Огромные нильские крокодилы, игуаны и опасные змеи стали появляться в абсолютно неестественной для себя среде обитания – подъездах кемеровских домов и реке Искитимка. Как показывает практика, виной тому – нерадивые хозяева экзотических животных. И если черепаху можно пристроить и спасти от гибели, то совершенно непонятно, чем помочь медведю или тигру.
"Это Арсений – зеленая игуана, взрослый мальчик, со своей историей. Его, как и крокодила, нашли зимой в подъезде, но он выжил, – рассказывает Юлия Балашова, сотрудник кафедры зоологии КемГУ. – По его внешнему виду нельзя сказать, что у него было счастливое детство: хвост когда-то был оборван, на нем виден изгиб – результат старого перелома. Плюс ко всему гребень должен ровно стоять, а он у него деформирован: судя по всему, его часто грубо хватали, содержали в тесных условиях. Сейчас с ним все хорошо".
Вместе с игуаной в подъезде одного из кемеровских домов был найден нильский крокодил – второй по величине в мировой фауне, его длина достигает пяти метров. Брошенных питомцев подобрали волонтеры городского Общества защиты животных и передали зоологам. По словам Юлии, крокодил растет пугающими темпами: за год он прибавил около 24 сантиметров. Когда его длина перевалит за метр, с ним будет тяжело справиться.
Сотрудники университета надеются пристроить хищника в какой-нибудь зоопарк, потому что содержать такое животное им не под силу. Но у зоопарков есть свои крокодилы, и рептилии с улицы им не нужны. В начале марта в Санкт-Петербурге дворники нашли на мусорной площадке детеныша нильского крокодила. Коммунальщики пытались сдать хищника в зоопарк, но там принимать животное отказались.
Кемеровчане не раз находили в Томи и Искитимке экзотических черепах, от которых избавились их нерадивые хозяева. Эти животные не способны пережить сибирскую зиму, и, оставшись на улице, они обречены. Кроме того, горожане не прочь завести дома крупных змей. Они продаются молодым и маленькими, но очень быстро вырастают. "Проблемы начинаются с собак и кошек, которые оказываются не в том месте, не в то время и, соответственно, задушенными", – отмечает Юлия.
Кемеровчанка Анна Даутова, проводя отпуск в Казахстане, купила на рынке в Алма-Ате небольшую змею. По словам Анны, рептилия вела себя очень спокойно: послушно лежала на руках, не кусалась и не вырывалась. Через границу девушка провозила змею в воротнике кофты. На третий день после приезда в Кемерово она решила выгулять змею во дворе дома, откуда та и уползла в неизвестном направлении. Вскоре Анна выяснила, что ее питомец – это тигровый уж, который может быть ядовитым. Спустя месяц после пропажи ужа в СМИ появились публикации о том, что змея заползла в церковь свидетелей Иеговы и устроила там переполох, а затем отправилась в частный сектор, где укусила кота. Кот укус перенес, а змею поймали и отдали в руки научных сотрудников КемГУ.
"Я хотела забрать ее, но сотрудник университета отговорил, мол, ухаживать не умеете, а у нас она нормально живет, – говорит Анна Даутова. – Я подумала, что действительно ей будет лучше в универе, потому что я ее даже кормить не умела, она только пила молоко. Потом вычитала, что ей нужно мышек покупать, насекомых".
Рынок экзотических животных в Кемерове с каждым годом становится все шире. Разнообразные рептилии, пауки, рыбы и прочая живность для местных зоомагазинов доставляется в основном по воздуху. Так, в октябре 2013 года столица Кузбасса принимала самолет из Москвы с 685 экзотическими животными на борту, в их число входили квакши, лягушки, змеи, игуаны, хищные аквариумные рыбки. Всех этих животных для продажи в зоомагазинах приобрел бизнесмен.

Местные зоологические коллекции пополняются не только найденными на улице или принесенными из дикой природы животными, порой кузбассовцам приходится спасать питомцев зоопарков или артистов цирка. Такой случай произошел зимой 2010 года. Летом того года около Кузнецкого моста работал зоопарк ООО "Пантера", в котором трудились граждане Армении. Кемерово стал для животных последним городом в летнем гастрольном туре, и они остались зимовать в неотапливаемых помещениях. Многие питомцы зоопарка страдали от переохлаждения и дистрофии.
