gazeta.a42.ru
12 августа 2009 в 12:27
  • 12436

Лучшие лыжи России делают в Кузбассе!

Фото: Лучшие лыжи России делают в Кузбассе! 1

Может ли занятие для души или настоящая страсть к какому-то виду деятельности стать успешной основой для организации и развития бизнеса? На этот вопрос утвердительно и очень своеобразно ответили отец и сын Поскряковы. Их неуемная тяга к таежной охоте вылилась в организацию цеха по изготовлению охотничьих лыж. Таких специализированных малых предприятий нет больше нигде в России.

Пословица, про то, что сани надо готовить летом, вполне применима и к лыжному промыслу. Именно сейчас идет самая горячая пора по их изготовлению. Известно, что охотничьи лыжи отличаются от беговых и горных не только шириной, но и другими далеко не всегда заметными глазу свойствами. А кому лучше всего знать о том, какими они должны быть, как не охотникам с многолетним стажем?

— Мы таежники. Я пристрастился к охоте и Лешку стал с собой брать чуть ли не с дошкольного возраста, — рассказывает Виктор Поскряков, — а какой охотник без лыж? Но они и раньше были в дефиците. Надо было у магазина дежурить, чтобы их в продаже поймать. Я покупал сразу по нескольку пар.
Однако со временем понимаешь, что заводские лыжи имеют множество недостатков, и не учитывают особенностей каждого охотника. Стал пробовать делать лыжи сам из елки, осины или ветлы. Отпаривал, гнул, кое-что стало получаться, а форму загиба лыж позаимствовал у шорцев, которые веками охотились в здешних местах. Загиб передней части лыж очень много значит для передвижения по рыхлому снегу.

Например, на лыжах, изготовленных на поточном, заводском производстве, можно пройти по тайге за день километров десять. Почему? А потому что слишком крутой загиб в передней части превращает лыжу в маленький бульдозер — она начинает толкать перед собой снег. Зато на своих лыжах я могу 50 километров в день пройти, потому что они подминают снег под себя и за счет гибкости облизывают все неровности снежного покрова. Передвигаться на таких лыжах по снегу или по ледяному насту зимней реки все равно, что на волне катиться.

Опять же и толщина лыж очень много значит, — продолжает он, — сделаешь их толстыми — далеко не уйдешь, они покажутся бревнами на ногах. Слишком тоненькие будут утапливаться в снег больше, чем нужно. А вот какие-то дополнительны полмиллиметра толщины делают лыжу такой, какой надо. Она ни за что не сломается, не расколется, и каждый бугорочек обтекать будет. Не пропадешь в тайге на таких лыжах. Из любого места и в любую погоду выйдешь!

Производственный цех невелик и разместился в заброшенном заводском строении. Здесь почти вплотную друг к другу стоят деревообрабатывающие станки, верстаки с различными приспособлениями для производства и толстые пакеты уже упакованных в полиэтиленовую пленку готовых изделий. Пахнет смолой, стружкой и лаком. Почти каждая деталь в поскряковских лыжах — плод расчетов, многолетних испытаний и даже открытий.

— Мы хотим запатентовать некоторые процессы в технологии изготовления этой продукции и оборудование, которое применяется только у нас, — говорит Поскряков-младший. — На днях получили грант от фонда поддержки предпринимательства. Такие финансовые вливания для малого бизнеса очень кстати. Патент денег стоит и надеюсь, что в скором будущем мы сумеем защитить свою интеллектуальную собственность. Но пока думаем о самых неотложных заботах. Сейчас лето, спрос на продукцию минимальный, а оборотные средства для производства необходимы. Таким образом, мы сохраняем рабочие места и, если позволит ситуация, будем расширяться, что потребует дополнительных рабочих рук.

Как выяснилось, для производства особенно важно закупить основное сырье — осиновые бревна, чтобы не сушить их в зимнее время, что требует дополнительных затрат, а успеть положить их под летнее солнышко. К тому же к осени цена на лес может возрасти, а когда есть надежный запас сырья, то и дело идет веселей, и планы можно выстраивать уверенно.

— Именно осина — самое приемлемое дерево для охотничьих лыж. Но в дело идет не весь ствол, а только его внешняя часть, — поясняет Виктор Борисович, — середину выбрасываем, она не годится, потому что ломкая. Затем в отходы идет сучковатая поверхность. В общем, используется примерно 20 процентов древесины. Из куба осины, при хорошо отработанной технологии, получается примерно 15 пар лыж.

За качество своей марки мы очень радеем и поэтому изделие даже с небольшим браком немедленно распиливаем, чтобы и следа от него не оставалось. О том, что получилось, я могу сказать самокритично, поскольку до сих пор люблю охоту и, по сути дела, работаю испытателем наших изделий.

Вот на этой паре лыж я в прошлом году на медведя четверо суток ходил в тайге по раскисшему талому снегу. Они покрыты особым водостойким лаком и мазью. Испытание прошли хорошо. Приходилось по льду передвигаться, а особых царапин или тем более сколов на поверхности нет. Лыжи целехонькие, можно опять на охоту!

В отличие от отца, которому по душе реальные практические испытания на таежной охоте, Алексей Викторович налегает на теорию и в этом году уже завершил образование в вузе, получив профессию экономиста. Пожалуй, это один из немногих случаев, когда учеба и практика идут рука об руку. А насколько успешно это получается, говорят результаты работы их небольшого предприятия. В обязанности Поскрякова-младшего входят расчеты производственных планов, решение юридических вопросов и все, что связано с финансовой стороной дела.

Когда-то Поскряков-старший в кустарных условиях успевал сделать за год 100 пар лыж. Сейчас их производство увеличилось почти до двух тысяч, а в планах на перспективу — производить три тысячи пар.

Кроме того, недавно они открыли цех для пошива специальной охотничьей обуви, где решили применить только натуральные материалы и, естественно, только свои оригинальные способы изготовления. Производители уверены, что настоящие охотники обязательно оценят их опыт и мастерство.

На снимке: Поскряковым хорошо известно, что значат надежные и легкие лыжи для охотника
Фото автора
 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика