27 сентября 2017 в 16:57 Общество

Рукотворная молитва: зачем священнику учить язык жестов

Священник Владимир Хить служит в общине для глухих и слабослышащих людей в Знаменском соборе. Жестовый язык он изучил ещё во время учёбы в Томской духовной семинарии и уже девять лет помогает прихожанам с особенностями. На его богослужения с сурдопереводом приходят как члены общины, так и другие кемеровчане. В храме барьеров нет, с помощью священника верующие общаются свободно и поддерживают друг друга во всём.

Отец Владимир рассказал «Газете Кемерова», с какими трудностями сталкиваются сегодня глухие, о чем спрашивают Бога и как общество может разрушить барьеры между ними и остальными людьми.

 

«В детстве мы играли в священников»

Мои родители переехали в Кемерово из Львовской области в Украине, когда мне исполнился год. Отец был строителем, работал в Знаменском соборе. В то время людей в храме не хватало. Священник Алексей Курлюта предложил моему отцу остаться — помогать на богослужениях. Он согласился, со временем принял сан и стал служить Богу. Вскоре на свет появился мой брат.

С малых отец Иоанн брал нас с собой в храм. Мы ходили вместе с ним на богослужения, присутствовали при таинствах крещения и отпевания. Я мечтал стать священником, чтобы помогать людям, как и он. К папе постоянно обращались прихожане за советом и поддержкой. И, знаете, мы с братом в детстве даже играли в священников, так нас впечатляла церковь и служение отца. Отмечу, что наши мечты сбылись — и я, и мой брат служим сейчас в Знаменском соборе.

После школы я не раздумывая поступил в Томскую духовную семинарию. Там и начался мой путь — на первом курсе нам предложили изучать язык жестов. Это были дополнительные занятия для студентов, которые хотели служить людям в качестве сурдопереводчиков — окормлять глухих и слабослышащих людей. Новые языки давались мне нелегко, даже английский, но я решил попробовать — это же интересно. И не пожалел.

Вначале было непросто. Переводить на язык жестов нужно быстро. Когда хор поёт, нужно перевести каждое слово. Но со временем приходит опыт. Порой руки сами складываются в жест, который в эту минуту нужно показать.

 

Как поют глухие

В Знаменском соборе в 2009 году мы создали общину для глухих и слабослышащих людей, в неё входит около 40 прихожан и их семьи. Я служу в ней духовником семь лет. Мы проводим богослужение раз в месяц, в субботу. Многие прихожане работают, поэтому не у всех получается приходить в храм чаще. Я перевожу продолжительную службу синхронно со священником, диаконом, хором. Показываю жестами каждое слово, которое они произносят. И служба становится понятной.

Богослужение совершают на церковнославянском языке, который уже не используется в разговорной речи. Для современных людей многие слова непонятны. А жесты читаются однозначно. Поэтому служба с сурдопереводом становится максимально доступной.

Глухие и слабослышащие прихожане поют вместе с хором. Вы спросите, как? Жестами. И это очень красиво. Я тоже пою вместе с ними с помощью жестов общую молитву. Другие прихожане поддерживают нас голосом.

Отмечу, что среди глухих очень много одарённых людей. Они не только поют жестами, но и прекрасно танцуют. В студенчестве я был на детской дискотеке в интернате для глухих и слабослышащих детей. Ребята ставили колонки на пол, и двигались в ритме музыке, чувствуя её вибрацию. Есть поэты, художники, артисты театра.

В храме барьеров между людьми нет. Конечно, обычные прихожане вначале удивлялись, глядя на меня. Не все понимали, что священник показывает жестами. Но сейчас привыкли, и относятся с уважением к членам общины. Не проходят мимо меня во время службы, чтобы не мешать восприятию. Стараются помочь глухим людям — подводят к нужной иконе, пытаются показать что-то. Жестов, конечно, не знают, но с помощью сурдопереводчиков могут и пообщаться. Главное, есть желание быть вместе, в диалоге. Я всегда рад помочь, к тому же, у нас есть три специалиста в общине — прихожане-сурдопереводчики, которые и мне иногда подсказывают нужный жест, если я сомневаюсь. 

С общиной мы встречаемся и в другие дни — пьем чай, общаемся, путешествуем вместе по святым местам и смотрим фильмы с сурдопереводом или субтитрами. И могу сказать, что это моя вторая семья. Не представляю своей жизни без этих людей, они уже стали мне родными.

 

Свой среди чужих

Когда глухой человек, который никогда не был в церкви, впервые приходит в храм, то в подавляющем большинстве случае он ищет поддержки не в духовных вопросах, а в житейских. Чаще всего такие разговоры между нами происходят во время исповеди. И проблемы такие же, что и у слышащих людей — в основном, семейные. Все те же грехи, что и у любого другого человека. В доме бывает разлад, супруги порой ссорятся. Правда, без слов, жестами, эмоционально.

Но отмечу, далеко не каждый обычный человек может открыто говорить о своих трудностях, переживаниях, сомнениях, а в отношении глухих людей это справедливо вдвойне. Они очень берегут свой внутренний мир и неохотно впускают в него посторонних. Поэтому мы с нашими прихожанами редко обсуждаем личные темы, чтобы никого не ранить. И я сам стараюсь не задавать лишних вопросов.

Обычно мы говорим о вопросах духовных — например, о жизни святых, о православных праздниках, о чём они захотят сами. Ведь всё-таки священник – человек слышащий. Чтобы у глухих прихожан возникло искреннее доверие к нему, нужно время и такт. Только на этих условиях глухой человек откроет ему дверь в свою духовную жизнь.

В России около 40 священников владеют языком жестов. Со временем их станет ещё больше. Курс обучения жестовому языку действует в Томской духовной семинарии, в Кузбассе епархия успешно проводит форумы и конференции для профессиональных сурдопереводчиков и священнослужителей. В Знаменский собор приезжают общины глухих из других регионов — люди знакомятся, дружат, гостят друг у друга.

Осенью 2016 года патриарх Кирилл возглавил богослужение для общин глухих нашей страны. Во время проповеди он сказал: священнослужители должны изучать жесты, чтобы глухой человек мог обратиться за помощью в каждый храм.

Если у человека есть искреннее желание подружиться, изучить язык жестов, глухие всегда помогут ему. Они рады вниманию, новым знакомствам. Поэтому поддержат, если ты не можешь подобрать нужный жест. Иногда даже вперёд меня думают, когда я в беседе замешкаюсь.

Жесты очень многообразны, и я постоянно учусь у прихожан. Самое сложное для меня — быстро их понимать, иногда время требуется. Это как с иностранными языками. Все люди разные – кто-то «говорит» жестами быстро, а кто-то — размеренно и понятно. Надеюсь, что со временем научусь отвечать в том же темпе, без лишних пауз.

 

Мир за порогом церкви

К нам в храм приходят уже взрослые люди, молодёжи немного. У большинства есть житейский и социальный опыт. Многие из них уже бабушки и дедушки. Они привыкли и научились жить в социуме, свободно общаться друг с другом. Собственную глухоту воспринимают как данность и в своём кругу чувствуют себя комфортно. Сложности возникают только в общении со слышащими людьми.

Возможно, сложнее перестроиться людям, которые потеряли слух позднее — после аварии или болезни. Они, как правило, очень хорошо говорят. У многих из них уже есть высшее образование, они умеют читать и писать. Говорят, ли они, что им сложно? Нет.

Но ежедневно в быту многие глухие сталкиваются с трудностями. Без сурдопереводчика они порой не могут обратиться к врачу и объяснить, что с ними произошло. В нашей стране не изучают жестовый язык, и это упущение. Сурдоперевод убрали из новостей, заменив бегущей строкой. Многие люди не успевают её прочитывать, она бесполезна.

Люди с ограниченными возможностями слуха очень ценят свою работу, держатся за неё. Потому что устроится им очень сложно. Бывает, что недобросовестные работодатели обманывают их — занижают заработную плату, зная, что человек не уволится и никому не пожалуется. Мне о таких случаях рассказывали. Хотя я не расспрашиваю о том, что может причинить боль, мне хочется, чтобы в общине всем было максимально комфортно.

Большинство из нас не в силах понять глухих, оказать им элементарную помощь — на дороге, в магазине, в поликлинике. Как это бы облегчило их жизнь, если бы все знали хотя бы элементарные жесты, как базовый английский. Это сделало бы более доступным общение, поддержку, среду.

Глухой человек может выразить свои чувства и мысли не только жестами, но и книгами, живописью, театральными постановками, спортивными победами, трудовыми достижениями и многими другими способами. Не пора ли нам пойти ему навстречу, разрушив разделяющую нас стену?

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика