17 августа официально открыли участок автодороги Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, строительство которого продолжалось последние пять лет. По заверениям властей, эта трасса стала первой за Уралом, где разрешена скорость до 130 км/ч. При этом дорога не является федеральной: деньги на строительство выделяли из регионального бюджета.
Чтобы проверить качество скоростного автобана, губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв устроил мотопробег, куда пригласил главного байкера России – Александра Залдостанова, больше известного под псевдонимом Хирург, лидера мотоклуба «Ночные волки». В том, что представляет из себя новая автодорога, разбирался корреспондент A42.RU.
70 километров за 30 минут
Дорога Кемерово – Ленинск-Кузнецкий давно стала главной автомагистралью Кузбасса, ведь именно она связывает север и юг области. Интенсивность движения по ней составляет 25 тысяч автомобилей в сутки, но, несмотря на скоростные участки, путь из Кемерова до Ленинска-Кузнецкого занимал около полутора часов из-за ограничений по скорости и населённых пунктов, через которые приходилось проезжать. Однако теперь время пути сократится до 30 минут.
– Имея на всём протяжении от Кемерова до Новокузнецка автомобильную дорогу с четырьмя полосами движения, мы снижаем транспортную составляющую в цене продукции на 12-16%, повышаем скорость передвижения товаров и услуг, и в конечном итоге это даёт толчок к развитию прилегающих территорий и наших моногородов, – уверен Сергей Цивилёв.
Слишком дорогая дорога
Решение о строительстве автодороги первой категории Кемерово — Ленинск-Кузнецкий приняли в 2005-м. В первые два года реконструировали участок протяжённостью 5,4 километра, что обошлось более чем в 600 миллионов рублей. После этого все последующие участки запроектировали по параметрам автомагистрали с разрешённой скоростью движения 130 км/час. Тем не менее, «официально» такую скорость Кузбасс получил только сейчас.
До 2011 года реконструировали 24,6 километра в обход всех населённых пунктов. Начались проблемы: дорогу планировали закончить в 2010-м, но из-за отсутствия финансирования контракт с генеральным подрядчиком пришлось расторгнуть.
Это в принципе оказалось главным препятствием кузбасского автобана: денег постоянно не хватало. С 2011-го по 2013-й построили ещё 20 километров, которые включали мост через реку Северная Уньга, три путепровода и транспортную развязку в двух уровнях. Однако оплату подрядчик получил лишь в 2015-м – и это несмотря на то, что дорогой пользовались уже два года.
В том же году начали реконструировать последние 17,5 километров. 17 августа 2019-го магистраль, наконец, соединилась с существующей дорогой первой категории Ленинск-Кузнецкий – Прокопьевск – Новокузнецк. Опять не без происшествий: с деньгами в очередной раз возникли сложности, поэтому их большую часть освоили за прошедшие два года, когда и проходили самые интенсивные работы: шесть миллиардов из восьми полученных.
В общей сложности автомагистраль, строительство которой заняло почти 15 лет, обошлась областному бюджету в 21,445 миллиарда рублей.
Мотопробег до Новокузнецка
Хотя официально дорогу открыли 17 августа, в этот день её перекрыли — новую автомагистраль отправились тестировать на мотоциклах Сергей Цивилёв и байкер Хирург. В составе мотоколонны они стартовали на летнем автовокзале Кемерова, сделали остановку на 68 километре рядом с деревней Демьяновка и поехали дальше, в Новокузнецк.
По словам Хирурга, для него эта дорога стала олицетворением русской мечты: он рассказал, как поймал кураж, когда ехал по ровному и гладкому асфальту, смотря на бескрайние поля и леса Кузбасса. Залдостанов признался, что для него это – одно из самых ярких событий за последние годы.
–Идеальное покрытие и путь за горизонт оставили у меня впечатления надолго. Я много где оказываюсь, я вообще люблю путешествовать по России, и всегда пользуюсь возможностью, чтобы побывать там, где раньше не был, – рассказал корреспонденту A42.RU Александр Залдостанов. – Путешествовать у нас гораздо интереснее, чем по Европе. Здесь всегда импровизация, эксклюзив. Каждый раз ты не знаешь, что будет через километр, через два, через пять. Тут свой драйв, который отличает Россию от других стран мира. И, конечно же, душа. Ну а дорога – это не просто инженерное сооружение, это нечто большее. Это русская мечта.
Дорогу первой категории, которая пролегает до Новокузнецка, тоже ждёт реконструкция. Как утверждает Цивилёв, сейчас это – одна из главных задач.
– Сейчас мы проводим капитальный ремонт: 2/3 мы сделаем в этом году, останется ещё 1/3 на следующий год. Но эта дорога уже давно работает, и она выполнила свою задачу. И сейчас мы приводим её в порядок, чтобы езда была безопасной. Эта дорога — это серьёзный шаг в будущее. И это только первый шаг. Потому что мы в такое состояние должны привести все дороги Кузбасса.
Вообще задание на проектирование автодороги первой категории до Новокузнецка выдали в 1968 году, а первые четыре километра построили в 1972-м. До 1996-го строили по пять километров в год, пока не открыли сквозное движение по пути Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк. С тех пор серьёзных реконструкций не было. Однако в 2020-м магистраль полностью обновят – и тогда главная артерия Кузбасса начнёт пульсировать со свежей силой.