6 апреля 2018 в 14:19 Общество

Пожар, дым, толпа: что должен знать ребёнок о безопасности

После трагедии в «Зимней вишне» в России проверяют школы, закрывают торговые центры и обсуждают новые методики преподавания ОБЖ. Уроки безопасности должны стать другими, заявляла министр образования Ольга Васильева. Российские педагоги её поддержали, сообщает ТАСС. «Газета Кемерова» обсудила с родителями и экспертами, что не так с ОБЖ, как родителям научить детей правилам поведения и что должен знать каждый, чтобы выжить в критической ситуации.

 

Что не так с уроком ОБЖ

Кристина Моисеева за годы учёбы сменила четыре школы, а сейчас учится в архитектурном техникуме. Признаётся, что из школьного курса ОБЖ мало что помнит:

— О поведении при пожарах, наводнении, землетрясении мы говорили мало. Запомнились истории о нападении медведя и о заболеваниях, которыми можно заразиться, а вот остальное в памяти не задержалось. Много времени мы уделяли внешней и внутренней политике страны, что с личной безопасностью учеников мало связано, — делится студентка. — Практики было мало.

С этой точкой зрения соглашаются многие родители. Например, мама двоих детей Евгения Борисова считает, что на таких уроках детям нужно давать простые и понятные инструкции: почему нельзя ходить около дома, когда на крыше огромные сосульки, не прыгать в воду, когда не знаешь, что на дне, куда звонить, если чувствуешь дома запах газа. Она вспоминает, что в её школьные годы на уроках по безопасности было скучно, ученики «писали и писали». 

Фото: Пожар, дым, толпа: что должен знать ребёнок о безопасности 1

«Детям нужна практика»

Андрей Тараканов, доцент кафедры социальной медицины и безопасности жизнедеятельности в КемГУ:

Преподаёт безопасность жизнедеятельности студентам КемГУ. 11 лет назад создал спасательный отряд «Омега», который в форме игры обучал детей правилам поведения в чрезвычайных ситуациях.

— Студенты знают отдельные правила поведения в случае ЧС. Но у них нет единого алгоритма: как себя вести. Например, говоря о землетрясении, они сначала предложат отойти подальше от зданий, а потом встать в дверной проём. Целостной картины не складывается, потому что не хватает практики. Детям все навыки нужно отрабатывать постоянно — зависит от учителя, делают они это или нет.

Если случится беда, как в «Зимней вишне», времени вспоминать правила не будет — надо действовать на автомате. В этом смысле школьные эвакуации действительно помогают: дети знают, куда идти в случае ЧП. Но в нестандартных условиях эти навыки не помогут: например, в незнакомом здании. Поэтому родителям стоит обучать ребёнка самостоятельно.

К тому же, многие современные учебники по ОБЖ написаны теоретиками. В них указаны, вроде бы, верные правила, но оторванные от жизни. Например, первое правило — в случае пожара следует набирать «112». А если помещение за секунды заполняет дым? Пока ребёнок будет диктовать адрес, он может погибнуть. Сначала нужно выйти из помещения, а потом уже звонить.

 

Как учить ребёнка безопасности

Лия Шарова руководит сетью школ «Стоп Угроза» по всей стране. Она убеждена, что родители и учителя могут увлечь ребёнка темой безопасности, если расскажут о ней интересно.

— Младшие школьники больше всего любят реальные истории из серии «Одна девочка пошла…» и «Я посмотрела записи с камер наблюдения и, представляете себе…» Они будут слушать, затаив дыхание. А вы на конкретных примерах объясните, как в той или иной ситуации поступать. Второе — наглядность. Детей нужно погружать в ситуацию, описывать её до мельчайших деталей, а ещё лучше — проработать на практике. Например, найти вместе пожарный выход из магазина, куда вы пришли вместе. С детьми во всем нужна практическая тренировка, — делится опытом Лия Шарова.

Она отмечает, что лучше не давать конкретных рекомендаций, а задавать вопросы. Пусть ребёнок ищет решение сам, отвечая на них. Тогда он всё запомнит — это особенности нашего мышления. У него будут ассоциации, которые всплывут в памяти в нужный момент.

— Важно вовремя закончить разговор, — подчеркивает руководитель «Стоп Угрозы». — Родители часто нас просят: «Позанимайтесь с детьми подольше». Этого делать нельзя. Если ребёнок теряет интерес, меняйте тему. Мы обычно давим: «Почему ты не слушаешь, это же так важно...» Бесполезно. Он уже не запомнит ваши советы. Лучше к этому вернуться позже — на прогулке, во время следующего похода за покупками и так далее.

Лия отмечает, что с подростками о безопасности стоит говорить иначе. Им интересно рассказывать о себе, вспоминать свой опыт, спорить. Пока они увлечены, будут ловить всю информацию. Поэтому со взрослыми детьми лучше именно обсуждать их поведение в критической ситуации, слушать их, а не диктовать какие-то правила.

— В опасной ситуации что-то должно щелкнуть в голове. Вспомнится ассоциация, картинка, фраза… Раз! И человек поступит по-другому. Это может спасти жизнь, — подводит итог Лия Шарова.

Фото: Пожар, дым, толпа: что должен знать ребёнок о безопасности 2

Что должен знать каждый

Лия Шарова, руководитель сети школ безопасности «Стоп Угроза»:

В случае пожара действуйте быстро. У вас есть несколько секунд, чтобы принять решение. В некоторых случаях всего пять. Поэтому нужно быть самостоятельным — объясните ребёнку, что нельзя ждать чьей-то команды.

Оцените дым. Он опаснее огня. Пока он белый либо серый, можно ещё пробираться к выходу. Если чёрный — у человека остаётся четыре-пять вдохов до момента, как он потеряет сознание. Это ядовитые, токсичные вещества. Нужно бежать от чёрному дыма к светлому, если есть такая возможность.

Наклоняйтесь как можно ниже, используйте повязку. У пола может быть прослойка кислорода даже в очень задымленном помещении. Смочите одежду водой или соком, дышите через неё. Если жидкости нет, то можно даже пописать на ткань — в этом нет ничего постыдного. Самое важное — не надышаться.

Разбить окно. Или нет? Я много спорила с пожарными на эту тему. В некоторых случаях помещение может полыхнуть от доступа кислорода. Но иногда разбитое окно спасает жизнь — вы можете выбрать из здания. Если разбили, то командуйте людьми внизу: «Несите одеяло, я буду прыгать». Иначе не поймут, что им делать — многие будут стоять и снимать на телефон.

Обхватите себя в толпе. Если вы оказались в гуще паникующих людей, то держите руки крест-накрест: правая на левом плече, а левая — на правом. Это обеспечит доступ кислорода и защиту рёбер от перелома, если вас внезапно зажмут.

Не останавливайтесь. Нельзя идти против толпы, вставать у стенки — тем более. Любой шум и люди ускорят движение, вдавят вас в стену. Двигайтесь в общем потоке, даже если вас кто-то зовёт, смотрите вперёд, чтобы не врезаться в перила или столбы.

Если упали — хватайтесь за других. Чтобы встать на ноги, нужно быстро ухватиться за впереди идущего человека и подняться наверх. Ребенок может вскарабкаться по взрослому — это займет полторы секунды, мы тренировали это (можно сделать это дома — пусть дети вскарабкаются на папу). Другого выхода нет — вас просто раздавят те, кто идут позади.

Андрей Тараканов советует родителям отрабатывать вместе с ребёнком эвакуацию из незнакомых зданий.

— Я бы не стал ориентироваться на план эвакуации и запасные выходы — как показала «Зимняя вишня», они могут быть закрыты. Стоит запоминать хотя бы тот путь, которым вы пришли. Идя в магазин за покупками, попросите ребёнка вывести вас наружу. И так везде. Со временем он в любом месте будет запоминать, как быстро выйти из помещения.

Педагог рекомендует порепетировать «вызов» пожарных и скорой помощи. Он отмечает, что даже студенты порой не знают, что набирать надо «112», а не «911», и не «01». Хотя если ребёнок младшего возраста, то он может звонить и родителям. А они уже сами правильно назовут адрес и объяснят пожарным, как проехать.

— Наши дети воспитаны на голливудских фильмах, где почти всегда хэппи-энд. Важно объяснить, что безопасность — это очень серьёзно. За числом жертв каждой трагедии стоят реальные человеческие судьбы, трагические. Мы это прочувствовали после «Зимней вишни». ОБЖ — это предмет, который на самом деле помогает выжить, — объясняет Андрей Тараканов.

Фото: Пожар, дым, толпа: что должен знать ребёнок о безопасности 3

Как родителям справиться с тревогой

Галина Говорова, клинический психолог Отделения кризисных состояний Кемеровского наркодиспансера:

— После трагедии многие родители испытывают сильную тревогу за своих детей. Лучший способ успокоить себя — вернуться в «здесь и сейчас». В сегодняшний день, к реальным делам и насущным проблемам. С глобального переведите взгляд на бытовые мелочи. Тревога — это же будущее, а его ещё нет. 

Задайте себе вопрос: «Что от меня зависит, чтобы мой ребёнок был в безопасности?» Это и стоит делать: рассказывать ему о правилах поведения, учите вести себя на дороге, действовать при пожаре, не разговаривать с незнакомыми людьми… Держать его постоянно около себя — не выход. Вы не сможете ежеминутно быть рядом. Да и не стоит свою тревогу переносить на детей.

Люди говорят, что боятся ходить в кинотеатры и торговые центры. Может, и правда лучше этого не делать — сейчас идут проверки. Когда они закончатся, вам будет спокойнее посещать эти места. В ваших силах самим убедиться в безопасности данного объекта: например, самостоятельно проверить пожарные выходы. Делать то, что зависит от нас самих.

Ещё материалы по теме

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика