gazeta.a42.ru
19 августа 2013 в 09:29
  • 10083

Народ против "Единства"

Фото: Народ против Единства 1

В Юрге в течение нескольких лет разворачивается большой кредитный конфликт между местными жителями и кредитным потребительским кооперативом "Единство". Предприниматель Сергей Антохин, взявший в 2009 году у "Единства" в долг пять миллионов рублей, к 2013 году должен уже девять. Заемщик и его поручители не согласны с начисленными процентами, кроме того, считают, что КПК обобрал их до нитки, забрал за бесценок имущество и вообще мастерски отправляет в долговую яму юргинцев. В свою очередь "Единство" отвечает тем, что заемщики виноваты сами, а кооператив действует в рамках закона и вообще намерен защищать свою репутацию в суде. В запутанной и почти семейной истории, поставившей на уши город, по просьбе читателей пыталась разобраться "Газета Кемерова".

Дело на миллионы

История с многочисленными судами, долгами, торгами и взаимными претензиями началась с кредита на пять миллионов, который в 2009 году взял в кооперативе "Единство" предприниматель, владелец канцелярского магазина Сергей Антохин. Из-за возникших после кризиса финансовых трудностей своевременно возвратить долг Антохин не смог, и с тех пор отношения между кооперативом и заемщиков, бывшие некогда дружескими, испортились. 

"Мы с "Единством" сотрудничали много лет, муж периодически перехватывал разные суммы. Но мы сделали глупость: когда начался кризис, я просто испугалась, и мы ушли от банка к ним, погасили банковский кредит, перехватив в "Единстве". И попали в кабалу, – рассказывает Елена Антохина, супруга Сергея. – Беда в том, что мы с этой суммы сбились, тем более что несколько раз переоформляли кредит по ряду причин. У меня в тот период муж заболел, плюс ему три миллиона долга не вернули за поставленный товар. Все в кучу сложилось, и рассчитаться вовремя не смогли".

"Мы пытались договариваться. Письма я им писала пачками. Когда платить стало невозможно, еще до суда, мы предложили отдать в счет долга свой магазин на 200 "квадратов", – добавляет Антохина. – Судились долго, варианты предлагались разные, в том числе проекты мировых соглашений – все эти письма у меня на руках. Я все годы говорила, что не против и квартиру продать: она у меня большая,  хорошая, в центре города. Еще магазин Сергея, оцененный в четыре миллиона. Общая сумма долга раскидана на заемщика – моего мужа – и четырех поручителей, в числе которых я и наши друзья Кучины. Долг есть долг – платить надо".

По словам Елены, все эти варианты "Единство" не устроили, а суд насчитал общий долг больше девяти миллионов. "Дело в том, что тут нет отлаженного механизма выплаты. Если банк работает все-таки по закону, то КПК действует только на основании своего устава, а в свой устав они могут вносить изменения хоть каждый день, отсюда постоянные пересчеты суммы долга, компенсаций и так далее. Ни мы, ни многие другие люди в городе не могут выйти из этого "Единства". Просто не дают вытянуть оттуда нос, это пожизненная кабала, понимаете?" – говорит Елена Антохина.

Между тем в КПК сведения об отсутствии "механизма" опровергают категорически, равно как и то, что Антохин и его поручители пытались решать проблему в досудебном порядке.

"Кредит Антохину был выдан под 30 процентов годовых, это не смертельная процентная ставка в наше время. По своему займу в пять миллионов рублей он с апреля 2009 года по июль 2010 года погасил только 161 тысячу 250 рублей. Они у нас всегда были в должниках, мы с ними работали. Последнее решение суда по их делу вступило в законную силу 6 апреля 2012 года. На данный момент итоговая сумма долга – девять миллионов 515 тысяч 68 рублей. Пять миллионов – основной долг, четыре миллиона 15 тысяч 68 рублей – проценты, пеня – 500 тысяч", – пояснил "Газете Кемерова" генеральный директор КПК "Единство" Сергей Боровик.

"До суда они на соглашения не шли, потому что думали, что выиграют дело и сумма долга уменьшится, – добавил он. – А предлагать что-то начали уже после того, как решение было вынесено в двух инстанциях. Когда ситуация стала уже безвыходной, тогда началось какое-то движение".

Квартира, магазин и магазин

Движение заключалось в готовности должника и его поручителей расстаться в счет долга со своим имуществом. Речь идет о магазине Сергея Антохина, квартире его жены и поручителя Елены Антохиной и бизнесе еще одного поручителя – Ирины Кучиной, владелицы маленького сувенирного магазина в центре Юрги.

Имущественный вопрос в конец испортил отношения между "Единством", заемщиком и поручителями. Юргинцы обвиняют руководство КПК в том, что оно наживается на продаже заложенных помещений, предварительно максимально снижая их стоимость и списывая с долга меньшую сумму денег, чем та, которая могла бы быть списана, если бы хозяева продавали имущество самостоятельно.

Недвижимость Елены Антохиной – четырехкомнатная квартира в центре Юрги, оцененная по суду в 2,1 миллиона рублей. С оценкой хозяйка не согласна, мотивируя тем, что другие эксперты, которых она вызывала самостоятельно, оценили жилье в три миллиона. Но больше всего Антохину возмутило то, какую роль в отчуждении ее квартиры сыграло "Единство".

Народ против Единства 5

"Нам в "Единстве" сказали: вносите эти деньги наличными – 2,1 миллиона – и продавайте за сколько хотите. Мы нашли покупателя с "наличкой", а в нашем городе это сложно: у всех либо материнский капитал, либо ипотека.  Мы нашли покупателей, пришли вместе с ними в "Единство". Говорим: вот покупатели, дайте нам только пару недель, чтобы дособрать деньги, и мы заплатим. Нам сказали: "Хорошо-хорошо". Через 10 дней мы приходим с полной суммой – деньги у нас отказываются принять и отправляют на торги. Мало того, говорят, мол, "и торги-то, скорее всего, не состоятся". Не стесняясь так говорят. Дальше – лучше: мы отправляем покупателей наших на торги. Но оказалось, пока мы собирали деньги, одни торги уже состоялись, и сейчас нашу квартиру собирались выставить уже за 1,98 миллиона. Хотя изначально говорили, что торгов не будет, раз мы договорились, что приведем покупателей с наличными. Было условие: как только "Единство" получает наличные деньги, торги и все прочее останавливается", – рассказывает Елена.

Эпопея со вторыми торгами закончилась неожиданно для всех: они попросту не состоялись. Организатор – кемеровская компания "ТРЭК" – сослалась на то, что участники неправильно заполнили заявки. Это стало еще одним поводом для возмущения Антохиных. По словам Елены, образцов заполнения заявок, равно как и любых других требований к ее заполнению, нигде не было.

"Мы подали заявки, предоставили квитанцию, приезжаем, а до торгов нас не допустили. Хотя заявки приняли, заранее ничего не сказали. Оказалось, они отклонены "ввиду неправильного заполнения". Заранее я не знала, но выяснилось также, что на торги приезжал еще третий участник, и был им юрист с "Единства". Зачем, спрашивается, заинтересованной стороне туда соваться? В итоге наших покупателей, как говорится, пнули, а моя квартира отошла "Единству" за 1,58 миллиона. Именно эту сумму и списали с основного долга, хотя могло бы быть списано 2,1 миллиона, а то и вообще три, если бы мы продавали квартиру согласно ее действительной оценке", – поясняет Антохина.

На вопрос, почему КПК, вопреки изначальной договоренности, отказался принять 2,1 миллиона наличными, в "Единстве" ответили, что должники пришли в кооператив слишком поздно.

"Они пришли в то время, когда объект уже был выставлен на торги, и механизма отзыва этого объекта у нас не было. Они пришли, сказали, что есть покупатели и потом в течение этих 10 дней никаких действий не предприняли, а мы отозвать эту квартиру с торгов уже не могли. Мы сказали: пусть ваши покупатели участвуют в торгах. За сколько продадут – за столько продадут. А про заявку я ничего не знаю, этим занималась компания "ТРЭК". Для нас это тоже было новостью. Отвечать за другую организацию мы не можем", – сказал на этот счет Сергей Боровик.

По поводу участия в торгах своего юриста руководитель кооператива пояснил, что такое действительно было, но юрист преследовал исключительно контролирующие цели. "Мы не знали, кто у них будет покупателем, а заинтересованы в том, чтобы объект был продан по рыночной цене и чтобы мы могли вернуть в кассу как можно большую сумму. Цель юриста была не купить эту квартиру, а контролировать ход торгов. Чтобы объект не ушел за бесценок неизвестно кому. В итоге квартира в законном порядке была передана нам, и теперь мы заинтересованы в том, чтобы она была продана по максимальной цене", – сообщил гендиректор "Единства".

Народ против Единства 7

"То же самое с магазином Антохина, – добавил он. – Магазин находится в подвале, и он сегодня неликвидный. Мы сказали: продавайте его кому хотите за любую цену, только чтобы она была сопоставима с рыночной. Они покупателей найти не смогли, и у нас сейчас такая же ситуация, магазин находится на торгах. Мы действуем исключительно в интересах своих сберегателей".

