Вход
Клик - клик! Сообщение!
gazeta.a42.ru

Пожар, дым, толпа: что должен знать ребёнок о безопасности

6 апреля 2018, 14:19 0 925

После трагедии в «Зимней вишне» в России проверяют школы, закрывают торговые центры и обсуждают новые методики преподавания ОБЖ. Уроки безопасности должны стать другими, заявляла министр образования Ольга Васильева. Российские педагоги её поддержали, сообщает ТАСС.  «Газета Кемерова» обсудила с родителями и экспертами, что не так с ОБЖ, как родителям научить детей правилам поведения и что должен знать каждый, чтобы выжить в критической ситуации.

 

Что не так с уроком ОБЖ

Кристина Моисеева за годы учёбы сменила четыре школы, а сейчас учится в архитектурном техникуме. Признаётся, что из школьного курса ОБЖ мало что помнит:

— О поведении при пожарах, наводнении, землетрясении мы говорили мало. Запомнились истории о нападении медведя и о заболеваниях, которыми можно заразиться, а вот остальное в памяти не задержалось. Много времени мы уделяли внешней и внутренней политике страны, что с личной безопасностью учеников мало связано, — делится студентка. — Практики было мало.

С этой точкой зрения соглашаются многие родители. Например, мама двоих детей Евгения Борисова считает, что на таких уроках детям нужно давать простые и понятные инструкции: почему нельзя ходить около дома, когда на крыше огромные сосульки, не прыгать в воду, когда не знаешь, что на дне, куда звонить, если чувствуешь дома запах газа. Она вспоминает, что в её школьные годы на уроках по безопасности было скучно, ученики «писали и писали». 

«Детям нужна практика»

Андрей Тараканов, доцент кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности в КемГУ:

Преподаёт безопасность жизнедеятельности студентам КемГУ. 11 лет назад создал спасательный отряд «Омега», который в форме игры обучал детей правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.

— Студенты знают отдельные правила поведения в случае ЧС. Но у них нет единого алгоритма: как себя вести. Например, говоря о землетрясении, они сначала предложат отойти подальше от зданий, а потом встать в дверной проём. Целостной картины не складывается, потому что не хватает практики. Детям все навыки нужно отрабатывать постоянно — зависит от учителя, делают они это или нет.

Если случится беда, как в «Зимней вишне», времени вспоминать правила не будет — надо действовать на автомате. В этом смысле школьные эвакуации действительно помогают: дети знают, куда идти в случае ЧП. Но в нестандартных условиях эти навыки не помогут: например, в незнакомом здании. Поэтому родителям стоит обучать ребёнка самостоятельно.

К тому же, многие современные учебники по ОБЖ написаны теоретиками. В них указаны, вроде бы, верные правила, но оторванные от жизни. Например, первое правило — в случае пожара следует набирать «112». А если помещение за секунды заполняет дым? Пока ребёнок будет диктовать адрес, он может погибнуть. Сначала нужно выйти из помещения, а потом уже звонить.

 

Как учить ребёнка безопасности

Лия Шарова руководит сетью школ «Стоп Угроза» по всей стране. Она убеждена, что родители и учителя могут увлечь ребёнка темой безопасности, если расскажут о ней интересно.

— Младшие школьники больше всего любят реальные истории из серии «Одна девочка пошла…» и «Я посмотрела записи с камер наблюдения и, представляете себе…» Они будут слушать, затаив дыхание. А вы на конкретных примерах объясните, как в той или иной ситуации поступать. Второе — наглядность. Детей нужно погружать в ситуацию, описывать её до мельчайших деталей, а ещё лучше — проработать на практике. Например, найти вместе пожарный выход из магазина, куда вы пришли вместе. С детьми во всем нужна практическая тренировка, — делится опытом Лия Шарова.

Она отмечает, что лучше не давать конкретных рекомендаций, а задавать вопросы. Пусть ребёнок ищет решение сам, отвечая на них. Тогда он всё запомнит — это особенности нашего мышления. У него будут ассоциации, которые всплывут в памяти в нужный момент.

— Важно вовремя закончить разговор, — подчеркивает руководитель «Стоп Угрозы». — Родители часто нас просят: «Позанимайтесь с детьми подольше». Этого делать нельзя. Если ребёнок теряет интерес, меняйте тему. Мы обычно давим: «Почему ты не слушаешь, это же так важно...» Бесполезно. Он уже не запомнит ваши советы. Лучше к этому вернуться позже — на прогулке, во время следующего похода за покупками и так далее.

Лия отмечает, что с подростками о безопасности стоит говорить иначе. Им интересно рассказывать о себе, вспоминать свой опыт, спорить. Пока они увлечены, будут ловить всю информацию. Поэтому со взрослыми детьми лучше именно обсуждать их поведение в критической ситуации, слушать их, а не диктовать какие-то правила.

— В опасной ситуации что-то должно щелкнуть в голове. Вспомнится ассоциация, картинка, фраза… Раз! И человек поступит по-другому. Это может спасти жизнь, — подводит итог Лия Шарова.

Что должен знать каждый

Лия Шарова, руководитель сети школ безопасности «Стоп Угроза»:

В случае пожара действуйте быстро. У вас есть несколько секунд, чтобы принять решение. В некоторых случаях всего пять. Поэтому нужно быть самостоятельным — объясните ребёнку, что нельзя ждать чьей-то команды.

Оцените дым. Он опаснее огня. Пока он белый либо серый, можно ещё пробираться к выходу. Если чёрный — у человека остаётся четыре-пять вдохов до момента, как он потеряет сознание. Это ядовитые, токсичные вещества. Нужно бежать от чёрному дыма к светлому, если есть такая возможность.

Наклоняйтесь как можно ниже, используйте повязку. У пола может быть прослойка кислорода даже в очень задымленном помещении. Смочите одежду водой или соком, дышите через неё. Если жидкости нет, то можно даже пописать на ткань — в этом нет ничего постыдного. Самое важное — не надышаться.

Разбить окно. Или нет? Я много спорила с пожарными на эту тему. В некоторых случаях помещение может полыхнуть от доступа кислорода. Но иногда разбитое окно спасает жизнь — вы можете выбрать из здания. Если разбили, то командуйте людьми внизу: «Несите одеяло, я буду прыгать». Иначе не поймут, что им делать — многие будут стоять и снимать на телефон.

Обхватите себя в толпе. Если вы оказались в гуще паникующих людей, то держите руки крест-накрест: правая на левом плече, а левая — на правом. Это обеспечит доступ кислорода и защиту рёбер от перелома, если вас внезапно зажмут.

Не останавливайтесь. Нельзя идти против толпы, вставать у стенки — тем более. Любой шум и люди ускорят движение, вдавят вас в стену. Двигайтесь в общем потоке, даже если вас кто-то зовёт, смотрите вперёд, чтобы не врезаться в перила или столбы.

Если упали — хватайтесь за других. Чтобы встать на ноги, нужно быстро ухватиться за впереди идущего человека и подняться наверх. Ребенок может вскарабкаться по взрослому — это займет полторы секунды, мы тренировали это (можно сделать это дома — пусть дети вскарабкаются на папу). Другого выхода нет — вас просто раздавят те, кто идут позади.

Андрей Тараканов советует родителям отрабатывать вместе с ребёнком эвакуацию из незнакомых зданий.

— Я бы не стал ориентироваться на план эвакуации и запасные выходы — как показала «Зимняя вишня», они могут быть закрыты. Стоит запоминать хотя бы тот путь, которым вы пришли. Идя в магазин за покупками, попросите ребёнка вывести вас наружу. И так везде. Со временем он в любом месте будет запоминать, как быстро выйти из помещения.

Педагог рекомендует порепетировать «вызов» пожарных и скорой помощи. Он отмечает, что даже студенты порой не знают, что набирать надо «112», а не «911», и не «01». Хотя если ребёнок младшего возраста, то он может звонить и родителям. А они уже сами правильно назовут адрес и объяснят пожарным, как проехать.

— Наши дети воспитаны на голливудских фильмах, где почти всегда хэппи-энд. Важно объяснить, что безопасность — это очень серьёзно. За числом жертв каждой трагедии стоят реальные человеческие судьбы, трагические. Мы это прочувствовали после «Зимней вишни». ОБЖ — это предмет, который на самом деле помогает выжить, — объясняет Андрей Тараканов.

Как родителям справиться с тревогой

Галина Говорова, клинический психолог Отделения кризисных состояний Кемеровского наркодиспансера:

— После трагедии многие родители испытывают сильную тревогу за своих детей. Лучший способ успокоить себя — вернуться в «здесь и сейчас». В сегодняшний день, к реальным делам и насущным проблемам. С глобального переведите взгляд на бытовые мелочи. Тревога — это же будущее, а его ещё нет. 

Задайте себе вопрос: «Что от меня зависит, чтобы мой ребёнок был в безопасности?» Это и стоит делать: рассказывать ему о правилах поведения, учите вести себя на дороге, действовать при пожаре, не разговаривать с незнакомыми людьми… Держать его постоянно около себя — не выход. Вы не сможете ежеминутно быть рядом. Да и не стоит свою тревогу переносить на детей.

Люди говорят, что боятся ходить в кинотеатры и торговые центры. Может, и правда лучше этого не делать — сейчас идут проверки. Когда они закончатся, вам будет спокойнее посещать эти места. В ваших силах самим убедиться в безопасности данного объекта: например, самостоятельно проверить пожарные выходы. Делать то, что зависит от нас самих.

Еще материалы по теме


оставить комментарий

MEDIAMETRICS

Новости Кузбасса

MEDIAMETRICS

Обсуждаемое


Интересное на а42.ru

Загрузка...

Стал очевидцем события или происшествия? Скорее высылай фото или видео и получай вознаграждение!

В случае публикации вознаграждение составит 500 рублей.

Прикрепить файлы
Максимальный размер файлов — 60 Мб Типы файлов — jpeg, jpg, gif, png, qt, mov, avi, mp4, mpeg, mpg, webm, ogv, 3gp

Яндекс.Метрика