gazeta.a42.ru
1 августа 2011 в 12:19
  • 6922

Кузбасс без глупостей

Фото: Кузбасс без глупостей 1

В рамках проекта "Страна без глупостей" фотографы по всей России борются с незаконным запретом на фотосъёмку в общественных местах, с камерой через плечо отправляясь в рейды по вокзалам, торговым центрам и магазинам. Корреспондент "Газеты А42" вместе с блогером Евгением Золотухиным и журналистом Дмитрием Козачинским решили проверить - как в городе Кемерово обстоят дела со свободой фотографии?

Первым пунктом проверки стало традиционное место запретов - железнодородный вокзал, уже на подходе к которому люди с камерами привлекли внимание полиции. Стражи порядка объяснили, что для съёмки на территории вокзала требуется разрешение, но сослаться на какой-либо закон, подтверждающий их слова, так и не смогли. Ситуация повторилась уже в самом здании, где полицейские проявили большую находчивость, употребив в речи такие словосочетания как "распоряжение правительства" и "объект стратегической важности". Фотографы противопоставили сомнительным доводам оппонентов 29-ю статью Конституции, которая гарантирует право на свободный сбор и распространение информации.

- То есть, согласно Конституции, хотите поспорить, что вы можете здесь снимать? - поинтересовался полицейский.

- Мы не хотим поспорить, мы утверждаем, - уверенно ответили фотографы.

Через некоторое время к дискуссии присоединилась начальница вокзала. Она рассказала о положении, согласно которому съёмка на объектах ОАО "Российские железные дороги" возможна только при наличии специального разрешения. Такое положение действительно существует, но, похоже, что сотрудница “РЖД” ознакомилась с ним не в полной мере.

- А вы там третий пункт читали? Про то, что съёмка для личного пользования разрешена, - попытался восполнить пробел в знаниях начальника вокзала блогер Евгений Золотухин.

- Вы мне объясняете? - с обидой в голосе спросила женщина и ушла.

После этого мы остались наедине с полицейскими, которые вдруг заявили, что без разрешения нельзя снимать не только здание вокзала, но и их самих.

- Я вам сейчас закон покажу, в котором написано, что съёмка сотрудников при исполнении запрещена, если она не согласована с вышестоящим начальством, - сказал один из полицейских и удалился, чтобы принести текст этого самого закона.

Впрочем, это было последнее, что услышали фотографы от сотрудников полиции. По прошествии пятнадцати минут, так и не дождавшись стражей порядка, мы отправились дальше.

На расположенном неподалёку автовокзале со свободой фотосъёмки оказалось всё в порядке, чего не скажешь про салон сотовой связи “Евросеть”, продавцы-консультанты которого, сославшись на внутренние инструкции, запретили нам фотографировать и сразу же вызвали охрану. Прибывший на место охранник Вадим оказался в затруднительной ситуации: полномочий выпроводить нас из магазина у него не было, но и как-то отреагировать на сигнал персонала было нужно.

- Вам же объясняют, что фотографировать здесь как бы нельзя, - мужчина тщетно пытался направить нас на путь истинный.

Посовещавшись с кем-то по телефону, охранник предложил продавцам вызвать полицию. Имей место очевидное нарушение закона, визит полицейских не заставил бы себя долго ждать, но сотрудники “Евросети” решили разобраться собственными силами. Вместо полиции в магазин прибыл крепкого телосложения начальник службы охраны Михаил, который было начал рассказывать что-то про закон “О частной собственности”, но быстро перешёл от слов к делу - просто-напросто вытолкал нас за порог, хлопнув дверью.

- Фотосъемка не запрещена, если она не парализует работу магазина, не является вторжением в частную жизнь наших покупателей и действия ее инициаторов не носят хулиганский характер, - позже пояснил Алексей Попов, управляющий Сибирским филиалом компании “Евросеть” - У нас действует внутренний регламент в соответствии с которым пресс-служба должна располагать сведениями от сотрудников о любой фото- и видеосъемке, проходящей в салонах.

По поводу случившегося инцидента будет проведено служебное расследование, в результате которого в “Евросети” надеются выяснить, были ли допущены какие-либо нарушения, причём, как со стороны сотрудников компании, так и со стороны фотографов.

В супермаркете торгового комплекса “Семёрка” на вспышки фотоаппаратов сразу же откликнулась старший кассир, которая и позвала на место “преступления” директора Татьяну Викторовну.

- Видите у нас написано - "фото- и видеосъёмка строго запрещена"? - женщина показала на листок формата А4, размещённый на стенде.

- На основании какого закона вы сделали эту надпись? - зная, что такого закона не существует, всё же поинтересовались мы у директора.

- Для меня основание - решение руководства, - открыла неизведанные горизонты российского законодательства Татьяна Викторовна.

Не предоставив адекватного ответа о причинах запрета, женщина заподозрила в наших действиях происки конкурентов. Развязка оказалась неожиданной.

- У меня нет времени на вас, вы просто неадекватные люди, - подытожила результат общения директор супермаркета и отправилась на своё рабочее место.

Ещё некоторое время пощёлкав до безобразия фотогеничные пакеты с молоком, мы поднялись на третий этаж торгового центра и поинтересовались у одного из охранников, можно ли здесь снимать. Ответ оказался положительным, и фотографы со спокойной душой отправились на проверку следующего объекта.

Дежурный торгово-развлекательного комплекса “Променад-3” Иван Петров, завидев людей с камерами, тут же поспешил запретить фотосъёмку, “потому что нельзя”, но подоспевший специалист по безопасности Юрий Забалуев, исправил недоразумение, пояснив, что съёмка для личного пользования никаких разрешений не требует, и позволил фотографировать, сколько нам будет угодно.

Окрылённые двумя победами подряд, мы ожидали подобного сценария и в торгово-развлекательном комплексе “Лапландия”, куда отправились дальше, но, увы, нас ждало большое разочарование. Сотрудники ЧОП “Сибохрана”, следившие за порядком в торговом центре, проявили особую ретивость в недопущении фотосъёмки на их территории. Карты памяти стали заполняться первыми эффектными кадрами с рукой, заслоняющей объективы фотокамер.

- Убери это, я тебе сейчас в лоб дам, - обратился к корреспонденту “Газеты А42” сотрудник охраны Хаял Гасанов.

Порой возникало ощущение, что мы столкнулись с бандитами в тёмном переулке, а не со службой охраны крупнейшего в городе торгового центра. Они размахивали руками, били по фотокамерам, отпускали в наш адрес нецензурные слова и пытались вытолкать к выходу из торгового центра.
Цитировать законы и приводить какие-либо аргументы в такой ситуации было практически бесполезно.

- У нас нельзя фотографировать, этого чё, недостаточно? Тебе чё, носом ткнуть или чё? - сыпал вопросами к журналисту Дмитрию Казачинскому сотрудник охраны Юрий Чирков.

- На территории вашего торгового центра действует Конституция? - интересовался у него блогер Евгений Золотухин.

- Мне без разницы твоя Конституция, у меня здесь свои законы, - лучше, чем это сделал сам сотрудник охраны, объяснить происходящее было, пожалуй, сложно.

Время от времени охранники срывались на крик, делая в порыве эмоций совершенно шокирующие заявления.

- Я тебе сказал не снимать, ты снимаешь, я тебе имею полное право камеру сломать! - проводил правовой ликбез с отказывающимся прекратить съёмку Евгением Золотухиным сотрудник ЧОП “Сибохрана” Арег Аведьевич.

Прибывшие на место полицейские сначала оказались не на нашей стороне и сразу же потребовали от фотографов предъявить документы, игнорируя действия распускающих руки сотрудников “Лапландии”. Старший группы задержания Сергей Сулейманов на вопрос об основании проверки ответил, что мы проходим по ориентировке о грабеже.

После того, как наши фамилии пробили по базе, и выяснилось, что ни грабителями, ни террористами мы не являемся, стражи порядка предложили нам вместе с сотрудниками службы охраны проехать для разбирательства к оперативному дежурному, который, руководствуясь законом и должен был определить, на чьей стороне правда.

Добравшись на патрульном автомобиле до отделении полиции № 1, мы подробно изложили свою позицию дежурному, то же самое проделали начальник охраны “Лапландии” Юрий Викторович и старший смены Сергей Масленников.

Помощник начальника отдела Сергей Рябов, выслушав стороны, объяснил, что с нашей стороны никаких правонарушений допущено не было, и запрещать снимать сотрудники торгового центра не имели права. Но так как данная ситуация, по его словам, находится в сфере гражданско-правовых отношений, полиция не в силах нам помочь, и чтобы добиться справедливости мы можем только обратиться с заявлением в суд.

Самое интересное, что рассказывая о неправомерности поведения охранников, сам полицейский запретил себя фотографировать, предупредив, что отказ прекратить фотосъёмку будет расценен им как оказание неповиновения законному требованию сотрудника полиции.

- Согласно закону, вокзалы, торговые центры и магазины - это места общего пользования и свободного посещения, поэтому всё, что человек видит, никто не может ему запретить снимать. - говорит адвокат Иван Морохин. - Такого понятия, как “стратегический объект” в российском законодательстве просто не существует. Любые ограничения съёмки в таких местах - это дурь и личная инициатива совковых начальников.
 

Фото Евгения Золотухина

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика