Контракты с игроками, призовые в несколько миллионов долларов США, менеджеры, тренеры и трансферные окна — всё это аспекты не только традиционных видов спорта, таких как футбол или хоккей, а современные реалии относительно нового направления — киберспорта. О том, можно ли заработать деньги, играя в компьютерные игры, и действительно ли это так легко, как кажется, корреспондент «Газеты Кемерова» узнал у двух кузбассовцев, в разное время побывавших на международных соревнованиях.
Две команды по пять человек, три основные линии, на которых проходят сражения, и два главных здания. Разрушение здания приносит победу в партии уничтожившей его команде. Все сражения происходят на карте — своеобразном игровом поле, одинаковом во всех партиях. А вот персонажи, которыми управляют игроки, могут меняться — всего их около 100. Вот, в принципе, и все основы, на которых строятся компьютерные игры в жанре MOBA.
Шведские каникулы
Игровая карьера кемеровчанина Виктора началась по вполне стандартному сценарию. Походы в компьютерные клубы после занятий, радость побед и горечь поражений, знакомые практически каждому геймеру. Виктор поделился многолетним опытом игры, рассказав о своем видении киберспорта.
Однажды наступает момент, когда помнимаешь, что ты знаешь об игре немного больше, чем среднестатистический игрок. Этим она и привлекает — за низким порогом вхождения и кажущейся простотой игрового процесса скрываются «фишечки», которые отличают человека, играющего для удовольствия, от профессионального киберспортсмена. Многие сравнивают командные киберспортивные дисциплины с футболом или хоккеем. Я обычно сравниваю с шахматами. Очень много в игре зависит от решений, которые нужно принимать за доли секунды. На поздних стадиях игры очень велика цена любой ошибки — одно неправильное действие игрока может привести к поражению команды.
В августе 2011 года прошел турнир The International с призовым фондом более чем полтора миллиона долларов США. Все начали говорить об украинском игроке с никнеймом Dendi из команды Natus Vincere («Рожденные побеждать» на латыни), которая заняла тогда первое место и выиграла миллион долларов. Мои знакомые геймеры хотели быть похожим на него, играть, как он. У нас в городе, конечно, в тот период речь о крупных призовых еще и не шла. Все, как и мы, играли с друзьями для удовольствия. Один из чемпионатов в кемеровском компьютерном клубе, например, проходил за приз — ящик колы.
Первый крупный турнир, в котором мы участвовали, был кузбасский киберфестиваль Good Line Open. К сожалению, занять там призовые места нам не удавалось, так как ближе к финальной стадии нас обыгрывали более опытные коллективы. Несмотря на это мы продолжали тренироваться, на ночь уходили в компьютерные клубы, проводя по 12 часов за игрой.
Фотография с Good Line Open / Архив Good Line
Практически случайно мы наткнулись на объявление о турнире в Новосибирске и решили там поучаствовать. Командам, занимающим там первые места, организаторы обещали пригласительные на турнир в Швецию. Сначала мы прошли онлайн-отборочные, приехали в Новосибирск, попали в тройку победителей и получили пригласительные в Швецию. Тогда уровень турниров был не такой, как сейчас — билеты туда мы покупали за свои деньги. Помню, когда мы сидели в Швеции перед началом игр, очень сильно хотелось спать из-за тренировок. Держались на энергетиках. В первом круге мы выиграли восемь из девяти матчей, во втором — проиграли все. Возможно, сказалась усталость, не знаю. Вообще, для нас это было очень круто, мы получили неплохие призовые, можно сказать, окупили дорогу (смеется).
После следующего турнира, когда мы не очень удачно выступили, решили, что пора заканчивать. У многих появились девушки, у кого-то даже семья, работа, и просто не удавалось собраться впятером, можно сказать, что мы повзрослели. Несмотря на это киберспортом профессионально занимаются люди разного возраста. Так, например, в одной команде, которая заработала на последнем The International шесть с половиной миллионов долларов, играют 17-летний пакистанец Sumail и 28-летний американец Fear. Если этим хочется заниматься профессионально, то возраст — не помеха, как я считаю.
Но все равно у многих людей из моего окружения предвзятое отношение к компьютерным играм. Когда говоришь слово «киберспорстмен», многие представляют себе парня, похожего на персонажа из мультфильма «Южный парк». Представление, конечно, у некоторых меняется, когда рассказываешь, какие призовые такие вот парни выигрывают.
Кадр из мультсериала «Южный парк»
В СНГ, по моему мнению, все это только начало развиваться. Взять тот же Good Line Open или другие местные турниры — они дают молодым игрокам показать себя, попасть в команду покруче, выигрывать призовые побольше. Конечно же, движущей силой всего этого являются деньги. Игроки понимают, что можно заработать денег, принимая участие в турнирах, организации привлекают спонсоров — и тоже зарабатывают деньги. Но все равно без интереса со стороны сообщества игра была бы не так популярна. Молодежи нравится играть для удовольствия, а потом болеть за свою любимую команду, наблюдая трансляции игр в интернете.
Минск, Шанхай, шестой игрок
16-летний новокузнечанин Роман Кушнарев, выступающий на профессиональной сцене под никнеймом Ramzes666, совсем недавно вернулся с проходившего в Шанхае крупного турнира и рассказал о своей киберспортивной карьере.
Кадр из видеопрезентации команды Team Spirit / Youtube
Я познакомился с игрой, наверное, как и все, в компьютерном клубе, куда ходили играть с друзьями. Конечно же, играл на местных турнирах. Вместе с командой часто играли на Good Line Open. Как это происходило? Мы собирались с друзьями, чтобы просто поиграть для своего удовольствия. Для нас местные сибирские турниры — тот же Good Line Open, тот же Siberian Fanatic Games — не способ заработка, а скорее способ отдохнуть с друзьями.
На действительно крупные соревнования я начал ездить, наверное, когда попал в команду SFZ (Scary FaceZ — прим. автора). Там же я и понял, что перешел с любительского уровня на профессиональный — именно в этой команде я стал получать зарплату. Мы еще не были профессиональной организацией — просто играли с ребятами. Играли мы неплохо, и у нас появился спонсор. Тогда мы участвовали в турнирах второго и третьего ранга. Ранги турниров определяются по призовым, ну и по уровню команд, которые там играют, конечно. Так, например, на подобных турнирах разыгрывается всего по 5–10 тысяч долларов. Топовые команды на такой фонд, скорее всего, даже смотреть не будут.
Другое дело — турниры высокого уровня. Когда я перешел в команду CIS Rejects, нас начали приглашать на такие соревнования. С командой Team Spirit я был на турнире Starladder в Минске и на двух турнирах в Шанхае. Естественно, уровень организации там сильно отличается. Расходы, например, оплачивает наша организация и организаторы турнира. Так игроки могут сконцентрироваться только на результате. Для этого же у киберспортивных организаций есть «шестой игрок» — менеджер. Он следит, чтобы участников команды ничего не отвлекало от результата — например, решает проблему, если игрока что-то не устраивает, либо собирает коллектив на тренировку.
На турнире в Шанхае мне все понравилось, но некоторые забавные моменты все же были. Перед нашей игрой на сцене вышло так, что организаторы потеряли мою клавиатуру. Для киберспортсмена это очень неприятно, так как игровые устройства сродни спортинвентарю футболиста или хоккеиста. Мышки, клавиатуры, даже наушники — все это киберспортсмены на соревнования берут с собой. Требуется очень много времени, чтобы привыкнуть к новому девайсу. Организаторы начали искать разные клавиатуры, подсовывать их мне: «Эта нравится? А эта?». В конце концов нашли такую же модель, как у меня. До конца турнира мою клавиатуру так и не смогли найти. Приятный момент — деньги за нее мне возместили.
Команда Романа играет матч на шанхайском Major'e / Кадр: Youtube
Сейчас киберспорт с каждым годом стремится к профессиональности. Так, например, для участия в крупнейших мировых турнирах команды должны подтверждать свой состав задолго для начала. Переходы из одного коллектива в другой разрешаются только в обозначенный трансферный период. Призовые тоже растут с каждым годом. Так, например, фонд последнего шанхайского Major’а (один из четырех крупных турниров, которые проводятся в течение года, — прим. авт.) составлял 3 миллиона долларов США. Наша команда, к сожалению, выступила не очень хорошо, и домой мы забрали 30 тысяч долларов. На данном этапе почти у всех команд из СНГ некий спад, думаю, это из-за того, что мало организаций, готовых поддерживать сильные молодые коллективы. Возможно, в будущем это изменится, тем более что я хочу продолжить заниматься киберспортом профессионально, может быть, попробовать свои силы в каком-нибудь европейском коллективе.
Игровая сцена на Major'е / Кадр: Youtube