Представьте: вы приходите в магазин, скажем, за молоком. Преспокойно идёте к цели мимо совершенно ненужных вам товаров, и вдруг… Тыдыыыщ! Задеваете сумкой стоящую на полке бутылку с дорогущим коньяком.
Алкоголь – вдребезги, вы – в полном шоке, судорожно подсчитываете, во сколько вам обойдётся ваша неловкость. Сотрудники магазина требуют немедленно возместить ущерб, но имеют ли они на это право?
Корреспонденты «Газеты Кемерова» вместе с опытным юристом разбирались, как вести себя в этой и многих других щекотливых ситуациях. Вооружайтесь полезной информацией, чтобы не попасть впросак.
В магазине не разрешают фотографировать
Пришли вы в супермаркет за продуктами и решили запечатлеть на фотоаппарат стоимость шоколадки или богатый ассортимент местных макаронных изделий. Не успели достать камеру или включить её на своём смартфоне, а к вам уже бежит разъярённый охранник и требует немедленно перестать снимать.
В доказательство указывает на листовку с перечёркнутым фотоаппаратом и надписью «Фотографировать запрещено!», которая красуется на видном месте в магазине.
Что делать?
Сказать охраннику или любому другому сотруднику магазина, что он неправ. Закон на вашей стороне: в соответствии со статьёй 29 Конституции РФ у граждан есть право собирать и распространять информацию. А в статьях 7 и 9 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
В магазине могут сказать, что по закону они имеют право самостоятельно устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ: ограничение курения, запрет на нахождение в верхней одежде и так далее. Но ограничение на съёмку противоречит вышеуказанному закону.
Если сотрудник магазина не унимается и ссылается на «коммерческую тайну», не поддавайтесь. Это здесь тоже никак не применимо. Согласно закону «О коммерческой тайне» (статья 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны».
Проще говоря, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней нужно, прежде всего, ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, не могут быть тайной по определению.
На улице к вам подошли люди в форме и хотят обыскать
Никого не трогаете, идёте преспокойно по своим делам. К вам подходят суровые мужчины в форме и заявляют, что им нужно вас обыскать. Мол, снимайте верхнюю одежду, показывайте, что в сумке, карманах брюк… Вы, естественно, в шоке и вообще торопитесь по очень важным делам.
Что делать?
Полномочия сотрудников правоохранительных органов строго регламентированы законом. Если сотрудник полиции ни с того ни с сего требует у прохожего документы и заставляет показать содержимое сумки, не объяснив при этом причину такого внимания, он превышает свои полномочия.
Случаи, когда полицейский имеет право проверить удостоверение личности гражданина, перечислены в законе «О полиции». К ним относятся следующие ситуации:
- имеются основания полагать, что гражданином совершено преступное деяние;
- есть подозрение, что гражданин объявлен в розыск;
- имеются данные о совершении лицом административного правонарушения (в том числе в случае, когда лицо застигнуто на месте его совершения);
- есть основания для применения к гражданину такой принудительной меры, как задержание.
Сотрудники полиции имеют право в определённых случаях проверить у гражданина документы, удостоверяющие личность – как правило, это паспорт. Однако вы совершенно не обязаны постоянно носить его с собой, так как ни один действующий закон такого требования не содержит. Если паспорта у вас с собой нет, можете предъявить сотруднику правоохранительных органов другие документы: военный билет, водительское или пенсионное удостоверение, хотя они и не являются удостоверениями личности.
Сотрудник полиции, обратившийся к вам с просьбой показать документы, должен:
- представиться: назвать должность, звание, фамилию,
- показать служебное удостоверение, если вы об этом попросите,
- сообщить, с какой целью он к вам обращается.
Человек требует удалить фото с его участием
Вы сделали фотоснимок в общественном месте, к вам подходит человек и просит удалить фото, так как он попал в кадр. Грозит судом за размещение снимка с его участием где-либо.
Что делать?
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина – фотографии или видеозаписи с его участием – допускаются только с его согласия. После смерти гражданина его изображение может использоваться с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с разрешения родителей.
Однако есть случаи, когда такое согласие не требуется:
- использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
- изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- гражданин позировал за плату.
Так что если вы фотографировали красиво падающий снег на улице и в кадр случайно попал проходящий мимо мужчина, удалять снимок вы совершенно не обязаны.
Не пускают в магазин с рюкзаком
Вы зашли в магазин с большим рюкзаком за спиной или вместительной сумкой в руках. Сотрудники требуют сдать вещи и не разрешают проходить в супермаркет, когда вы отказываетесь оставлять свой рюкзак в камере хранения.
Что делать?
Данные действия магазина незаконны. Посетители не обязаны демонстрировать охране содержимое сумок, по требованию работников супермаркета сдавать вещи в камеру хранения и не входить в магазин с сумками.
Сдача вещей в камеру хранения является сделкой – безвозмездное хранение. В связи с тем, что никто не может принудить гражданина к заключению договора (статья 421 ГК РФ – принцип свободы заключения договора), отказ от сдачи вещей в камеру хранения не противоречит закону.
В магазине повредил какой-то товар: разбил банку с кофе, например
Одно неловкое движение – и товар вдребезги. Сотрудники магазина заставляют вас возместить ущерб прямо на месте – оплатить стоимость повреждённого продукта.
Что делать?
Если покупатель по неосторожности повредил товар в магазине, продавец вправе взыскать с него его стоимость. Но только в том случае, если покупатель не докажет, что вред причинён не по его вине.
Если покупатель отказывается компенсировать ущерб на месте, то продавец вправе составить акт о случившемся правонарушении. В акте покупатель может внести все свои замечания, по которым он отказывается компенсировать причинённый вред: например, товар располагался неустойчиво, проходы в магазине узкие и неудобные и так далее.
Все эти замечания в дальнейшем будут учтены в суде. С этим актом продавец вправе обратиться в суд и, в случае признания покупателя виновным, взыскать сумму ущерба.
И всё-таки, в каком случае виноват нерасторопный покупатель, а в каком – магазин?
Покупатель виновен, если:
- взял в руки бутылку/банку и выронил её (даже если сделал это совершенно случайно),
- само собой, если вы повредили товар специально – просто взяли и швырнули банку с кофе в стену, например,
- если к инциденту привело ваше вызывающее поведение: вы бегали по магазину, прыгали между витринами, были пьяны и так далее.
Виноват магазин в тех случаях, если:
- в магазине узкие и неудобные проходы,
- товар располагался очень неустойчиво,
- бутылка упала с ленты на кассе,
- в магазине мокрый пол, и вы повредили товар, поскользнувшись.
Покупателю не стоит оказывать сопротивление в составлении акта, так как это может послужить поводом для вызова полиции. Формально вас даже могут обвинить в хулиганстве в виде умышленной порчи имущества.
Шантажируют вашими личными фото, видео, перепиской в соцсетях и угрожают выложить это на всеобщее обозрение
Банально – расстались со своей второй половинкой, у неё сохранились ваши откровенные фотографии.
Говорит, что разошлёт это всё знакомым, если не откупитесь.
Что делать?
В таких случаях не стоит идти на поводу у шантажистов: сразу же обращайтесь в полицию или прокуратуру. Закон на вашей стороне.
Столкнулись с хамством и оскорблениями в свой адрес
Вам нагрубили, нахамили, обозвали. «Хм, а что, это незаконно и обидчика можно наказать по всей строгости?» – спросите вы. Давайте разбираться.
Что делать?
В действующем законодательстве оскорбление личности рассматривается как административное правонарушение. Наказание за это предусмотрено статьёй 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оскорбление, то есть «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», влечёт наложение административного штрафа на граждан – от 1 000 до 3 000 рублей, на должностных лиц – от 10 000 до 30 000, на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Штрафы за оскорбление личности в публичном выступлении, открыто демонстрируемом произведении или СМИ более суровы. Для граждан сумма административного штрафа составит от 3 000 до 5 000 рублей; для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц – от 100 000 до 500 000.
Дело об административном правонарушении за оскорбление возбуждается прокурором, а рассматривается мировым судьёй.
Для привлечения за оскорбление личности необходимо обратиться с заявлением в орган прокуратуры и представить доказательства. Например, указать очевидцев произошедшего, предоставить записи телефонных переговоров и камер видеонаблюдения, распечатки SMS-сообщений и интернет-страниц.
Кроме того, в соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса РФ, достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни относятся к нематериальным благам, принадлежащим гражданам по рождению. Это даёт основание для самостоятельного обращения в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда.
К слову, административная ответственность и штраф за оскорбление личности – не единственное, чем может поплатиться обидчик за свой длинный язык. На него можно подать в суд иск с требованием возместить моральный вред, нанесённый оскорблением.
Если надоедает звонками банк с вопросами о вашем знакомом-должнике, который не выплачивает кредит
Горе-приятель оставил ваш номер телефона банку, а платить добросовестно отказывается. Поэтому вам каждый день звонят и спрашивают, где этот человек, не поменял ли он место работы и всё в таком духе. Просят передать ему, что нужно оплатить долг. Вы объясняете, что не имеете к задолженности никакого отношения и не виноваты, что у приятеля есть ваш номер телефона и он почему-то решил оставить его банку. Сотрудники не успокаиваются и продолжают звонить.
Что делать?
Если вы не имеете к долгу никакого отношения, то лучшим вариантом будет написать обращение в банк / коллекторское агентство с требованием удалить данные о себе из их базы (на основании ФЗ «О персональных данных»).
По закону любой гражданин вправе потребовать от банка/коллектора полного и безоговорочного удаления из базы всех персональных данных о нём, так как их нахождение там противозаконно и согласия на использование личной информации не было.
Такое письмо направляется с уведомлением о вручении и с сохранением его копии у себя. Если банк/коллекторы игнорируют ваше требование, то с аналогичным письмом следует обратиться в Роскомнадзор.
В маршрутке водитель требует мелкие купюры и считает, что за это отвечает пассажир
Водитель заявляет: «У меня нет сдачи с 5 000, выходи и иди пешком». Пассажир возражает, что это не его проблемы, и не собирается покидать транспорт. На чьей стороне правда?
Что делать?
Согласно Гражданскому кодексу РФ, перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир – внести установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
В соответствии с требованиями закона «О защите прав потребителей», пассажир обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же он рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора (водителя) отсутствует сдача, хотя он обязан её иметь, то кондуктор (водитель) не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.
Отсутствие разменной монеты не может расцениваться как уважительная причина отказа от заключения публичного договора. Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его основная функция — заплатить. А вот перевозчик, если уж взялся предоставлять услугу, обязан продумать, каким образом будет выполнять свои обязательства, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу.
Если всё же такая ситуация произошла, в первую очередь ведите себя максимально корректно. Вы имеете право обратиться с письменной жалобой на действия водителя к перевозчику, которому принадлежит автобус, в Роспотребнадзор, а также обратиться с иском в суд. При этом, конечно, нужно заблаговременно позаботиться о доказательствах – видеосъёмка, свидетели и так далее.
К вам в дверь позвонили незнакомцы и стали предлагать приобрести у них «по сниженной стоимости» разные вещи: посуду, игрушки, инструменты
Вы – человек неглупый, но под воздействием их уговоров (а быть может, даже гипноза навязчивых продавцов) отдаёте им внушительную сумму за ненужное вам барахло. Приходите в себя, когда хитрые торговки уходят. Уверены, что вас обманули самые настоящие мошенники и их нужно наказать.
Что делать?
В подобных ситуациях доказать мошенничество будет проблематично, так как фактически добровольно совершена сделка купли-продажи. Доказательства, как правило, в таких случаях отсутствуют.
Гражданин вправе обратиться с заявлением в полицию, результат рассмотрения которого индивидуален в каждом отдельном случае. Может, повезёт. Но лучше просто быть бдительным и не поддаваться на уговоры подозрительных людей.
Редакция А42.RU благодарит за помощь в подготовке материала юридическую компанию «Линия права»