В петербургском метро 3 апреля прогремел взрыв на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт-2». Погибли 14 человек, ещё 49 получили травмы. В Санкт-Петербурге объявлен трёхдневный траур.
«Газета Кемерова» поговорила с уроженцами Кемеровской области, которые находились в Северной столице в день трагедии. Они рассказали о событиях в метро, поразительной стойкости и сплочённости петербуржцев и новых мерах безопасности в городе.
Что известно о взрыве
Трагедия произошла на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт-2» Московско-Петроградской линии около 14.35 в третьем вагоне поезда.
Преступник оставил самодельное взрывное устройство, начинённое обрезками гвоздей, в портфеле на полу вагона у дверей, уточняют «Ведомости» со ссылкой на сотрудника спецслужб. Его мощность составила несколько сотен граммов тротилового эквивалента.
Взрыв произошёл после того, как тронулся поезд. Но машинист проявил мужество и довёл состав до станции. Это помогло оперативно эвакуировать пострадавших, а также избежать новых жертв. Метро было закрыто сразу же после взрыва.
Сотрудники ФСБ на станции «Площадь Восстания» – над ней находится Московский вокзал – успели обезвредить вторую бомбу. По данным Национального антитеррористического комитета, она была изготовлена из огнетушителя и также снабжена поражающими элементами. Но при этом оказалось мощнее – по данным источника, от 1 до 1,5 килограммов тротилового эквивалента.
В день теракта в Петербурге находился президент Владимир Путин. В момент трагедии он был на форуме ОНФ, на встрече с журналистами. Президент сделал заявление, предположив, что одной из версий случившегося может быть террористический акт.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье «Теракт». Полиция объявила в розыск подозреваемого.
В морге 4 апреля при Бюро судебно-
«Теракт произошёл рядом»
Ведущий Леонид Попов переехал в Санкт-Петербург два месяца назад. В момент взрыва он находился в метро, между станциями «Сенная» и «Технологический институт», но ехал в противоположном направлении, поэтому не пострадал.
«Я ехал на «Сенную», нам сказали не выходить на станции «Технологический институт». Только открыли двери, чтобы запустить людей с перрона. Мы ничего не понимали. Началась эвакуация. Я не видел, что происходит на перроне, слышал, что говорят что-то, но не мог разобрать слов. Понял только, что метро закрывается по техническим причинам. Доехали до «Невского проспекта», пахло гарью. Мне казалось, что произошёл пожар. О взрыве узнал, когда получил сообщение от друга – он просил не спускаться в подземку. Потом услышал про вторую бомбу на «Площади Восстания». Там я тоже должен был проезжать, но встречу отменили», – вспоминает Леонид.
Один из знакомых Леонида Попова получил ранение во время взрыва. С травмой ноги его доставили в больницу. Сам ведущий потрясён случившимся, ему до сих пор трудно говорить об этом. Он отмечает, что многие люди напуганы. При этом петербуржцы проявили отзывчивость друг к другу. Вчера Леониду удалось добраться домой благодаря волонтёру, который поставил отметку в сервисе Яндекс.Карты с предложением подвезти всех желающих бесплатно.
Через перегон между «Сенной» и «Технологическим институтом» должна была ехать Анна Сергеева, дизайнер интерьеров из Кемерова.
«Именно в это время я планировала отправиться по делам через эти станции и могла оказаться на месте взрыва. Но меня задержали на работе. Теракт произошёл рядом. О трагедии узнала от друзей и родных из Кемерова, которые звонили и спрашивали, что случилось», – вспоминает девушка.
«Петербуржцев объединила беда»
Руководитель агентства путешествий Сергей Лукьянов работает в пяти минутах ходьбы от станции «Сенная». По его словам, она одна из самых загруженных в городе – многолюдно там в любое время дня. Именно поэтому бомбу взорвали там.
Сергей отмечает поразительную сплочённость жителей Санкт-Петербурга в момент трагедии. Он живёт в Северной столице пять лет и много ездит по миру. С петербуржцами во внимательности друг к другу не сравнится никто.
«Жители Питера пережили блокаду – даже дети здесь зажигают лампады в память о тех, кто погиб тогда. Отношение к общей трагедии прослеживается до сих пор, его мы и наблюдали вчера. Кофейни бесплатно наливали чай и кофе, чтобы люди согрелись. Водители предлагали даром довезти пешеходов в любую точку города. От платы отказались Uber, «Таксовичкоф» и другие крупные компании, а также общественный транспорт. Конечно, смысла ехать не было – многочасовые пробки. Поэтому люди шли пешком, колоннами по сто и более человек. Из центра города – в спальные районы. С опущенными лицами. Это выглядело как траурная церемония… Моя супруга так шла 10 километров. Тяжело на сердце у каждого. Но мы переживаем горе вместе», – делится Сергей.
Игорь Янцен, монтажник «Метростроя», каждый день уезжает на работу через станцию «Технологический институт». О трагедии он узнал на службе, коллеге сначала не поверил — думал, глупая шутка. Сомнений не осталось, когда телефон начал разрываться — близкие узнавали, жив ли он.
«После рабочего дня я отправился домой пешком — живу в 40 минутах ходьбы. Мои коллеги подвозили товарищей, у которых автомобиля не было, потому что метро было закрыто. По дороге навстречу мне нескончаемым потоком шли люди. Многие были подавлены, несколько человек плакали. Если кто-то говорил по телефону, то видно было — про теракт. Ни о чём другом мы думать не могли», — рассказывает Игорь.
Тележурналист Максим Облендер снимал сюжет о трагедии. По его словам, этот рабочий день оказался для него самым тяжёлым.
«Мы готовили обычный эфир, у меня должен был выйти сюжет о юбилее книжной ярмарки. Домонтировать не успели. Пошли сообщения о взрыве. Мы поехали включаться из НИИ им. Джанелидзе, куда уже везли пострадавших. Пробки, скорые и люди, которые шли пешком. Кто-то — домой, кто-то — на Сенную, чтобы помочь. Кого-то с работы и из института отпустили пораньше. Сложно про всё это говорить. Рассказываешь о происшествии и понимаешь, что это не где-то, а в твоём городе. И звонки — из дома, от друзей, даже от тех людей, с кем не виделся очень давно», — рассказывает он.
Корреспондент Мария Бессарабова отмечает, что после трагедии многие отказываются спускаться в метро:
«Надеюсь, полиция найдёт и накажет виновных. Только людей это не вернёт. В момент взрыва я была на работе, узнала обо всем из Сети. Конечно, город в трауре и страхе. А посеять страх — главная цель террористов… Сегодня утром метро было закрыто, все ехали на работу кто на чём. Да и вообще люди вряд ли будут активно пользоваться метро в ближайшие дни, даже когда его откроют».
Инженер Алексей Елин говорит, что петербуржцам трудно пережить трагедию.
«Эти станции — одни из самых проходимых. Если бы взрыв произошёл утром или вечером, жертв было бы гораздо больше. Моя знакомая могла там оказаться, если бы вошла в метро на несколько минут раньше. Другой знакомый парень находился в вагоне в момент теракта, но не пострадал. Всех это коснулось. Я сегодня ехал утром в метро. Люди вокруг подавленные. Обычно пассажиры сидят, уткнувшись в книжки, газеты, телефоны. А тут входишь в вагон — и на тебя все смотрят, что ты в руках несёшь», — рассказал он.
«Сумки в метро не проверяли»
Игорь Янцен сожалеет, что раньше не обращал внимания на работу системы безопасности в петербургском метро. Он уверен, что трагедию можно было предотвратить.
«Я всю неделю хожу на работу с большой сумкой. За восемь месяцев её проверили не больше трёх-четырёх раз на направлении «Проспект ветеранов». Но и это было бессмысленно – на станцию «Технологический институт» можно войти и с другого направления, где вещи вообще не досматривают. Теперь, если меня не станут проверять, я буду жаловаться в полицию. К сожалению, раньше я этого не делал. Может, это бы повлияло как-то на вчерашние события», – огорчен собеседник «Газеты Кемерова».
Сергей Лукьянов полагает, что огрехи в системах контроля подземки неизбежны. Через станции проходит огромный поток людей, всех отследить невозможно.
«Если каждого прохожего проверять, это займет много времени и вызовет колоссальные пробки. В городе были установлены рамки и периодически проверки проводились – я сам с ними сталкивался. Но эти рамки при желании можно было обойти, – рассуждает Сергей. – Сегодня ситуация кардинально изменилась. В метро поставили новые рамки, в разных районах города дежурят полицейские с автоматами. Усилена охрана школ, ученикам провели уроки на тему антитеррористической безопасности. Петербуржцев хотели напугать, но страха нет – мы продолжаем жить. Я верю, что мы выстоим».