Вход
gazeta.a42.ru

Китайские «пленники»: что пережили клиенты «Жемчужной реки» из Кузбасса

19 декабря 2018, 18:43 607

Более 100 туристов из Кузбасса к 19 декабря вернулись домой с острова Хайнань. Они несколько дней не могли вылететь на родину из-за проблем туроператора «Жемчужная река». Другие его клиенты лишились денег и отпуска — их туры в КНР отменены. А42.RU узнал у экспертов, как защитить себя от подобных ситуаций и что делать тем, кто уже пострадал. 

Почему туристы не могли вернуться домой

Авиакомпания «ИрАэро» заявила о приостановке полётов на остров Хайнань в города Санья и Хайкоу и обратно в российские города клиентов туроператора «Жемчужная река» из-за его долга в размере 2,3 миллиона долларов. «Жемчужная река» с 8 декабря не исполняла обязательств перед клиентами и поэтому была исключена Ростуризмом из федерального реестра. Из-за этих событий россияне несколько дней не могли вылететь на родину. Некоторые из них по-прежнему остаются в Китае.

Работу по эвакуации туристов с острова Хайнань с 12 декабря ведёт Ростуризм и ассоциация «Турпомощь» при поддержке МИД РФ. Многие туристы оказались в Китае без обратных билетов. У них были только маршрут-квитанции обратного вылета, которые не имели юридической силы. Вывозные рейсы удалось организовать за счёт резервного фонда «Турпомощи».

В ожидании рейсов домой туристы обеспечены питанием и жильем. Пока с них не взимается за это дополнительная плата.

— Вчера в Кемерово вернулись 55 человек. Они прибыли рейсом из Китая в Москву 17 декабря, а потом были доставлены самолетом в Новосибирск. Еще 64 кузбасских туриста добрались сначала до Москвы, потом до Томска. Сегодня утром на специальных автобусах они отправились в Кемерово и Новокузнецк, — сообщили корреспонденту А42.RU в департаменте молодежной политики и спорта Кемеровской области.

По данным ведомства, на острове Хайнань отдыхали более 170 туристов из Кемеровской области. Пока неизвестно, все ли они прибыли в Кузбасс. Региональные власти направили запросы в турагентства, чтобы в этом убедиться.

«Люди были озлоблены, устали»

Вадим Никифоров вылетел на остров Хайнань из Кемерова 28 ноября, чтобы провести там двухнедельный отпуск. Авиабилеты компании «Алроса» были у него на руках — прямой рейс из Кемерова, обратный — из города Санья, 13 декабря. Когда 8 декабря Вадим прочитал в соцсетях информацию о проблемах с туроператором «Жемчужная река», насторожился:

— Я сразу же написал турагенту. Но она заверила, что это вброс информации, такое происходит не в первый раз, всё будет в порядке. Гиды в гостинице «Роузи», где мы жили, тоже успокаивали: «Отдыхайте, вылет состоится как и положено – 13 декабря». До последнего мы были уверены, что вернёмся домой в срок. Но в назначенный день информации о вылете не было. В нашем отеле было около 30 кузбассовцев. Мы не знали, как полетим домой.

Кемеровчане узнали, что «ИрАэро» заблаговременно предупредила Росавиацию и «Турпомощь», что приостановит все вылеты с 7 декабря из-за долгов «Жемчужной реки». На сайте авиакомпании «Алроса» появилось сообщение, что всех туристов вывезли до 12 декабря.

«Авиакомпания АЛРОСА» не осуществляет перевозку пассажиров в Китай (о. Хайнань) в связи с отсутствием соответствующего разрешения со стороны китайских авиационных властей. Решение о приостановке полетов было принято ранее по согласованию с туроператором «Жемчужная река». В настоящее время авиакомпания осуществляет только вывоз туристов, имеющих билеты «Авиакомпании АЛРОСА», с о. Хайнань обратно в Россию (последняя группа туристов была вывезена 12 декабря).

— У нас на руках были билеты, но «Алроса» отказалась нам помогать. На все наши вопросы отвечали – задайте вопрос вашему туроператору. Мы оставались в гостинице. Нам повезло, что нас не перемещали в другие отели, как многих других туристов из России. Мне рассказывали, что ожидая рейса от «Турпомощи», люди сменили по 3–4 отеля. Три дополнительных дня в Китае нас кормили завтраками, а также обедом или ужином на выбор. Дополнительных денег с нас не взяли.

Информации о вылете долго не было. Это нервировало больше всего, вспоминает Вадим.

— Люди были озлоблены, устали. Всем нужно было лететь домой. Кто-то астматик — ингаляторы заканчивались, у одной женщины ребёнок сильно температурил, она боялась, что он погибнет без медицинской помощи. Ещё одного человека укусила обезьяна, требовалось три укола. Два сделали, а за третий потребовали 150 долларов. Их у него не было. Мы не знали, куда мы полетим. Услышали, что нас вместе с туристами из Санкт-Петербурга повезут в Москву. Просили, чтобы нас доставили в любой город Сибири, так добраться легче. Но это результата не дало. У многих уже не было денег, — делится турист.

Как говорит Вадим Никофоров, в Москву должны были лететь туристы из Хабаровска. Они отказались, поскольку билет до родного города обошёлся бы им очень дорого. Как позднее сообщила «Турпомощь», их ждёт прямой рейс 21 декабря.

— Мы прибыли в Москву и узнали, что на ближайшие два дня билетов в Кемерово уже нет. С нами летели пожилые люди, у них слёзы были на глазах — они не знали, что дальше делать. Но в аэропорту «Жуковский» нас встретила девушка с табличкой «Кузбасс». Регион о нас позаботился: нас доставили в гостиницу, там были оплачены два дня с завтраками, обедами и ужинами. После этого всех отправили домой. Мы смогли улететь раньше — друзья заранее приобрели нам билеты. Сегодня в Кемерово вернулись все, кто летел с нами из Китая в Москву.

Испорченный отпуск

Многие туристы пострадали от «Жемчужной реки» до вылета на Хайнань. Их отпуск, оплаченный заранее, теперь не состоится. Елизавета Шеляпина из Осинников должна была лететь в Китай в январе, взяла кредит, чтобы оплатить тур. И потеряла 70 000 рублей.

— Нам обещали, что вернут только 18% от этой суммы. Это направление я выбрала из-за его доступности. Теперь отпуск испорчен. Кредит в любом случае придётся выплачивать. Я точно никуда не полечу до лета. Мне предложили подать в суд на турагентство. Не знаю, стоит ли это делать — услуги юриста тоже нужно оплачивать, а деньги и так потеряны, — рассуждает Елизавета.

Мария Макарова из Новокузнецка купила тур ещё в начале октября, вылет планировался 6 декабря. Турагенство 4 декабря предупредило Марию и её семью, что вылет переносится или аннулируется. После этого пришлось выбрать другого туроператора, отпуск обошёлся кузбассовцам значительно дороже.

— Муж знал, что по весне были проблемы у «Жемчужной реки», но наш друг в ноябре отлично слетал в отпуск и взахлёб рассказывал о сказочном Китае... В итоге нам пришлось отказаться от тура и купить путёвки у другого туроператора. Мы переплатили, и нам наши деньги уже никто не вернёт, — делится Мария.

Как уберечься от ненадёжных туроператов

— «Жемчужная река» — туроператор для российского рынка новый, появился год назад, и сразу его приход ознаменовался значительным демпингом и очень большими комиссиями для агентств в размере 18%, — вспоминает юрист Игорь Косицын. — Уже тогда у некоторых экспертов это вызвало обоснованные подозрения и сомнения, однако, списали на то, что таким образом туроператор завоёвывает рынок. При этом приход на рынок сразу сопровождался срывом первых же полетов, в сентябре 2017 года обанкротилась авиакомпания ВИМ-Авиа. Весь следующий год «Жемчужную реку» лихорадило, постоянные переносы рейсов, проблемы с заселениями у туристов, возвраты по несостоявшимся турам туристам пришлось получать через суд.

Ни турагентства, ни туристы как правило не могут всесторонне оценить надёжность и финансовую стабильность того или иного туроператора, отмечает Игорь Косицын. Рынок знает массу примеров, когда внезапно прекращали деятельность очень старые и казалось бы поверенные туроператоры. Например, «Натали турс» и «Данко» в 2018 году.

Некоторые турагентства отказались сотрудничать с «Жемчужной рекой» ещё задолго до инцидента с «ИрАэро».

— Мы не бронировали этого туроператора и всех туристов предупреждали о его ненадёжности, — рассказывает Мария Манузина, генеральный директор сети турагентств «ГудЗон». — Я подозревала, что проблемы начнутся именно в начале декабря. Говорили об этом клиентам с лета. Репутация этой компании в прошлом уже была подпорчена, ведь они сорвали отдых многим туристам. 29 ноября мы писали в наших соцсетях, что установлены неоднократные факты овербукинга, аннулирование туров в связи с проблемами в полётной программе, неоднократные задержки рейсов. Последняя задержка обратного вылета была рекордной: туристы из Хабаровска, которые должны были вылететь домой 22 ноября, смогли вылететь только 27.

По данным юристов, ситуацию с «Жемчужной рекой» можно было спрогнозировать.

— Туроператор «Жемчужная река» не первый раз является фигурантом в подобных спорах. Есть пострадавшие, которых данная компания кормит завтраками по возврату денежных средств с весны 2018 года, — говорит Виктор Фроленков, генеральный директор компании «ЮристЛайн». — Есть те, кто планировал новогодние праздники в Китае, но теперь им отказано в путешествии. Они остались без отдыха и без денег. В начале декабря в нашей компании было зафиксировано несколько звонков от пострадавших туристов с вопросами о вероятных исходах их ситуации, мы их проконсультировали. После 7 декабря число обращений возросло.

Ситуация с «Жемчужной рекой» показала, что многие пострадавшие туристы ничего не читали про туроператора и полностью понадеялись на турагента, отмечает Игорь Косицын.

— При выборе тура и заключении договора обязательно нужно уточнять информацию о туроператоре и самостоятельно изучить отзывы о компании в интернете, соцсетях. Если в последнее время есть признаки финансовой несостоятельности — незаселения под видом овербукинга, отмены рейсов, долгий возврат денег — лучше воздержаться от покупки тура. Также есть возможность оформить страховку от невыезда, включающую риск банкротства туроператора, некоторые страховые компании ее предоставляют, — рекомендует юрист.

Как вернуть деньги

Что делать туристам, которые уже пострадали от действий «Жемчужной реки»? Варианта всего два. Причём их можно использовать одновременно: первый — подать документы в страховую компанию, но уже сейчас понятно, что выплаты покроют лишь незначительную часть задолженности, так как размер причинённого ущерба в разы превышает сумму страхового покрытия в 10 миллионов рублей, поясняет Игорь Косицын. Второй — взыскать ущерб с туроператора через суд.

— Если туристы планируют взыскать долг, моральный вред, неустойку и штраф, то они самостоятельно могут направить претензию по месту нахождения туроператора, и по истечении 10 дней обратиться в суд по месту жительства. Если же они планируют взыскать только основной долг, то можно сразу обращаться в суд, так как претензионный порядок по искам о защите прав потребителей не обязателен. Также не нужно оплачивать госпошлину, при этом чем раньше турист пойдет в суд, тем выше вероятность, что он получит деньги по решению суда. Однако, анализируя предыдущий опыт банкротств туроператоров, она уже сейчас стремится к нулю, к сожалению, — предостерегает юрист.

Есть ещё одна возможность получения денег — это так называемый chargeback: процедура оспаривания клиентом платежа за неоказанную услугу, рассказывает Игорь Косицын. Клиент пишет заявление в банк-эмитент карты, который связывается с банком, обслуживающим продавца, и в случае, если факт неоказания услуги находит своё подтверждение, безакцептно списывает деньги у банка-продавца и возвращает их. На счетах продавца (в нашем случае туроператора) денег может и не быть, согласно правилам международных платежных систем, деньги в данном случае возмещаются самим банком, который потом уже взыскивает их с продавца-исполнителя.

Расходы на чарджбек закладываются в платежи по эквайрингу, поэтому такие возвраты для банка не убыточны. Главное, что нужно помнить:

— платёж должен быть совершён напрямую исполнителю (туроператору), платежи агентствам возврату в большинстве случаев не подлежат, так как турагент, если он добросовестно исполнил свои обязанности, докажет исполнение своих обязательств;

— запрос на возврат должен быть подан в пределах срока, установленного банком (обычно это 120 дней);

— возврату подлежат только платежи через терминал или онлайн-эквайринг, переводы с карты на карту и с карты на счёт не возвращаются;

— чем больше доказательств неисполнения обязательств вы предоставите, тем больше шансов вернуть деньги.


комментарии

MEDIAMETRICS

Новости Кузбасса

MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация
Как ускорить вызов скорой

Стал очевидцем события или происшествия? Скорее высылай фото или видео и получай вознаграждение!

В случае публикации вознаграждение составит 500 рублей.

Прикрепить файлы
Максимальный размер файлов — 60 Мб Типы файлов — jpeg, jpg, gif, png, qt, mov, avi, mp4, mpeg, mpg, webm, ogv, 3gp

Яндекс.Метрика