gazeta.a42.ru
4 марта 2010 в 14:54
  • 4407

Литература для служебного пользования

Фото: Литература для служебного пользования 1

По одёжке

Передо мной 10 юбилейный выпуск литературного альманаха "Голоса Сибири". Пятый год его издаёт Кемеровское отделение Союза российских писателей. Твёрдый переплёт. Ламинат. Тиснение. 1396 страниц. На пару недель внимательного чтения, если найдётся внимательный читатель. Найдётся ли?

При внешнем блеске и внушительности исполнения (в моей библиотеке с этим томом может поспорить разве том Григория Богослова) тираж – нищенский: 150 (сто пятьдесят) экземпляров.

Учитывая общее число авторов, что-то около семидесяти, и всенепременные авторские и представительские экземпляры, непосредственному читателю достанется книжек 50, не больше.

Но что мы всё о таких мелочах, о такой прозе? Давайте о поэзии!
 

Лоно дна

В огромной антологии среди имён известных и не очень, добротно, на 48 страницах, представлен московский поэт Юрий Кублановский. Интересные подборки Сергея Гонцова (Москва) и Николая Шамсутдинова (Тюмень). Замечательные стихи для детей Елены Зейферт (Москва).
А как же кемеровчане? Кемеровчане представлены слабо. Я обнаружил двух авторов: Петра Кузнецова и Зою Соснину.
И оба автора вызвали вопросы.

Вот стихотворение Петра Кузнецова:

***
Я жив, душе благодаря!
Но не селю её над бездной,
Чтобы листок календаря
Не бредил пропастью отвесной...

Но если, творчеством горя,
Душа вдруг бросится к обрыву,
Я помолюсь, чтоб в лоне дна
С ней всё окончилось счастливо.

(1988-2004 год)

Невнятное окончание стихотворения, почти фривольный троп «лоно дна», сомнительная рифма «горя – дна», странная связь души с листком календаря... Слишком много шероховатостей для восьми строк. Тем более, судя по времени написания (шестнадцать лет – серьёзный строк) выходит пара лет на строчку. Но кропотливой работы, обдумывания каждого слова – не заметно. И не только в этом стихотворении. Что, например, автор хотел сказать следующими двумя строчками: «Боже мой, до чего же добра/Мне своими руками работа!» я так и не понял. Как говорится, прошу помощи зала.

С осмысление своей поэзии у Зои Сосниной дела обстоят не лучше. Её стихотворение «Жасмин» (тоже небольшое – 8 строк) заканчивается так:

Вновь на него смотрю я с сожаленьем:
И запах слаб, да и цветок не тот.
Он кажется неверным сновиденьем,
Как драгоценной – медь от позолот.

Сразу вспоминаются бессмертная строчка пародиста Александра Иванова «Велик могучим русский языка»!
Может быть это случайность и в других стихах всё в порядке? Не-а. Вот окончание стихотворения «Преграда»:

Блестит луна, как золото в оправе.
Ей одиноко между серых туч.
Вот так и я – не в силах и не вправе
Искать к тебе невозвратимый ключ.

Оно кончено «чем случайней, тем вернее», но уж больно случаен эпитет «невозвратимый». Головоломно случаен. Не меньшего внимания заслуживает первая строка… Обычно золото всё же служит оправой, а в оправе блестит какой-нибудь бриллиант …

Вместе с тем Кузнецов и Соснина – авторы не начинающие, и не редкие на страницах альманаха. Во всяком случае, открыв наугад предыдущие два-три выпуска «Голосов Сибири» я неизменно находил их в содержании.
Как и Евгения Асташкина, чьё стихотворение «Ветка акации»

Сорвали веточку акации,
Потусовались с ней часок
И обронили - нет в ней грации! -
На тротуарный солнцепёк.
Уныло под шагами гулкими
Ветвь умирала. Но она
Стреляла сохлыми "свистульками" -
Разбрасывала семена...

Уже удостоилось пародии поэта Александра Мызникова:

Сорвали веточку акации,
ведь не бывает роз у них,
и вот лежит она в прострации,
в своей неброской вялой грации,
двудольное, бобовоцветное,
отдел - покрытосеменных!

Сорвали веточку акации,
и бросили - не зацвела,
она - нелепая мимоза,
Асташкин, всё, займитесь прозой!
Стреляйте сохлыми свистульками.
Там проще. Там пойдут дела!

Если кузбасских авторов альманах не очень жалует (ну не верю я, что в Кузбассе нельзя найти других поэтов, кроме вышеназванных), то молодых кузбасских авторов он не жалует вообще. Вероятно, это связано с тем, что при Кемеровском отделении Союза российских писателей нет ни одной литературной студии. Все студии действующие в городе ( мастерская «Аз» при КемГУ, «Лист» при КузГТУ, студия при КемГАКИ и «Притомье» при Доме литераторов Кузбасса) возглавляются членами иной организации – Союза писателей России. Надеюсь, я ошибаюсь и уже в следующем выпуске «Голосов Сибири» прозвучат новые имена.

По уму

В аннотации альманаха сказано: "Десятый номер литературного альманаха "Голоса Сибири" приурочен к проведению IV очередного съезда Общероссийской общественной организации "Союз российских писателей", состоявшегося в Москве 24-25 июня 2009 г." В соответствии с декларацией первые сто страниц выпуска честно заполнены стенограммами Съезда. Ещё восемьдесят страниц посвящено визиту председателя СРП Светланы Василенко в Кузбасс в марте прошлого года. Заканчивается же альманах странной рубрикой: «Тем, кому изменила жена».

Думаю, многие неровности альманаха связанны с балансированием между официальным бюллетенем и заголовком из бульварного листка. Нынче любителя изящной словесности равно отпугивает и то и другое. Я бы пожелал редакции помнить о читателе. И не превращать своё издание в литературу для служебного пользования.
 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика