gazeta.a42.ru
19 марта 2015 в 13:14
  • 8247

Кемерово, год 1436-й

Фото: Кемерово, год 1436-й 1

Мечеть "Мунира" уже стала привычной частью кемеровского городского пейзажа – как-никак открыта шесть с половиной лет назад, в октябре 2008 года. Для большинства жителей областного центра это просто достопримечательность – может быть, немного экзотическая в наших широтах. Но для большинства кемеровских мусульман здание в самом конце проспекта Ленина – едва ли не главное место. Место молитвы и встреч, место, куда они идут за помощью в трудную минуту. И таких людей немало – по самым скромным подсчетам в столице Кузбасса проживает сейчас несколько тысяч человек, исповедующих ислам. Впрочем, входить в мечеть не возбраняется, даже если ты и не мусульманин. Корреспонденты "Газеты Кемерова" как раз и вошли – и вот что они увидели и услышали.

 

Сними обувь твою

 

При входе здесь разуваются. Обязательно – такова исламская традиция, и соблюдать ее должен каждый. Сразу за дверью, в "прихожей", два деревянных шкафа с ячейками для обуви. Разуваешься – и занимаешь свободную ячейку, после чего входишь внутрь. А внутри – просторный холл с множеством цветов и лестница, ведущая прямиком в главный молитвенный зал. Молитва или намаз, как и положено в исламе, проводятся пять раз в день и "синхронизированы" они с циклом светового дня.

Кемерово, год 1436-й 5

"То есть, все зависит от того, когда у нас рассвет и когда закат – вот тогда и совершается первый, за полтора часа до восхода солнца, и последний, через полтора часа после заката, намаз дня. Скажем, в марте это примерно шесть утра и восемь вечера, летом и зимой цикл, само собой, будет другим", – объясняет имам-хатыб кемеровской мечети Рубин хазрат Муниров.

Кемерово, год 1436-й 7

Кемерово, год 1436-й 9

Имам-хатыб – это настоятель. Хазрат же – уважительное обращение к духовному лицу. Несмотря на свой высокий сан, Рубин Муниров очень молод – в этом году ему исполнился 31 год. Тем не менее, обязанности имам-хатыба он исполняет уже несколько лет, а духовное образование получил в одном из старейших и престижнейших исламских вузов планеты – университете аль-Азхар в Каире.

Кемерово, год 1436-й 11

Кемерово, год 1436-й 13

Кемерово, год 1436-й 15

"Сперва я обучался в Российском исламском университете в Уфе, но затем появилась возможность поехать в Египет, и я посчитал, что это огромная удача. Так и оказалось – годы обучения в аль-Азхаре дали мне очень многое, в том числе, и в духовном плане. Кстати, я не могу сказать, что воспитывался в глубоко верующей мусульманской семье – однако родители с детства заложили во мне понимание того, что хорошо, а что плохо, какие-то универсальные моральные принципы. А ислам укрепил меня в этом понимании. Когда же я окончил университет, то через некоторое время приехал в Кемерово, стал здесь в мечети имам-хатыбом. Кое-кто даже шутит, что мечеть "Мунира" в честь меня, моей фамилии, и названа. Но на самом деле Мунира в переводе с арабского – это "сияющая", "излучающая свет". Лучшего имени для храма, кажется, и придумать трудно".

 

Минбар, михраб и звездное небо

 

Все это Рубин хазрат рассказывает, пока мы сидим за столом в конференц-зале мечети. На столе до нашего прихода лежали издания Корана, но теперь они стоят на высоком подоконнике. Все потому, что святую книгу не рекомендуется располагать ниже пояса, а когда человек подходит к столу, это становится неизбежным. Вот и переложили.

Кемерово, год 1436-й 17

Кемерово, год 1436-й 19

Рядом с конференц-залом – как раз большой зал для молитв. Круглое помещение с множеством окон обставлено скромно и аскетично – ничего лишнего кроме нескольких лавок вдоль стен и минбара, специальной деревянной кафедры, с которой имам произносит проповеди. Рядом с минбаром располагается михраб – углубление в стене, показывающее в какой стороне расположена Мекка, главный священный город мусульман. Купол зала – подобие звездного неба.

Кемерово, год 1436-й 21

Кемерово, год 1436-й 23

"Вот здесь и совершаются молитвы. Становимся в ряды на ковре – и молимся. Первый ряд – для самых уважаемых, как правило, пожилых прихожан. Но вообще такого строгого деления, кто где становится, у нас нет и быть не может – перед Аллахом все равны. Кроме того, у нас не всегда заполненный зал – особенно это касается будних дней, люди не всегда могут вырваться с работы, есть еще какие-то дела. Но вот в пятницу днем обычно приходит несколько сот человек", – говорит имам-хатыб.

 

Фетва муфтия для мусульман-"лихачей"

 

Дневная пятничная молитва для мусульман главная. Именно во время ее проведения священнослужитель и обращается к прихожанам с проповедью. Причем, ее тема может быть практически любой – все, что кажется имаму и его пастве важным и нужным.

Кемерово, год 1436-й 25

Кемерово, год 1436-й 27

"Обычно идея проповеди формируется у меня в течение недели, и где-то в четверг я уже всегда знаю, о чем буду говорить. Вот, например, одна из последних тем – как мусульманину нужно вести себя в моменты экономических кризисов и пережить такие нелегкие времена. Тема, согласитесь, достаточно сейчас актуальная. А вообще я могу и о еще более "приземленных" вещах говорить – вплоть до поведения мусульманина-водителя на дороге. Вон, не так давно верховный муфтий Саудовской Аравии издал фетву, предписание, согласно которому любой, кто "лихачил", летел на огромной скорости и погиб, автоматически приравнивается к самоубийце. Тут есть над чем подумать".

Кемерово, год 1436-й 29

 Кемерово, год 1436-й 31Кемерово, год 1436-й 33

Рубин Муниров говорит, что, согласовываясь со священными текстами Корана, можно найти ответы и на многие вопросы, которые задают себе люди 21-го века. Во всяком случае, самому имаму это очень помогает давать советы своим прихожанам – а посоветоваться с ним они, в принципе, могут по любому поводу, от чего-то отвлеченно-философского до сугубо житейских вопросов.

Кемерово, год 1436-й 35

Кемерово, год 1436-й 37

"Скажем, о том, какую машину купить – так тоже бывает. Но если брать вопросы серьезные, то здесь я как раз и опираюсь на примеры из Корана, из жизни пророка Мухаммеда, мир Ему. Очень важно, чтобы мусульманин оставался таковым и после того как помолится и выйдет из мечети. Да и сама мечеть – это ведь не просто место для молитвы, это наш духовный центр, объединяющий и наставляющий. И если удается кому-то помочь или убедить человека самого сделать какое-то доброе дело, то можно считать, что мечеть стоит не зря, что мы на правильном пути".

 

Муэдзин посреди спального района

 

Пока корреспонденты "Газеты Кемерова" разговаривают с имамом, как раз наступает время полуденной молитвы. Сегодня не пятница, так что народа немного, полтора десятка человек. Выстроившись в ряд, так, чтобы соприкасаться плечами, верующие начинают молиться. Но еще до этого, как призыв к началу намаза, по мечети разносится призывное пение муэдзина. Абдульхамид  хазрат Гардиев, исполняющий эту обязанность в "Мунире", к слову сказать, муэдзин потомственный – секреты мастерства перешли к нему от отца и деда.

Кемерово, год 1436-й 39

Кемерово, год 1436-й 41

"Во многих мечетях муэдзины призывают верующих на молитву с вершины минарета или же просто выставляют динамики на улицу, чтобы окружающим было лучше слышно. Но минареты у нас "декоративные" – на вершину не поднимешься, а внутри просто полые шахты. Что же касается динамиков, то… ну сами понимаете, мы располагаемся посреди "спального" района, и если рано утром, да и в любое другое время, тут будут громкие звуки, станет много недовольных. Мы жителей Ленина и Ленинградского уважаем – так что муэдзин у нас "работает" внутри мечети", – рассказывает Рубин Муниров.

Кемерово, год 1436-й 43

Кемерово, год 1436-й 45

Молитва занимает у верующих десять-пятнадцать минут, после чего они совершают тоже своего рода обряд – выстраиваются в круг и каждый каждому пожимает руку. На этом намаз завершается, молитвенный зал пустеет. Пустеет и галерея наверху зала, где молились женщины – отдельно, что опять-таки освящено многовековыми традициями. Большинство тех, кто пришел сегодня в мечеть – молодые люди, по виду от 20 до 30 лет.

Кемерово, год 1436-й 47

Кемерово, год 1436-й 49

"Да, молодежи у нас очень много, подавляющая часть. Связано это со многими факторами. В частности, с тем, что становление людей старшего и среднего возраста пришлось еще на советские времена, когда религиозность не слишком поощрялась. Соответственно, и сейчас в мечеть они ходят не слишком регулярно. А вот молодежь тянется к вере, старается соблюдать традиции ислама, ищет для себя ориентиры. Разумеется, прежде всего речь идет о представителях традиционных мусульманских народов и регионов – татары, башкиры, кавказцы, выходцы из Средней Азии. Но вообще есть у нас среди верующих и русские, и украинцы – да кто угодно еще. И никаких подсчетов по национальностям мы, конечно, не ведем и не собираемся вести. Ислам изначально наднациональная религия, к тому же с огромным уважением относящаяся к другим традиционным конфессиям – таким как иудеи и христиане, "люди книги" в нашем понимании. Мы также почитаем многих иудейских и христианских пророков. Да что там говорить – пророк Иса ибн Марьям, то есть Иисус Христос, упоминается в Коране ничуть не реже, чем сам пророк Мухаммед, мир Ему!"

 

Халяльное мясо и девушки, пришедшие к вере

 

О сходстве ислама с другими мировыми религиями говорим мы и с Русланом Мухаметшиным  – молодым прихожанином мечети "Мунира", руководителем Татарского молодежного общества в Кемерове.

Кемерово, год 1436-й 51

Кемерово, год 1436-й 53

"Наверное, даже и не стоит говорить, что у меня очень много друзей и среди немусульман! И общаемся мы без всяких ограничений – да и какие ограничения могут тут быть? Разве что на каком-то бытовом уровне, да и то об этом можно со знаком "плюс" рассказывать. Вот, скажем, недавно нас с женой друзья позвали в гости, собирались мясо приготовить, а я им говорю – "только знаете, если мясо будет не халяльное, то есть разрешенное исламом, я его есть не смогу". А они – "да мы знаем, специально на рынок сходили, выбрали какое надо!". Мне это было очень приятно. А если говорить о взаимоотношениях с представителями других национальностей и конфессий на "официальном" уровне, то наше Татарское общество очень дружит с еврейской общиной Кемерова. Участвуем в различных общественных проектах – и безо всяких разногласий. Более того, так уж  вышло, что именно я и являюсь одним из основателей еврейского молодежного клуба в Кемерове!"

Кемерово, год 1436-й 55

Кемерово, год 1436-й 57

Настоящий мусульманин, добавляет Руслан, это, прежде всего, тот, кто выполняет все предписания веры не механически, а осознанно. И еще не пьет и не курит – это исламом, мягко говоря, не приветствуется. Что же касается глубокого осознания своей веры, то здесь среди молодых прихожан "лидируют" скорее не парни, а девушки.

Кемерово, год 1436-й 59

Кемерово, год 1436-й 61

"Если парни иногда просто ради "своего круга" в мечеть ходят, по принципу "все мои приятели пошли – и я пошел", то у девушек это почти всегда осознанный выбор. Современная молодая мусульманка чаще всего умна, образованна, серьезно относится к жизни и к себе, не склонна к резким необдуманным шагам. Не обижаются ли девушки, что отдельно молятся? Нет, не думаю – это лишь вопрос традиции, обиды здесь совершенно ни при чем".

 

+14 на градуснике

 

Побеседовав с Русланом Мухаметшиным, мы продолжаем наше "путешествие" по мечети "Мунира". Оставив позади молитвенный зал и учебную комнату, куда можно прийти на занятия по изучению Корана, спускаемся на нижний ярус здания – к помещениям для ритуальных омовений. Омовения перед намазом обязательны, говорит Рубин Муниров, нельзя приступать к молитве, будучи нечистым не только духовно, но и в самом что ни на есть физическом смысле.

Кемерово, год 1436-й 63

Кемерово, год 1436-й 65

"В некоторых мечетях такие помещения находятся даже отдельно, надо выходить на улицу. Например, в Томске они так расположены. Но мы считаем, что у нас в этом смысле все устроено разумнее  – в конце концов, мы ведь не в южной стране живем, где всегда тепло, а в Сибири. Бегать зимой от умывальника назад в мечеть – не слишком-то это удобно!"

Кемерово, год 1436-й 67

 Кемерово, год 1436-й 69

Действительно, даже во внутренних помещениях "Муниры" достаточно прохладно – так что пол порой начинает ощутимо холодить необутые ноги. Градусник на стене показывает +14 градусов – маловато для помещения. По словам имам-хатыба об этой проблеме он периодически задумывается, есть идея положить везде теплые полы, но все время находятся траты поважнее.

Кемерово, год 1436-й 71

Кемерово, год 1436-й 73

"Что важнее: идеальное тепло или помощь больной раком костей девочке? Как раз в настоящий момент собираем на это средства. И такие ситуации возникают более-менее постоянно – поэтому пока о том, чтобы не мерзли ноги, думать не приходится".

 

Котам вход разрешен

 

Впрочем, несмотря на температуру, далекую от комнатной, в вестибюле мечети, куда мы возвращаемся, обойдя здание по кругу, буйным цветом расцветают растения в горшках. А вот никакой "живности" в стенах мусульманского храма замечено нами не было, хотя теоретически есть животные, которым вход сюда никогда не был запрещен. И животные эти – кошки, "исторические" наследницы мурлыки Муиззы, бывшей по преданию любимицей пророка Мухаммеда.

Кемерово, год 1436-й 75

 Кемерово, год 1436-й 77

"Кошки в самом деле у нас в почете. Особенно это заметно на Ближнем Востоке, в том же Египте, где я учился. Иной раз сидишь на лекции, окна открыты, жарко – и вдруг оттуда лезет кошка! Мешает, отвлекает, а сделать с ней вроде бы ничего нельзя, не положено", – смеется Рубин Муниров.

Кемерово, год 1436-й 79

Кемерово, год 1436-й 81

Уважение к людям, к животным и к своей семье, которая, согласно канонам, является "половиной веры", необходимость совершать омовение перед молитвой и обязанность имущих людей платить закят, обязательный ежегодный налог в пользу бедных, и порицание вредных привычек, молитва пять раз в день и готовность помочь любому попавшему в беду и пришедшему в мечеть, строгий пост без еды и питья в месяц рамадан и многочисленные послабления для стариков, больных и… путешественников – таковы многочисленные грани современного ислама, перечислять можно почти бесконечно. Но тогда будет бесконечным и наш материал, а меж тем подходит время вечерней молитвы – и хватит злоупотреблять гостеприимством, пора покинуть "Муниру". Мы обуваемся и выходим на улицу, где почти сразу, за оградой, начинается 2015 год – нашей эры или от Рождества Христова, это уж кому как нравится. А для людей, которые приходят в мечеть, под сень заснеженных минаретов, этот же год еще и 1436-й по мусульманскому календарю – и отсчет идет тут со дня Хиджры, переселения из Мекки в Медину пророка Мухаммеда, мир Ему.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика