В Кемерове есть несколько поколений памятников и скульптур. Первым в наш город пришёл Пушкин – в начале 50-х годов, вслед за ним – герои советской эпохи, осевшие сегодня в городских дворах. Многие монументы советских лет ещё сохранились, но их теснят наши современники. Такие разные – от пронзительной «Памяти шахтёрам Кузбасса» до трогательной бездомной собаки на Набережной.
В Международный день памятника журналист, краевед и член городской комиссии по топонимике Владимир Сухацкий рассказал «Газете Кемерова» о монументах нашего города – любимых, забытых и спорных.
Подарок Неизвестного
Одним из самых знаменитых монументов не только Кемерова, но и всей области считается «Память шахтёрам Кузбасса» Эрнста Неизвестного. 28 августа 2003 года скульптор прилетел из Нью-Йорка на торжественное открытие. Уже через год монумент был признан культурно-историческим символом Кемеровской области, а в настоящее время включён в список памятников монументального искусства регионального значения.
Неизвестный даже отказался от авторского гонорара, чтобы создать посвящённый шахтёрам памятник. Сам он так определил главную идею своего произведения: «Это монумент не жертвам. Самоотверженный, жертвенный труд? Да. Но главный пафос здесь – сопротивление. Героика тяжелейшего и опаснейшего труда, который не зря приравнивают к ратному». Кстати, автор сам выбрал для установки памятника территорию «Красной Горки».
Открытие «Памяти шахтёрам Кузбасса» действительно стало очень ярким событием, и наверняка многие не могут уже представить, что монумента когда-то в городе не было.
Кемеровчанам, на мой взгляд, очень крупно повезло, потому что в областной столице находится произведение, созданное настоящим мастером, философом и профессором самых престижных вузов планеты. Коммунисты выгнали его из страны за то, что он не хотел лепить Ленина с кепкой: он хотел творить. Его скульптуры находятся в США, Швеции, Швейцарии, Египте, частных коллекциях самых богатых людей мира. В России его произведения есть в Екатеринбурге, Москве и Магадане.
Город бронзовых женщин
Всем нравится и хорошо смотрится памятник Пушкину, который установили в начале 50-х годов: архитекторы и дизайнеры хорошо поработали над сквером. Но у всех возникает резонный вопрос: почему он такой маленький? На самом деле он создавался для интерьера (копия расположена в Малом театре в Москве), да и Пушкин, как мы помним, был невысоким.
Бронзовый Ленин появился на площади Советов в 1970 годублагодаря самому богатому скульптору-монументалисту СССР, автору «Ленинианы» Льву Кербелю. Жена Ленина Надежда Крупская лично благословила его ещё до Великой Отечественной войны.
Профессиональные скульпторы 70-80-х годов оставили хороший след в истории города. Среди них – Алексей Хмелевской – автор скульптур рядом с гостиницей «Кузбасс», «Кузбасской и венгерской дружбы» на улице Весенней.
У нас в уличной скульптуре доминируют женщины. Один поэт-острослов сказал: «Кемерово – город железных женщин». Кстати, гипсовая скульптура спортсменки в «Парке Чудес» хороша, потому что она передаёт атмосферу 50-х годов.
Люди часто делятся со мной семейными фотоархивами, и одна женщина прислала мне зимний снимок конца 50-х-начала 60-х годов. На нём изображено следующее: стоит скульптура юноши выше человеческого роста, рядом с ним – девочка, а у парня, кроме трусов, нет ничего. Прошу прощения за скабрёзность, но всё тело юноши было покрыто снегом, который шапкой лежал на выпуклостях (смеётся). И таких казусов действительно очень много.
Украшение для дворика
Летописец города Иван Балибалов в 50-е годы возмущался, когда на улицах города появилось множество гипсовых скульптур, олицетворявших то лётчиков, то колхозников. Особо не нравились ему скульптуры во дворах: в «Колхознице» его возмущала длина юбки, которая чуть прикрывала колено, а на плече у неё была тяпка для прополки. Балибалов возмущался: «При чём здесь наш индустриальный город?».
Вторая скульптура преткновения стояла во дворе детского сада на Ноградской улице, условное название – «Мальчик с горшочком». Балибалов был бы не Балибаловым, если бы не возмутился: «Что это значит? Что это за скульптура? Интересно узнать, что внутри горшочка?». И всё-таки добился сноса этого мальчика (смеётся).
В начале 70-х годов в скверике возле областной библиотеки по инициативе обкома комсомола установили памятник космонавтам. Металлическую скульптуру, изображающую девушку и парня, держащего в руках шлем с надписью «СССР», можно увидеть в парке до сих пор. Кстати, по одной из городских легенд один из кемеровчан решил примерить шлем космонавта и… не смог самостоятельно вынуть голову.
Есть и другая легенда. Раньше памятник Сталину стоял у ДК «Москва», и какой-то шутник уже после смерти Иосифа Виссарионовича засунул непочатую бутылку водки в руку памятнику. Несколько дней никто - ни милиционеры, ни прохожие – не решались отобрать её у генералиссимуса. Согласно еще одной городской легенде, другой памятник вождю, установленный в горсаду, никуда из «Парка чудес» не вывозили, а закопали там же.
Собаки, пингвины и оккультист
Сейчас повторяется тенденция тех лет – памятники а-ля украшение для дворика. Мы повторяем их, но не в гипсе, а в металле, и не прячем в городских кварталах, а выносим наружу, в центр.
Удивляет появление случайных памятников, сделанных непрофессионалами или людьми мало профессиональными. Скульптурная композиция «Золотая рыбка» на улице Орджоникидзе, к примеру: хорошо, что снесли. Она была сделана из разных материалов, к тому же на неё были нанесеныцитаты Пушкина из писем жене и любовнице – ну просто всего намешали.
Замечу, что ни в одной стране мира, даже на родине псевдофилософа, оккультиста Лобсанга Рампы нет памятника, посвящённого ему. Неплохо было бы знать, кто он такой, и обосновать появление скульптуры на набережной в Кемерове. Я, в частности, получил объяснение, что это заказанный в Москве подарок мецената, имя которого скрывают сих пор.
Этот подход к оформлению города и созданию эстетической среды я считаю неверным: мы должны думатьо культурном лице города. Есть безобидные фигуры – пингвинчики, слоники, девочки с бабушками, – но это хорошо для парков, а не для центральных мест Кемерова.
Но одной из лучших скульптур последних лет является бездомная собака на набережной. Очень просто и незамысловато, лаконично, хороший сопроводительный текст. Я очень часто обращаю внимание на ребятишек, которые подходят и гладят собачку, пытаются кормить. Это очень трогательно и хорошо, потому что это процесс воспитания. Хочется, чтобы таких композиций было больше.