Впоследствии выяснилось, что сотрудники зоопарка находились в России с нарушением законодательства и, кроме того, у них не было лицензии на работу зоопарка. В итоге армян депортировали на родину, а животных развезли в парк дикой природы при курорте "Танай" и музей-заповедник "Томская Писаница". "Тигра, барсука, двух волков и гималайских медведей мы забрали из армянского зоопарка, – говорит Эдуард Беляков, смотритель парка на "Танае". – Эти животные буквально умирали, мы их откормили и выходили".
В апреле этого года в соцсетях появилось сообщение о том, что тигр, живущий на "Танае", травмирован и нуждается в помощи. Это известие было растиражировано в городском медиапространстве и вызвало множество неравнодушных отзывов.
"Ситуация такая: были там летом, он хромал и "плакал", видно, что ему очень больно. Думали, что ему будет оказана помощь, но ничего не изменилось. Как выясняется, этот тигр уже очень давно в таком состоянии. Я не могу поверить, что невозможно ему никак помочь при высоком на сегодняшний день развитии ветеринарной помощи. Все-таки мало приятного каждый день жить с болью", – говорилось в исходном сообщении.
Однако, как объяснил Эдуард Беляков, тигр хромает вовсе не потому, что он травмирован, а так как у него одна лапа короче другой на три-пять сантиметров. По всей видимости, хищник в детстве попал в капкан и повредил сухожилие.
Если взять в дом змею – это, по мнению зоологов, плохая идея, то насколько плоха идея поселить на своем участке медведей? Наверное, очень плохая, потому что судьба трех косолапых, которые мучаются на АЗС в Киселевске, так же неясна, как и будущее нильского крокодила.
В сентябре 2012 года "Газета Кемерова" писала о том, что три медведя Маша, Света и Антон, живущие на территории бывшей АЗС в Киселевске, остались брошенными без ухода и необходимого питания. Зверей еще медвежатами подарили владельцу заправки Валерию Карманову, который оставил их у себя и поселил в вольере на территории АЗС. Однако предприниматель закрыл предприятие, и медведи остались без присмотра.
После того, как эта история был придана огласке, департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области пытался через суд забрать животных у бизнесмена. В ходе разбирательства стороны пришли к соглашению: медведи в течение трех месяцев будут содержаться у Карманова за счет департамента, а сотрудники ведомства за этот срок должны найти новых хозяев.
Однако на сегодняшний день уже прошло более пяти месяцев, а желающих забрать медведей не нашлось. В Обществе защиты животных считают, что в департаменте не видят другого способа помочь животным, кроме как усыпить их. При этом чиновники почему-то не поддержали идею отдать медведей в заповедник. Карманов же продолжает, как может, содержать животных.
"Кормить и содержать животных – не обязанность Карманова. Медведи – это собственность государства, и оно обязано делать это само, только ему этого не надо, – говорит Ольга Юминова, член Общества защиты животных. – И проблема эта общероссийская. Несмотря на то, что бурый медведь внесен в Красную книгу, в последнее время он часто выходит к людям. В зоопарки их не берут – там есть свои. Поэтому они и доживают там, где придется".

По словам Светланы Ушаковой, которая уже много лет подкармливает медведей, звери содержатся в ужасных условиях. Их вольер представляет собой клетку размером в 50-60 квадратных метров, разделенную на три части. Для огромного Тоши – это совсем ничего. С одной стороны шумит разрез: ведутся взрывные работы, гудит экскаватор. С другой – проходит железная дорога и трасса. Кормят медведей запаренным комбикормом.
"Когда мне присылают деньги волонтеры, я иду на базу, закупаю все и увожу туда. Последний раз в апреле мне присылали 2000 рублей. Я покупала рыбу, морковку, яблоки. Ребята на базе мне все с большими скидками дают, так как знают, что я беру для медведей", – говорит Светлана.
Женщина слышала разговоры то том, что Карманов приглашал охотников, чтобы те застрелили медведей, но они отказались. Сам предприниматель опровергает эти слухи и горит, что если бы хотел, то давно бы их застрелил."Департамент всеми ногами и руками открестился от них, – говорит Валерий Карманов. – Я продолжаю кормить медведей, содержание мне обходится в 60-70 тысяч рублей в месяц. Кроме меня они никому не нужны".