27 июня 2018 в 13:43 Общество

Помедленнее, вас записывают: что изменит закон Яровой

С 1 июля вступает в силу «пакет Яровой» — антитеррористические поправки к закону о хранении персональных данных. Мобильные операторы и интернет-провайдеры теперь обязаны хранить записи телефонных разговоров и текстовых сообщений абонентов в течение полугода. Корреспондент А42.RU поговорил с ведущими игроками рынка об изменениях в законодательстве, новом оборудовании и ценовой политике.

Сколько будут хранить разговоры и СМС

Летом 2018 года вступает в силу пакет антитеррористических поправок в законы, предложенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. С 1 июля операторы связи обязаны хранить не только информацию о фактах переписки пользователей, так и её содержание — голосовые данные и текстовые сообщения. Они будут храниться в течение полугода и выдаваться по запросу силовых служб.

Вторая часть поправок начнёт действовать осенью. С 1 октября 2018-го операторы и интернет-провайдеры обязаны хранить интернет-трафик в течение 30 суток. В течение пяти лет им потребуется увеличивать ёмкость технических средств накопления информации на 15% ежегодно.

Минкомсвязи России готовит для провайдеров и мобильных операторов требования по оборудованию для исполнения «пакета Яровой».

«Они уже в основном готовы. Процесс запускается. Компании все, подпадающие под "закон Яровой", активно уже выполняют требования», — заявил ТАСС глава ведомства Константин Носков. Как он отметил, операторы сейчас закупают и монтируют оборудование.

В мае 2018 года появилась информация о возможном повышении цен на услуги связи. Как пишет «Коммерсант», петербургский провайдер ООО «Телекомпас» сообщил клиентам о повышении абонентской платы за услуги связи на 8% с 1 июля 2018 года из-за вступления в силу «пакета Яровой». На оборудование для хранения информации компания потратила свыше 60 миллионов рублей. Также о росте цен на некоторые тарифы проинформировал пользователей провайдер «Дом.ru», занимающий 11% российского рынка. Обе компании не представлены в Кузбассе.

«Билайн» и «Мегафон» потратят миллиарды

Операторы мобильной связи первыми реализуют требования к исполнению пакета Яровой, установленные Правительством России и Минкомсвязи.

— На сегодняшний день предварительные расчёты «ВымпелКома» показывают необходимость затрат на исполнение «Закона Яровой» в объёме 45 миллиардов рублей в течение ближайших 5 лет, в том числе 6 миллиардов рублей в 2018 году, — сообщила А42.RU Яна Назарова, PR-менеджер «Билайна» по Сибири и Дальнему Востоку. — Компания определяет конфигурацию системы хранения, её территориальное распределение, порядок внедрения оборудования в текущую операторскую инфраструктуру, а также рассчитывает объем и порядок финансирования мероприятий.

По словам Яны Назаровой, «ВымпелКом» в целом сформировал перечень производителей оборудования. Поставщиков определят в рамках конкурсных процедур. Сроки и последовательность ввода нового оборудования компания уточняет у «ответственных органов государственной власти».

На вопрос, отразится ли всё это на стоимости услуг связи, мы получили следующий ответ: компания «в своих действиях исходит из баланса интересов наших клиентов и конкурентной ситуации на рынке».

Представители компании Тele2 в Кемеровской области на встрече с журналистами подчеркнули, что данные переписки и телефонных переговоров пользователей будут храниться в единых дата-центрах, которые работают по всей России. Но эту инфраструктуру, отметили они, предстоит построить с нуля. Это большие затраты, точные суммы компания пока назвать не готова. Конкретика появится только осенью, с 1 июля не будет существенных перемен.

МТС в Кемеровской области отказалась от комментариев на тему антитеррористических поправок в закон о хранении персональных данных. По данным ТАСС, компания оценивает расходы на исполнение закона в течение пяти лет во всех регионах страны в 60 миллиардов рублей.

Пресс-служба «МегаФон — Сибирь» сообщила, что оператор планирует потратить в 2018-м порядка 7 миллиардов рублей. В дальнейшем расходы будут только расти.

— Приблизительные затраты на дальнейшее хранение данных составят порядка 35–40 миллиардов рублей. Объёмы передаваемой информации по сетям мобильной передачи данных ежегодно увеличиваются. Более конкретные цифры будут понятны исходя из конкретной практики работы систем хранения данных и применяемых алгоритмов сжатия, — рассказала корреспонденту А42.RU представитель «Мегафона» в Кемеровской области Анастасия Карманова.

Представители оператора отметили, что интеграция нового оборудования никак не отразится на качестве работы услуг для абонентов. «МегаФон» не отказывается от расходов на развитие сетей 3G и 4G, расширение покрытия и увеличение ёмкости инфраструктуры как на территории страны, так и в Кемеровской области продолжится.

Больше трафика — выше расходы

С 1 октября интернет-провайдеры будут хранить интернет-трафик пользователей в течение 30 суток. До осени компаниям необходимо существенно обновить техническую базу. Локальные игроки понесут меньшие затраты, чем федеральные — крупным компаниям придётся хранить больше данных.

В «Ростелекоме» пока отказались от комментариев по пакету Яровой.

— Несмотря на то, что постановление Правительства РФ по срокам хранения пользовательского трафика уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода нормативных документов с требованиями к оборудованию, — отметила Ольга Шрайбер, пресс-секретарь «Ростелекома» в Сибири.

Провайдер «Сибирские сети» уже ведёт переговоры с потенциальным поставщиком оборудования. Но о конкретных решениях говорить пока рано — опять же из-за отсутствия требований к оборудованию.

— По нашим предварительным оценкам финансовые затраты компании на исполнение требований закона составят порядка 300 млн рублей. В настоящее время мы ведём переговоры с одним из ключевых разработчиков необходимого оборудования «МФИ Софт». Мы, как и другие коллеги, столкнулись с тем, что пока отсутствуют нормативные документы, в которых бы чётко описывались технические требования и параметры оборудования, поэтому говорить о конкретных решениях пока не можем, — рассказал Виктор Судариков, технический директор компании «Сибирские сети».

По словам Виктора Сударикова, компании придётся привлечь дополнительные кадры на момент инсталляции оборудования. На процесс работы никак не повлияет то, что у компании появится большое хранилище данных. Монтаж и пуск оборудования будут незаметны для абонентов. При этом эксперт не исключает, что «пакет Яровой» приведёт к повышению цен на рынке телекоммуникационных услуг.

— Наша компания пока старается не идти на непопулярные меры. Если дальше мы не сможем сдерживать рост цен, то постараемся, чтобы изменения были максимально безболезненными для абонентов. В среднем, как и другие участники рынка, мы можем говорить о цифре 3-10% в зависимости от региона и действующего тарифа. По нашему опыту это не критично для абонентов и коррелируется с общей ценовой инфляцией на рынке услуг. Подчеркну, пока ни о каких сроках мы не говорим, и, скорее всего, затронет это только отдельные архивные тарифные планы, — подчеркнул Виктор Судариков.

Технический директор Good Line Дмитрий Попов отметил, что компания несколько лет участвует в дискуссиях и формировании поправок к различным нормативным актам, необходимым для исполнения пакета Ирины Яровой, как самостоятельно, так и в рамках Ассоциации «РОСТЕЛЕСЕТЬ».

— Мы рассматриваем варианты решений, необходимых для исполнения антитеррористических поправок. Нас, как и остальных операторов, тормозит отсутствие утверждённых технических требований. Также нет нормального ценообразования на оборудование, которое решает задачи по хранению трафика. Требования не определены, но некоторые производители уже выпустили программно-аппаратные комплексы. И завышают цены на них, используя ситуацию неопределённости, — объясняет Дмитрий Попов. 

Добросовестные производители готовы сотрудничать с компаниями, но только когда будут определены технические требования — они не хотят выполнять одну и ту же работу дважды. 

— Приобретём оборудование, которое решит задачи хранения, обработки, анализа трафика, а потом окажется, что требуется что-то ещё. Поэтому мы работаем с разными производителями и ждём, пока Правительство выпустит соответствующий документ, — отмечает технический директор Good Line. — Важный нюанс — оборудование ещё и сертификацию должно пройти. Надеюсь, к осени всё решится.

О переменах для абонентов, по словам представителя Good Line, говорить рано. 

— В СМИ продолжается обсуждение, которое называют борьбой за свободу информации, спекуляциями ради финансового или PR-выигрыша. С одной стороны, операторами, которые в связи с пакетом Яровой повышают тарифы, пытаясь компенсировать финансовую нагрузку. С другой — производителями технических решений, которые будут применяться для реализации закона. Они устанавливают завышенные цены на оборудование, создают рычаг давления на рынок. Поэтому не стоит принимать поспешных решений, — подчеркнул Дмитрий Попов.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика