Театр-студия КемГУ «Встреча» с первого раза покорил старейший европейский фестиваль студенческих театров RITU — артисты и режиссеры вернулись из бельгийского Льежа, в котором показали свой спектакль «Совы нежные» по мотивам «Сентенций Пантелея Карманова» Ивана Вырыпаева. Отправляя заявку на фестиваль, они и представить не могли, что обычная поездка превратится в настоящее приключение, которое растянется на четыре города.
В итоге за неделю кемеровчане показали «Сов» на четырех площадках: в культовом «Театре.doc» в Москве, в Галерее экспериментального звука в Петербурге, в Центре науки и культуры при посольстве РФ в Брюсселе и в Льеже на фестивале. Московским зрителям повезло чуть больше: они увидели еще и спектакль UFO по пьесе все того же Вырыпаева — в постановке музыканта и звукорежиссера театра Александра Маркварта.
Весь реквизит в одном чемодане
Иркутский драматург и режиссер Иван Вырыпаев — автор для «Встречи» особенный. Хотя бы потому, что без нарочитых литературных приемов умеет достучаться до зрителя. А поставленный четыре года назад спектакль «Совы нежные» и вовсе стал для театра знаковым. Несмотря на метафоры и сложность построения — наблюдения главного героя разделили на два голоса, мужской и женский (Сергей Сергеев и Юлия Щеглова).
Зрителей спектакль собирал в любую погоду: в качестве эксперимента во время ремонта помещения театра «Сов» несколько раз играли на улице. Храбрость и талант незамерзающих уличных артистов успели оценить и заглянувшие в Кемерово столичные театральные критики — Елена Ковальская и Вячеслав Дурненков.
В конце 2014 года «Встреча» свозила «Сов» в мини-тур по Европе, показав на импровизированных площадках в Кракове, Варшаве и Праге. В 2015-м решили замахнуться на старейший международный фестиваль студенческих театров RITU. Заявку заполнили за восемь месяцев до начала. И задержали дыхание. В итоге из более 100 присланных на фестиваль заявок оргкомитет отобрал 16. Одним из двух российских театров, вошедших в 16 лучших, и оказалась «Встреча». Вместе со Студией пластического театра из Санкт-Петербурга кемеровчане начали паковать чемоданы в Бельгию.
«Почему „Совы“ и Вырыпаев? Он понятен на любом языке. Практически у каждого театра есть спектакль, который „выстреливает“ с самой разной аудиторией. А еще он легкий — под него можно адаптировать любое помещение, достаточно поставить два фонаря. Весь реквизит умещается в один чемодан. В спектакле задействовано в общей сложности пять человек. Мобильность — важный момент для гастролей. И, конечно, в нем играют замечательные артисты», — рассказывает режиссер и худрук театра Лариса Лапина.
Дорога в Льеж лежала через Санкт-Петербург — именно туда после окончания университета уехали два артиста «Встречи», Юлия Щеглова и Марк Бормосов. Юле предстояло заново вжиться в роль, которую она не играла почти полгода, и отпроситься с работы во Всероссийском центре сертификации, куда устроилась совсем недавно.
«Я выпросила отпуск, не проработав на новой работе и трех месяцев. Если бы мне его не дали, я бы уволилась, потому что такое пропустить я точно не могла!», — признается актриса.
«А затем мы вдруг подумали: раз мы все равно едем в Бельгию через Питер, почему бы нам по дороге не выступить где-нибудь еще? И засели писать письма», — говорит режиссер и актер театра Сергей Сергеев.
Вафли, шоколад и девочка из Кемерова
Писали наугад: друзьям, знакомым, в известные и неизвестные театры. Друзья с радостью подключились к поиску площадок — и тоже начали звонить и писать письма.
Так с легкой руки выпускницы РГФ Дарьи Егоровой, живущей ныне в Антверпене, появился Центр науки и культуры при посольстве РФ в Брюсселе. Там с радостью ухватились за возможность увидеть театр из России — оказалось, именно театральных мероприятий им очень не хватает.
А потом начали приходить и вовсе невероятные ответы: принять кемеровчан согласились в популярной Галерее экспериментального звука в Петербурге и в театре документальной пьесы «Театр.doc».
«Почему-то больше всего волновались перед выступлением в Москве. Мы привыкли к стереотипу искушенного московского зрителя. Кроме того, директор театра Елена Гремина лично пригласила зрителей на наш спектакль на своей странице в Фейсбуке. Так и ждешь, что придут знатоки театра с вопросом в глазах: „И что это они нам такое привезли?“. А на самом деле зритель оказался очень легким», — вспоминает Лариса Лапина.
Бельгия же покорила сразу и без вопросов — запахом шоколада и свежеиспеченных вафель, улыбками и распускающимися деревьями, возможностью съездить за один евро на автобусе в соседний Амстердам (которой артисты не преминули воспользоваться), цветными домами Брюгге, нескончаемым потоком туристов в Брюсселе и запутанными улочками Льежа, гуляя по которым постоянно наталкиваешься на таких же приехавших на фестиваль артистов. А еще старинным зданием в центре города, ставшим площадкой для фестиваля, и атмосферой встречи старых друзей.
Артисты из Испании, Франции, Англии, Бельгии, Эстонии, Канады ходили на спектакли друг друга — смеялись, пугались, плакали, порой совершенно не понимая чужого языка.
«Сразу же после спектакля к нам подошла девушка из Конго и выразила свои чувства на французском языке. Я не знаю французский, но поняла, или даже ощутила, что ей понравилось очень. Так и она наверняка мало что поняла из того, что мы хотели сказать, но поняла все, что мы показали», — рассказывает Юлия Щеглова.
А студенческому театру университета Лаваля из канадской провинции Квебек настолько понравилось выступление кемеровчан, что они и вовсе позвали «Встречу» в гости — на гастроли.
«На фестивале все было продумано до мелочей. В течение всей фестивальной недели, с 22 по 28 февраля, спектакли начинались не раньше 20.30, чтобы участники могли не только выступить или посмотреть работы других театров, но и изучить город, пообщаться и даже немного попутешествовать. Так мы успели посмотреть Брюгге, Амстердам и выступить в Брюсселе», — говорит Сергей Сергеев.
К слову, Брюссель с его туристами, сувенирными лавками и дежурящими на каждом углу военными удивил не меньше студенческого Льежа: выяснилось, что не только русские, но и коренные бельгийцы знают и любят Вырыпаева. Зал культурного центра при российском посольстве, собравший 150 (!) зрителей самых разных возрастов, хохотал над наблюдениями главного героя в едином порыве. А поднявшаяся на сцену с цветами девочка Даша в свое время переехала с семьей в Бельгию из... Кемерова.
Мир оказывается полным открытий, как только ты выбираешься за привычные для себя рамки. А поскольку в театре любят удивляться, «Совы» складывать крылья не собираются. И, возможно, однажды долетят и до Канады.