Двадцать лет назад Вероника Тартаковская бросила кисти, сожгла все свои картины, а через какое-то время стала, как она сама говорит, "рисовать на голове". Вероника – человек-оркестр. По-другому и не назовешь парикмахера, кулинара, художника и писателя в одном лице. Это если кратко…
Сложно выбрать, о ком писать: о Веронике как о деловой женщине или как о художнике, к которому картины стали приходить во сне. Можно еще рассказать о ней как о поваре, у которого каждый рецепт фирменный, взятый из головы. В любом случае история могла бы получиться очень длинной, поэтому решено было сделать что-то наподобие мозаики мыслей, воспоминаний и наблюдений Вероники.
Разговор с художницей вмиг приобретает замысловато-философский оттенок. Она не пытается своему собеседнику заново открывать мир, а призывает просто открыть глаза, чтобы чувствовать его на интуитивном уровне. "Расслабься и получай от жизни кайф!" – вот, пожалуй, универсальное жизненное кредо Тартаковской. Но чтобы к этому прийти, пришлось многому научиться.
Мы рождены, чтобы радоваться
Наша задача какая? Дарить любовь и свет. Для чего человек родился? Радоваться! Просто радоваться! Подаришь улыбку, и люди вокруг становятся счастливее. Даже в стрессовой ситуации я не позволяю унынию победить. Перевернулась однажды на машине. Потом два дня ходила и похохатывала! Незабываемое ощущение, когда не можешь понять, где колеса, где потолок. Сначала крепко держишься за руль, а затем вылетаешь из машины. Это было в октябре, три года назад. Месяц в моей жизни какой-то особенный. Может, потому, что я в октябре родилась?
Двадцать лет я посвятила поискам себя
Помню, когда мы жили в Монголии, у нас обои были такие серые-серые. Я взяла их и разукрасила. Меня спрашивают: "Зачем ты это сделала?" Да скукота ж такая! Все такое серое, мрачное. Краски есть, почему бы не раскрасить? Разве мир может быть серым? Поглядите, он цветной!
Папа у меня военный. Он очень хотел, чтобы я стала великим художником. В каких только художественных студиях я ни училась, потому что мотались по гарнизонам из города в город. Но художественную школу мне все-таки удалось окончить с отличием в Абакане.
Всю свою жизнь я рисовала. В подростковом возрасте писала сказки, стихи. Все это оформляла в книжки и сдавала учительнице по литературе. И она очень даже это приветствовала. В художественном училище на устном вступительном экзамене по литературе решила отличиться:
– Можно я прочитаю свои стихи?
– Ну, давай.
Я с выражением прочитала тогда преподавательнице свои стихи, и все четыре года была у нее на уроке литературы "вступительной пятиминуткой".
Училище я так и не окончила. Доучилась до последнего курса. Затем – конфликт с директором, бойкот, затянувшийся на 20 лет.
Когда училище бросила, почти все работы сожгла. Мало что уцелело. Двадцать лет я посвятила поискам себя. Двадцать лет я не видела своего пути, пока заново не взяла в руки кисти. Бойкот закончился, и для меня открылись новые двери. Это было два года назад.
Любовь для меня зеленого цвета
Влюбилась. И за мной вдруг стали ходить мои картины во сне, а через полгода состоялась первая выставка "Все о любви". Вообще все, что связано с моим творчеством, связано с любовью. В этом состоянии ты видишь больше, мир становится цветным!
Между людьми постоянно происходит энергетический обмен. Картины – это другое. Это односторонняя связь, мой чистый выплеск. Они отдают и мне, и другим людям ту энергию, которую я в них вложила. Получается, что у каждой работы своя энергетическая ценность.
Любовь для меня зеленого цвета. Я беру холст и начинаю чувствовать… Что такое нежность? Почувствовала поле. Потом сижу и понять не могу… Как выразить нежность? Ага! Одуванчики. Точно! Мне эта работа очень тяжело далась, но удалась. Вот настолько нужно было тонко прочувствовать каждый мазок, чтобы это дышало…
Если сначала в моих картинах были эмоции, то сейчас – наработка мастерства. Более тонкие работы пошли, продуманные, сложные. У меня четко сразу прорисовывается вся схема, поэтапно. Первый слой такой, второй – такой… Сейчас отрабатываю технику. Раньше это было только на интуиции. Сейчас и интуиция, и знания. Представляешь, какая это сила! У меня в парикмахерском деле так. Вот я смотрю на человека, вижу все нюансы: плюсы, минусы. Мысленно постригла, мысленно выкрасила. Раз! И нарисовалось все. Ага, капельку вот этого добавим, капельку того… По цифрам и по буквам вижу, как сделать человека красивым (краска для волос нумеруется – прим. авт.). Знания, которыми обладаю, бесценны. И самое интересное, что я интуитивно предполагаю, какой цвет будет, но никогда не знаю наверняка. И всегда это получается "вкусно".
Живопись на голове
Мне нравится все делать своими руками. Что мозги придумывают, то руки воплощают в жизнь. Владею всеми видами строительных инструментов, вплоть до перфоратора. У меня кровать дома моими руками сделана. Могу запросто отремонтировать розетку: папа меня всему научил. Я в семье старшая – папина дочка.
Когда надо, знаешь, и не такое научишься делать! Я же русская баба, хоть француженкой и прикидываюсь… Не все об этом знают, правда. Но теперь будут знать многие (в очередной раз громко смеется). Получается, что умею все… Только автомобили не ремонтирую. Ах, да! И крестиком не вышиваю. Скучно.
Как я стала парикмахером? Любительски я подстригала и раньше. Мне многие говорили, что здорово получается. Пошла учиться, на внутреннем конкурсе стилистов и визажистов заняла первое место. Долгое время видела себя именно стилистом. Училась у американцев и шотландцев. Было так интересно и эмоционально. Не как у нас парикмахеры: "А что бы вы хотели?" Ну так ты же мастер! Зачем тебя учили-то?! Вопросы еще дурацкие задаешь. Клиентка хочет быть красивой, счастливой. Остальное – дело мастера. А ведь был момент, когда я чуть не попрощалась со своим делом…
Знаешь, как бывает? Сидишь на суку, надоело сидеть и рубанул этот сук. И после этого реально не понимаешь, что произошло – красотааа… Три месяца я выдержала, была в глубочайшей депрессии. Потом встречаю человека, который мне говорит: "Ты не имеешь никакого права разбазаривать свой талант". Я почему-то не считала себя талантом. Честно сказать, мне было стыдно даже называться парикмахером. Казалось, что я недоучка: стереотипное мышление. Но сейчас я художник, владеющий в совершенстве парикмахерским искусством. По-другому звучит?!
Я стала ценить то, чем я занималась. И теперь каждой клеточкой своего организма я впитываю кайф от того, что делаю. Чем это отличается от живописи? Ничем! Я так же рисую и творю, только на голове. Техника другая. И все.
Картины, стихи, парикмахерское искусство – для меня все это стало единым целым. На сегодняшний день не хватает лишь одного пазла под названием "личная жизнь".
Но я восполняю этот пробел работой. Пишу книгу о себе и о людях, которые меня окружают. Получается некий микс реальных историй, философских мыслей, картин, стихов, образов. Одним словом – мозаика, сотканная из фрагментов моей жизни.