался небывалый подъём локальной культуры. И важнейшей его опорной точкой была именно «Встреча». С тех пор там прошли десятки, а может, уже и сотни концертов, спектаклей, перфомансов артистов и музыкантов со всего мира, многие из которых находятся в авангарде современных художественных процессов.

Среди этих событий в первую очередь стоит упомянуть фестиваль различных видов искусств «Тезисы». Поначалу «Тезисы» консолидировали сибирскую экспериментальную сцену. В 2012 году случился российский прорыв – «Тезисы» перестали быть локальным сибирским явлением, а в 2013-м они уже приобрели международный размах. Происходящее казалось чем-то невероятным: такого просто не может быть здесь, и вот тем не менее оно происходит. Как, например, концерт группы Fire! на маленькой сцене университетского театра.

Но «Встреча» оказалась не только центром новой музыки. То, чем занималась её театральная команда (Лапина, Сергеев, Маркварт и другие) – новая драма, вербатим, буто, экспериментальные постановки – помещало «Встречу» также и на передний край театрального процесса.

 

Культура на разных языках

 

Александр Маркварт, музыкант, организатор фестивалей «Тезисы» и «МузЭнергоТур»

– Во «Встречу» я ходил ещё школьником, смотрел спектакли. На первом курсе КемГУ тоже был только зрителем. Потом меня пригласили написать музыку к моноспектаклю с Александром Безъязычным – психоделичному, сложному. А мы как раз писали с ребятами странную музыку. Потом с этой работой мы поехали на фестиваль, и всё завертелось.

Я работал с техникой – светом, звуком, как и сейчас. Потом мне предложили один концерт, затем другой… И во «Встрече» появилась музыкальная линейка.

Сотрудничество было взаимовыгодным: люди, интересующиеся андеграундной музыкой, становились новыми зрителями театра и наоборот. Постепенно «Встреча» становилась культурным пространством – и это происходило само собой.

Во «Встрече» у меня было четыре спектакля. Первый – «Абсент» – по пьесе польского драматурга Магды Фертач. Затем мы с Ларисой Лапиной первыми в России поставили «Победоносца» Юрия Клавдиева. Только потом постановка появилась в Москве. Был «UFO» по Вырыпаеву, спектакль родился из читки. Я увидел, как это можно интересно реализовать – в формате бара с музыкой, в непринуждённой обстановке.

Я был актёром в пьесе «Русская смерть». Мой герой очнулся на даче с двумя незнакомыми женщинами. Всё действие он не понимает, что с ним происходит. Я себя ощущал персонажем советской комедии, играл немного отстранённо. На самом деле за всем смешным и сюрреалистичным в сюжете скрывается безысходность… Мы придумали, как это интересно показать – играли в коридоре, использовали танец и музыку.

Мы находились в центре мирового культурного процесса. Для меня это важно. Несовременной культуры не бывает. Даже если люди играют Чайковского, они всё равно делают это в контексте современности – они пропускают его музыку через сегодняшних себя.

 

«Можно я посижу одна, в театре?»
 

Лариса Лапина, режиссёр театра «Встреча»

– Театр-студия «Встреча» – это моя вторая семья. Она мне многое дала, и я отвечала тем же. Пришла сюда еще студенткой. До сих пор помню, как мне нравилось играть Офелию в «Гамлете» у режиссёра Александра Гребёнкина – это была серьёзная драматическая роль.

В течение последних восьми лет я сама была режиссёром «Встречи». Мы первыми в городе начали делать читки пьес современных драматургов. Я считаю, что новая драма очень важна для театра. Режиссёр может самовыразиться через любой текст. Но особенно интересно понять и поставить произведение автора, который живёт с тобой в одно время.

Потрясающая была задумка – читка «Солнечной линии» Ивана Вырыпаева. Видела, как раскрылась актриса Юлия Юсупова. 

Удачной нашей работой считаю спектакль «Совы нежные» по тому же Вырыпаеву. Случается, что спектакль достаточно увидеть однажды – больше не хочется. А это была постановка, которую я смотрела много раз и каждый раз открывала что-то новое. Сергей Сергеев постоянно что-то изобретал для него.

«Встреча» была для всех нас местом силы. Одна из наших актрис, уже после выпуска из КемГУ, приехала к нам как-то раз. У неё были трудности – не ладилось что-то в семье. Она попросила: «Можно я посижу одна, в театре?». И она пробыла там какое-то время, в нашем зале. Потом сказала, что стало легче – видимо, театр даёт каждому что-то важное.

Были студенты, которые тянулись к «Встрече», хотя актёрами не были. Один мальчик очень любил приходить к нам, чтобы по душам поговорить. Однажды сказал, что я даже похожа на его маму (смеётся).

Я считаю, что каждому в городе нужно приходить туда, где тебе интересно и при этом уютно. Во «Встрече» после спектакля зрители могли поговорить с актёрами, разобрать постановку, сказать всё, что у них на душе. Люди знали – здесь их ждут, им действительно рады. И это действительно важно.


комментарии

maksgm
, 11 октября 2016, 14:07
0 0
Жалко "Встречу"...Мне вот только интересно, пытаются ли современные режиссеры/постановщики/актеры поставить классику В КЛАССИЧЕСКОМ понимании? А то всегда слышу "современное видение", "новый взгляд"...Это, наверно, проще сделать что ли.

MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
Легендарное «сНежное Шоу» Славы Полунина впервые приедет с гастролями в Кемерово
Яндекс.Метрика