Заемщик и поручители в благородные намерения "Единства" не верят и убеждены, что после продажи недвижимости разница в стоимости осядет в чьих-то карманах. Другого объяснения,  почему там отказались принять 2,1 миллиона "живых" денег, ни Антохины, ни Кучины не видят.

Один телефонный звонок

Кроме прочего, есть в этой истории еще один скользкий нюанс. По словам Елены Антохиной, за несколько дней до предполагаемых торгов их риэлтору Дине позвонил Боровик и по секрету сообщил, что торги не состоятся. Кроме того, предложил ее клиентам купить квартиру напрямую у них за 2,7 миллиона. Факт звонка риэлтору Сергей Боровик подтвердил, но отметил, что сказал "если хотите покупать квартиру, идите на торги, участвуйте и покупайте". Про разговор о несостоявшихся торгах и предложение купить квартиру за 2,7 миллиона Боровик ответил следующее: "Это придуманная история, я совершенно не владею этой ситуацией, состоятся они или нет".

Между тем риэлтор Дина сообщила "Газете Кемерова" другое.  "Мне лично звонили из КПК перед торгами, мы же не озвучивали им, что это именно мы подали заявку. Мне позвонил сам Боровик и сообщил, что квартира на эти торги выставляться не будет и что эта информация не для чьих-то еще ушей. Я спросила, что если она отойдет вам, за сколько вы готовы ее продать? Он ответил, что за 2,7 миллиона, – пояснила риэлтор. – В итоге торги признали несостоявшимися, и квартира автоматически отошла к залогодержателю – то есть, к "Единству". Потом они регистрируют право собственности на квартиру и затем уже могут выставлять ее на продажу".

Чем меньше город, тем интересней "Санта-Барбара"

В этом деле присутствует еще одна сторона, вызывающая больше всего сочувствия. Это Ирина Кучина, поручитель Антохина. Будучи подругой семьи заемщика и в прошлом партнером Антохиных по бизнесу, Ирина из дружеских чувств поручилась за них своей недвижимостью – маленьким сувенирным магазином в центре Юрги.  

Народ против Единства 9

Народ против Единства 11

"Когда я закладывала магазин, у меня были недооформлены документы о переводе помещения магазина из жилого в нежилое. Само оно в юстиции переведено уже было, а свидетельство доделано не было. Я попросила в "Единстве", чтобы мне позволили сначала дооформить документы, чтобы в залоге было нежилое помещение, которое стоит дороже. Но когда я отдавала залог, у меня забрали все документы на магазин и не вернули их даже на суд. В итоге мне пришлось делать все заново. То есть у них на руках документы, в которых мой магазин числится как жилое помещение, а у меня – документы о том, что помещение это – нежилое. Я говорила "Единству", что, мол, дайте мне довести это до конца, я продам и покрою долг. Мне это сделать не позволили, хотя у меня был покупатель, готовый купить магазин за 1,65 миллиона, – рассказывает Ирина Кучина. – Продав магазин за эту сумму, я бы погасила миллион долга, который висит на мне как на поручителе, и 650 тысяч еще осталось бы на новое дело. В итоге мой магазин был им передан на торгах за 580 тысяч. Они пообещали мне, что разрешат продать, но не разрешили. Получается, я осталась без работы, без магазина и должна им еще больше 400 тысяч. Больше всего меня возмущает то, за какие цены и каким образом забирают наше имущество".

Народ против Единства 13

"Историй таких в городе штук 20. Ни у кого, кто сотрудничал с "Единством", на руках нет договора, хотя все мы его подписывали. Понимаете, в 2000-х годах мы не знали еще всех тонкостей кредитных историй, это еще только начиналось. Сейчас я в этом уже, конечно, понимаю больше. Самое обидное, что для себя я ни разу ни в одном банке не брала кредита. Только вот один раз в жизни выступила поручителем. У меня к заемщику нет обиды, заемщик все отдал, чтобы этот кредит погасить, но у него тоже все забрали за копейки. Как говорится, чем меньше город, тем интересней Санта-Барбара", – добавила Кучина.

Чем закончится большая кредитная война в маленькой Юрге, сказать сложно. Против Елены Антохиной "Единство" подало иск на выселение из квартиры, магазин Сергея Антохина находится на торгах, общий долг уменьшился, но не на много. Подавать в суд Сергей Боровик намерен также и на Ирину Кучину – за видеоролик, который она выложила на YouTube и в котором рассказала историю своих отношений с "Единством". "Я буду настаивать, чтобы в тех же изданиях и на тех же сайтах были опубликованы публичные извинения", – сказал он. По мнению гендиректора, затронута деловая репутация кооператива и лично Боровика – как его руководителя. 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика