gazeta.a42.ru
10 октября 2012 в 12:00
  • 5676

Дикий книжный Запад

Фото: Дикий книжный Запад 1

Электронные продажи книг растут, бумажные – падают. Книжные магазины спасаются подарочными изданиями и канцелярским блоком. В Кузбассе устраивают распродажи, с полок пропадает классика. Сложнее всего приходится издательствам, авторам и библиотекам: они напрямую зависят от бумажной книги. 

Еще в августе 2011 года, согласно исследованию Левада-Центра, подавляющее большинство опрошенных – 84% – ответили, что никогда не скачивали книги из Интернета. Еще 83% респондентов заявили, что не читают с электронных носителей. Однако, как отмечают эксперты, рост продаж электронных книг очень стремительный. И он еще более усугубляет и без того бедственное положение "бумажного" рынка.

Директор издательства "Кузбассвузиздат" Вера Дятлова с теплом вспоминает время госзаказов на книги, когда можно было выпускать гораздо больше художественной литературы, в том числе классической. "Помню, у нас была тоненькая и очень красивая книжечка Сапфо, которую мы издавали еще под брендом "Кемеровского книжного издательства". А сейчас у меня просто нет таких оборотных средств, чтобы что-то переиздавать и продавать. Мы текущие-то заказы выполняем с трудом, потому что все в долг: мне должны здесь, я – там. Художественной литературы идет очень мало, в основном, люди издают ее за свой счет, а централизованных заказов на это практически нет. Если бы существовал госзаказ, распределение, то тогда другое дело. Тогда бы мы точно выжили. В этом отношении плановая экономика все-таки очень выгодная штука. Сейчас получается так, что практически все деньги крутятся в Москве, а Москва работает для Москвы", – говорит Дятлова.

"Я боюсь, что библиотеки теперь уже никакие. По крайней мере, деревенские – точно, – добавила директор издательства. – Книга просто-напросто исчезает. За рубежом это начинают понимать, поэтому у них книги теперь – золотые, дорогие. А наши тиражи уменьшились донельзя, 100 экземпляров – это же безобразно нерентабельно. И при таких тиражах еще торгуются, как лавочники. Это же печатный труд! А печатный труд – это не все то, что слеплено в книжечку. Это ISBN (Международный стандартный книжный номер – прим. ред.), художественное оформление, верстка, читка, редактирование, корректура. Убыточные цены, я не знаю, как выжить. Мы существуем благодаря вузам. Издаем вузовскую литературу, монографии, авторефераты, учебники и учебные пособия, научные труды, сборники конференций. Все, что можно делать для образования, я стараюсь делать".

Дикий книжный Запад 5Библиотекари замечают, что последние несколько лет сотрудничество библиотечной сети с местными издательствами практически сошло на "нет" и объясняют это коммерческими факторами. "Мы продолжаем работать с несколькими кузбасскими издательствами, но их продукции теперь очень мало: процент настолько маленький, что я бы даже единичку не поставила. В основном, это пособия по профориентации, познавательная литература и художественная детская, – рассказывает Людмила Миронова, заведующая единым центром каталогизации муниципальной информационно-библиотечной системы Кемерова. – Кузбасская художественная литература, как правило, поступает к нам напрямую от авторов, которые сами приходят и предлагают.  А так, чтобы книги по библиотекам распространяли издательства, – такого сейчас нет. Я подозреваю, что вообще не вся литература, которая у нас сейчас издается, попадает в библиотеки. С этим стало сложно: все на личной инициативе. Нужно автору издаться – он приходит и платит. Коммерция".

Дикий книжный Запад 7У кемеровчан была возможность убедиться в том, что книжное дело зачастую убыточно, когда прошлым летом город остался буквально без книг из-за тяжелого финансового положения новосибирской компании "Топ-книга" – владельца нескольких кемеровских книжных магазинов. Будучи на грани банкротства, "Топ-книга" была вынуждена объявить распродажи, и через некоторое время книжные светили пустыми полками.

Дикий книжный Запад 9По мнению Андрея Правды, выпускающего редактора православного издательства "Глагол", сейчас мы живем в условиях абсолютно дикого книжного рынка. "Он дикий потому, что там сейчас, как на Диком Западе, идет война. Никаких правил нет, никто ничего не регулирует. Книги продаются как попало и где угодно, поэтому реализовать в собственном городе то, что ты производишь, – невозможно: те, кто продает, подчиняются людям в Москве, в Новосибирске или где-то еще. Вот была "Топ-Книга" – крупный монополист, целая империя. А сейчас идет передел рынка, жуткие перепродажи магазинов. Парадоксальная ситуация: издательство рядом с магазином, но магазин не берет от издательства ничего! У них долг еще за то, что было взято раньше. Книга была бы куплена и точно принесла бы прибыль, но из-за того, что начальство где-то там и все решается на огромных расстояниях, играть роль начинают совершенно другие факторы. В Кемерове книжных магазинов, где было бы кемеровское начальство, практически не осталось", – рассказывает редактор.

Дикий книжный Запад 11Он тоже считает, что нормализовать ситуацию может только соответствующая государственная политика, прежде всего – поощрение чтения: "Если говорить о той же краеведческой книге, то она нужна. Вот мы издали, например, рабочую тетрадь по географии, она выдержала уже несколько изданий. Потому что есть несколько часов в школьной программе, люди ищут и раскупают. Контурные карты тоже раскупаются, по истории мы выпустили пять книг. Да, они продавались медленно, и сделать на них чисто финансовый успех не получилось, но они все распроданы. Без поддержки государства, без программ и целенаправленного развития этого направления повысить спрос на краеведческую продукцию, на мой взгляд, невозможно".

Дикий книжный Запад 13Сложное положение издательств напрямую сказывается еще на одной социальной группе – на авторах. Издать книгу самостоятельно большинству не по карману, а спонсорская помощь – вообще дело случая. Несколько лет назад в поисках большей издательской свободы из Кемерова уехала писатель Юлия Лавряшина. Теперь она живет в Московской области, а издается в Москве.  

"Я не имею ни малейшего представления, в каком состоянии издательское дело Кузбасса сейчас. Одной из причин, почему мы уехали, было как раз отсутствие этого самого издательского дела как такового. И тогда все издавалось только за счет автора или спонсора. Знаменитое "Кемеровское книжное издательство" закрылось, когда у меня печатались еще первые рассказы. Моя первая книга – "Страсти по неведомому" – вышла как раз там, и после этого все кончилось, к моему великому сожалению. После него настоящих издательств в Кемерове не было", – говорит Лавряшина.

Если именитые авторы ищут более широких издательских возможностей в столице, то литературное творчество начинающих часто уходит в Интернет или самиздат.

"Как печатать у нас сборник рассказов, не имея в кармане как минимум 50 тысяч рублей, я не представляю. В оперативной полиграфии выходит немного дешевле, но я сейчас не заморачиваюсь, денег на это у меня все равно нет", – рассказывает начинающий автор Павел Колесников. "Если говорить о стихах, то здесь для меня выход – это публикации на различных поэтических сайтах: "ТЫ – поэт", "Самиздат", "Чашка горячего кофе" и других", – добавляет Павел.

У молодого поэта Константина Стафиевского издано два сборника, тиражами 50 и 100 экземпляров. Оба увидели свет благодаря спонсорской помощи. Был еще третий, который вышел самиздатом, а сейчас Костя набирает материал для четвертого. Каким образом он будет издан, автор пока не знает.   

Дикий книжный Запад 15"Хотелось бы, чтобы все было через серьезное издательство, чтобы с защитой авторских прав и так далее. Но не всегда получается так, как хочешь. Думаю, что, скорее всего, пойду в оперативную полиграфию. Можно публиковаться и в Интернете, но ему вряд ли можно доверять. Я, например, не доверяю всем этим "свидетельствам о публикации". Это как-то несерьезно и юридически неграмотно", – рассуждает Костя.

По мнению Веры Дятловой, обнародовать свое творчество теперь нужно крайне осторожно: "Ко мне недавно пришла женщина из Ленинска-Кузнецкого, она работает там в библиотеке и пишет хорошую литературу. Так вот она говорит, что свои неизданные вещи уже в Интернете находит. Здесь принцип такой: кто первый издал – того и права. Воруют друг у друга материалы и переиздают. Вот это жутко, такого раньше не было. Я не хочу сказать, что ностальгирую по советскому времени, но просто ценю то, что был порядок, который нельзя было нарушать".  

Дикий книжный Запад 17То, что бумажной книге стало так трудно находить читателя, связывают обычно с кризисом чтения в целом. У этой версии есть как сторонники, так и противники. Согласно опросу Левада-Центра, проведенному в 2011 году, 45% респондентов ответили, что практически никогда не читают книг. Хотя этот показатель на 3% меньше, чем в 2010 году, но он все равно печалит. Учитывая, что в аналогичном опросе за 2008 год людей, не читающих книги, было всего 20%.  

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчан приглашают на форум HRCOMM 2024
Яндекс.Метрика