Кемеровчанин Андрей Атучин имеет редкую профессию. Он палеоиллюстратор, или – как он себя называет – "динозавровый художник". На счету парня сотни динозавров, которые украшают и иллюстрируют известные энциклопедии, европейские музеи и международные журналы.
Рисовать "динозавровый художник" начал еще в детстве. Его альбом с рисунками пестрел птицами, зверями, насекомыми. Ребенком он ловил бабочек и жуков и собирал их в коллекции. Тогда же Андрей заинтересовался динозаврами. Говорит, что его зацепили красочные энциклопедии, книжки. Большую роль в его увлечении сыграла иллюстрированная энциклопедия Дугала Диксона, где возле каждого динозавра был изображен его скелет.
– Этот автор на меня сильно повлиял. Благодаря ему, я начал разбираться в них настолько, что стал понимать: в некоторых книжках динозавры были изображены неправильно. И эти картинки мне жутко не нравились. Хотелось улучшить, исправить, применить научный подход. Стал ходить в библиотеку и искать статьи по палеонтологии. В итоге занялся изучением материальной части: скелет, среда обитания, родственные связи динозавров. Начал "грызть норку" в науке, стараясь добиваться все большей достоверности в своих рисунках.
Какого-то специального художественного образования у Атучина нет. В школу искусств попал только лишь в старших классах. Принес свои рисунки, и его сразу же зачислили. Но закончить не успел, нужно было поступать в вуз. Хотел учиться в архитектурном в Томске или Новосибирске, но судьба завела его в Кемерово, на биологический факультет.
– Разбирал я вещи как-то и наткнулся на коробки коллекций насекомых. Жалко было выбрасывать, столько лет собирал. Надоумили меня отвезти их на биологический факультет в КемГУ. Меня там встретили с распростертыми объятьями и предложили поступать к ним. Так я стал биологом.
Несмотря на усердную учебу, свое хобби Андрей не забросил. Даже ездил на раскопки в деревеньку Шестаково. Хотел стать палеонтологом, но в области подобных специалистов нет, учиться не у кого. Пришлось пойти на кафедру зоологи беспозвоночных и посвятить себя жучкам.
– А в 2000 году я открыл для себя Интернет. Там наткнулся на такое количество информации, что даже ошалел. Нашел кучу сайтов, посвященных динозаврам, начал с ними сотрудничать, присылать свои рисунки. С тех пор практически вся моя работа связана с палеонтологией.
Ящер на обложке
В начале Атучин рисовал гуашью, но когда пошли заказы от иностранцев, потребовались акварельные рисунки. Андрею пришлось учиться работать с краской. А когда супруга Светлана подарила художнику графический планшет, он познал прелесть цифрового рисунка:
– Мои любимчики – редкие поздние виды юрского, мелового периодов – оформленные, красивые динозавры. Несмотря на мою к ним симпатию, я рисую всю ископаемую фауну. Недавно вот работал над строматолитами – это такие экосистемы докембрийских бактерий. Проще говоря – бактериальная пленка, которая покрывает дно океана, со временем образуя колонию. В настоящее время они живут у побережья Австралии, выступают из воды буграми. Когда не знаешь – камни и камни!
В 2000 году Андрей создал свой сайт с галереей работ. Так его узнали не только в России, но и за рубежом. Заказчики стали находить его в Интернете и предлагали сотрудничество. Однажды с Атучиным произошел курьезный случай, о котором он без смеха говорить не может.
– Зимой 2003 года мне написал редактор одного крупного лондонского издательства, предложил проиллюстрировать энциклопедию динозавров. Когда я услышал имя автора, попросил себя ущипнуть. Может я сплю, может я умер вообще? Это же Дугал Диксон, тот самый, чья книга меня так впечатлила в детстве. Ведь во многом благодаря ему, я стал палеоиллюстратором!
Пару лет Атучин трудился над книгой Диксона. После этой работы его заметил английский Музей естественной истории. Англичане попросили помочь с иллюстрациями для энциклопедического сайта. Потом были еще небольшие заказы, опять же для иностранцев. Родная страна работами художника в тот период не интересовалась до того времени, пока в Москве не появился журнал о палеонтологии "Палеомир".
– Туда меня попросили нарисовать древнюю рыбу. Редактору понравилось, и наше сотрудничество затянулось на много лет. Сейчас журнал временно не функционирует, но мы сдружились с журналистом Антоном Нелиховым. Он пишет статьи в различные издания, а я их иллюстрирую. У нас даже несколько книг вышло про вымерших рептилий: "Когда Волга была морем" и "Ящеры Пинеги". Энтомология меня также не отпускает. Например, несколько лет назад я рисовал насекомых для лондонской энциклопедии.
В 2011 году Антон Нелихов и Андрей Атучин решаются написать большую статью про русских динозавров в журнал "National Geographic". Несмотря на то, что тема интересная, в журнале ничего подобного никогда не было. Редакторам эта идея понравилась, более того они предложили сделать вариант рисунка на главную страницу. Андрей нарисовал динозавра, но даже не мог подумать, что именно он появится на обложке мартовского номера.
Год Атучина
В начале своей иллюстраторской карьеры Андрей участвовал в конкурсе динозавровых рисунков в далекой Португалии. Первое место не занял, но был награжден похвальной грамотой и премией в 50 евро. Без курьеза опять же не обошлось.
– Пришло мне вознаграждение в виде чека. Я стал бегать по банкам, чтобы обналичить, а на меня круглыми глазами смотрят, мол, что это вообще? Посоветовали съездить в Новосибирск, вроде там один коммерческий банк с чеками работает. Приехал я туда, а они только руками разводят, срок годности у бумажки вышел. Так и не смог я его обналичить, теперь храню, как память.
В 2010 году художнику пришло приглашение из немецкого города Мюнхехаген. Немцы решили провести международный конкурс, посвященный найденному там скелету динозавра – европазавру. Нужно было аккуратно и главное научно изобразить этого небольшого длинношеего ящера. Атучин нарисовал, отправил и занял первое место. В этом же году Андрей участвует в международных конкурсах в Испании и Бразилии, где художнику нужно было изобразить местную доисторическую фауну. И вновь Атучин занимает первые места. Иностранные коллеги шутливо возмущаются: мол, Андрей, нам что-нибудь оставь! А мировое сообщество палеоиллюстраторов даже назвали 2010 год – "годом Атучина".
"Неправильные" динозавры Спилберга
Хороших палеоиллюстраторов в мире немного. Часто художники не знают, что они рисуют. Конечно, некоторые додумки и вольности допустить можно, но случаются и грубейшие ошибки.
– Например, у Спилберга в "Парке Юрского периода" у тираннозавров передние лапки поджаты, как у собаки. А ведь это ужасная ошибка, кости не могли так двигаться. Правильно, когда лапы размещаются вдоль тела, ладошками друг к другу. Да что кинематограф, многие иллюстраторы этим грешат.
Сравнить могу с древними скульптурами львов в Китае. Их можно встретить у монастырей: страшилищи такие, с огромными глазами. Видимо, путешественники какую-то информацию до китайцев довезли, они и построили по их рассказам чудовищ. Вот так и с динозаврами. Иллюстраторы, не имея знаний материальной части, рисуют порой "неправильных" динозавров. Бывают и грубейшие ошибки: коленки гнутся в другую сторону или лапы неправильной формы. Такое может нарисовать только человек, который даже с анатомией животных не знаком. Все это происходит от того, что люди занимаются не своим делом. Сидит иллюстратор, которому бы абстракцию малевать, а он животных рисует.
По мнению Андрея, в последние годы, стало появляться больше правдивых программ и книг про динозавров. В пример ставит "Прогулки с динозаврами" – там есть небольшие ошибки, но совсем минимальные. А последний фильм "Планета динозавров", считает Атучин, вообще соответствует всем современным научным данным.
Ванюша и другие рептилии
Работу палеоиллюстратора легким не назовешь. На каждого динозавра у Андрея уходит порядка двух дней, со сложным фоном – до нескольких недель.
Сейчас в работе у Атучина плакаты с ящерами для Подмосковного музея. Также кемеровский художник работает на полставки ведущим инженером во Владивостокском океанариуме. Там тайваньская компания разработала специальные экраны, на которых разместятся трехмерные модели ископаемых животных и растений. Андрей отвечает за древних рептилий. В планах у художника нарисовать энциклопедию бразильцам, а совместно с испанцами выпустить книгу о курьезах и мифах жизни динозавров.
Андрей Атучин рисует не только для иностранцев. Его картинки украшают книги о кузбасской фауне. Недавно художник иллюстрировал "Рептилии и амфибии Кемеровской области", а также областную "Красную книгу".
– Для отдыха мозга временами занимаюсь скульптурой. Недавно доделал и запек олоротитана. Масштаб модели 1:30. Материал - основа из проволочного каркаса и немного эпоксилина, остальное - полимерная глина. Лепил по собственноручной реконструкции скелета, поверх добавлял мышцы и кожу.
Палеонтологи окрестили амурского олоротитана ласковым именем Ванюша. Для его пятилетнего сына Даньки – он самая любимая игрушка.
Лепить Атучину приходиться нe только из глины, но изо льда. Которую зиму Андрей занят ледовым городком на площади Советов. Летом он и другие художники рисуют и утверждают эскизы. А зимой, едва замерзнет вода на озере Красном, воплощает рисунки в жизнь.
– В этом году вроде как планируется два городка – маленький и чуть больше. Тема – Кузбасс. Работу эту легкой не назовешь. Я по природе своей мерзляк. А тут с 9.00 до 18.00 на морозе. Вот и получается: 5 минут режу, столько же "шаманский" танец изображаю. В прошлом году как-то утром проснулся и у меня четкое ощущение, что ноги замерзают. Хотя в квартире тепло, а я под одеялом, дрожу.
Ископаемая Сибирь
Атучин регулярно ездит на местонахождения динозавров в Красноярский край и Приамурье. В 2008-2009 годах Андрей был на раскопках в Благовещенске. Охотник за динозаврами Юрий Болотский обнаружил целое кладбище древних ящеров.
– Откапали там здоровенные кости и нашли целого олоротитана. Я копался вместе с палеонтологами, реконструировал скелет, череп. Вообще последнее время все больше местонахождений динозавровых появляется в России. Особенно у нас в Сибири. Основные места – деревня Шестаково в Кузбассе, Шарыпово под Красноярском, в Якутии, на Чукотке. Много где откапывают многочисленные когти, зубы, фрагменты скелетов.
Часто находят пситтакозавров – ящеров-попугаев. Динозавр этот весьма колоритный, небольшой и растительноядный. В Красноярском крае находят даже стегозавров – крупных ящеров с пластинами на спине. А на востоке распространены гадрозавры – утконосые динозавры, и различные хищные тираннозавриды.
Оказывается, на месте где сейчас наша область водилось много видов динозавров и даже древние черепахи. Чаще всего в Западной Сибири находят жителей раннего мелового периода, случается, что и юрского. Местонахождений мало, но не все территории обследованы, так что надежда остается.