В Кемерове 6 декабря стартовал первый Форум городских сообществ «Город: настоящее и будущее». Здесь создают новые смыслы, события и городские объекты, которые появятся в городе накануне его 100-летия, и знакомятся с технологиями, которые уже сегодня меняют нашу жизнь. Модератором проекта выступил урбанист, преподаватель МГУ и Московской школы управления «Сколково» Святослав Мурунов.
В первый день форума компания Good Line презентовала проект «Цифровой город». Благодаря ему с помощью смартфона можно записаться к врачу, заказать еду на дом, оплатить услуги ЖКХ или посмотреть видео с камеры во дворе — это будущее, которое уже наступило. И это ещё не предел. «Газета Кемерова» узнала, как устроен «Цифровой город», почему мы все неизбежно в нём окажемся и что изменится в нашей жизни уже в 2018 году.
Цифровые решения. Как это работает
Проект «Цифровой город» вызвал ажиотаж среди кемеровчан, ведь до сегодняшнего дня его держали в секрете. В холле офиса кузбасских IT-компаний гости собрались за час до старта Форума городских сообществ. У стенда с первыми «цифровыми» решениями — импровизированная экскурсия. Сотрудники технической службы Good Line рассказывают о новых технологиях просто и доступно:
— Всей нашей жизнью можно управлять с одного электронного устройства — смартфона. Итак, вы въезжаете во двор, впереди — шлагбаум. Запускаем на мобильном телефоне приложение и открываем шлагбаум нажатием одной кнопки.
— А кто-то другой сможет воспользоваться приложением?
— Только жильцы вашего дома смогут в нём зарегистрироваться. Чужой человек не попадёт в ваш двор.
Комфортный, удобный и безопасный — ключевые характеристики «Цифрового города». Good Line представил на выставке десятки видов видеокамер — для улиц, подъездов и квартир. Они позволяют ещё до вашего приезда выбрать удобное место на парковке, избежать неприятностей во дворе и на детской площадке, а также в подъезде. Записи доступны на домашнем компьютере или опять же — в смартфоне.
— «Датчик спокойствия» мы устанавливаем в прихожей квартиры. Когда дверь открывается и фиксируется движение, вам на мобильный телефон приходит видеосигнал. Вы видите, кто вошёл, даже если находитесь в другой стране, — продолжает специалист.
«Умные» устройства уберегут нас и от другой беды — протечек. Если дома в ваше отсутствие прорвало батарею, вы тотчас же получите сообщение на мобильный. Датчик размером со спичечный коробок отправит его при контакте с водой.
Олег Коваленко, заместитель главы города Кемерово по социальным вопросам:
– Любые инновации — это будущее нашего города. Он молодой, хоть и празднует в 2018 году 100-летие. Мы стараемся внедрять новые технологии во всём. Например, за последние шесть лет запустили шесть школ, и все они являются цифровыми. Кроме того, совместно с компанией Good Line мы готовим уникальный для России проект — виртуальный музей Кемерова, доступный в каждом уголке мира. Он расскажет не только о прошлом, но и о настоящем. Это будет близко тем, кто уже не живёт в нашем городе, но по-прежнему интересуется его историей и достижениями.
Исполнительный директор Good Line Дмитрий Осипов на презентации «Цифровизация ЖКХ» более подробно рассказал о проектах, которые можно внедрить в Кемерове уже сегодня. Это четыре сервиса для горожан и управляющих компаний.
Интеллектуальный домофон. Good Line создал приложение, которое позволяет с помощью мобильного телефона открывать дверь. Ключ больше не нужен. Когда кто-то приходит в гости и звонит в вашу квартиру, сигнал автоматически отправляется на мобильный.
Видеоконтроль с использованием нейронных сетей. Распознавать лица и искать людей — вот что умеют современные камеры. Дмитрий Осипов рассказал о совместном проекте Good Line и администрации города Белово. На участке дороги, где запрещён проезд грузовых машин, установили камеру. Она определяет габариты автомобилей и считывает номера нарушителей. Это значительно сократило проезд грузового транспорта.
Сбор данных с приборов учёта. Данные с общедомовых приборов учёта снимаются автоматически и загружаются в облако с помощью технологии LoRa VAN.
Платежи через мобильные приложения. Цифровые технологии позволяют передавать данные со счётчиков в квартире и оплачивать услуги ЖКХ нажатием одной кнопки. Этим приложением уже могут пользоваться жители Лесной Поляны.
Цифровая экономика. Почему это неизбежно
Всё началось с Uber и других служб заказа такси. Мобильные приложения заменили собой оператора на том конце провода, а затем и таксопарки. «Максим» дислоцируется в Самаре, «Яндекс» — в Москве, а такси можно воспользоваться в любом городе России.
— В будущем исчезнет посредник между клиентом и услугой, товаром или информацией. Сотрудника компании заменит электронный сервис, с которым мы будем напрямую взаимодействовать через современные средства коммуникации — планшеты и смартфоны, — объясняет генеральный директор Good Line Роман Жаворонков. — Такси — первая отрасль мировой экономики, которая трансформировалась при цифровом переходе. Их будет больше.
В мире уже есть Smart City или умные города. Это Казань, Москва, Астана, Барселона. Проекту уже более 10 лет. Не стоит думать, что он приживается только в «миллионниках». Города с населением в 500 000 человек, как в Кемерове, успешно внедряют цифровые технологии: Дублин, Манчестер, Доха.
Какие вопросы решает цифровой город? Это оптимизация дорожного движения, энергосбережение и экология, равная доступность сервисов для всех горожан: медицины, культуры, образования, муниципальных и коммерческих услуг.
— Технологии не меняют город. Его меняют люди, используя технологии, — подчёркивает Роман Жаворонков. — Цифровизация привлекает конкурентные кадры, без которых невозможно решить её задачи. И мотивирует горожан к непрерывному развитию, позволяет легко открывать бизнес и свободно его вести.
Цифровая экономика будет расти существенно быстрее других отраслей. То, что произошло с такси, случится и с другими рынками. Взять банк «Тинькофф», который работает без единого отделения. Или «Магнит» — сеть обошла конкурентов благодаря IT-технологиям в логистике и работе с остатками.
Цифровое будущее. Что дальше
В ближайшие 10 лет мир станет цифровым. На рынке появятся как федеральные компании, так и местные. По словам Романа Жаворонкова, места для развития инновационного бизнеса хватит всем. Что получат горожане? Время, удобство и снижение цены на привычные товары и услуги.
— Сейчас у Good Line два пилотных проекта. Первый — запись к врачам в частные и государственные клиники через мобильное приложение. Второй — доставка продуктов из торговых сетей. Мы уже договорились с Metro, в стадии переговоров — «Лента». Мы планируем в систему включить не только крупные сети, но и небольшие магазины, — рассказал Роман Жаворонков.
Но «Цифровой город» — это не только конкретные проекты, но и нечто большее. С помощью «пилотов» Good Line развивает технологию быстрого создания сервисов. Если раньше компания готовила новый сервис за год, то сейчас сократила срок до полугода. В будущем, как уточнил Роман, новые проекты будут рождаться за два-три месяца.
— Мы построим платформу, которая позволит организациям цифровизоваться с нашей минимальной помощью. Представьте, что есть автомойка, которая хочет стать цифровой. Она входит в «Цифровой город». Далее мы видим, что таких компаний стало много. И создаём сервис, в котором будут все автомойки города, — приводит пример генеральный директор Good Line.
Кемеровским компаниям будет легче пережить новую эпоху в развитии экономики. Good Line уже сейчас создаёт решения, которые трансформируют любой бизнес в цифровой — удобный и безопасный. «Цифровой город» уже на этапе зарождения стал событием. Это точка отсчёта нашего будущего.