gazeta.a42.ru
4 октября 2010 в 11:18
  • 4789

Об одной новосибирской мистификации

Фото: Об одной новосибирской мистификации 1

Модернизация шагает по стране. Шагает семимильными шагами. Это все знают. Недавно по России проехала жёлтая «Лада Калина», внутри которой был спрятан ГЛОНАСС размером с утюг, президенту Медведеву показали пока ещё резиновый прототип отечественного айпада, ночью над Сколково силой мысли лучшие учёные зажигают наносолнце, вовсю гремит рабочая музыка великой стройки «Сочи-2014», а остров Русский скоро превратится в город-сад. В эту новейшую эпоху глобальных супермегапроектов, в Новосибирске, в конце прошлой недели прошёл и закрылся Международный молодёжный инновационный форум «Интерра-2010». Почему в Новосибирске, а не в Кемерове, я думаю, никому объяснять не надо. Полпред президента по СФО Виктор Толоконский сказал:

- Сейчас между регионами идёт серьёзная конкуренция за государственную поддержку инновационной деятельности. «Интерра» поможет привлечь к нашему региону особое внимание со стороны государственных и общественных институтов. Форум создаст дополнительные условия для поддержки молодёжных инициатив и проектов.

Сказал, сделал, привлёк. В Новосибирск съехалось море молодёжи. «Интерра-2010» действительно уникальное мультисобытие, такая международная площадка для демонстрации лучших проектов в сфере производства, науки, культуры и социального развития. Нужно было бы сказать «для демонстрации лучших инновационных проектов», но мне не хочется. Потому что от слов с приставками «инно», «нано» и «техно» начинает подташнивать как от школьной программы по литературе. Известно ведь, всё к чему прикасается школьная программа становится обратным тому, к чему прикасался царь Мидас. Вот и с нанотехнологиями и инновациями то же самое. Слова хорошие, но добрых чувств уже не вызывают. Ладно.

На «Интерру» меня пригласили в качестве участника Фестиваля актуальной культуры, ещё точнее – одной из программ этого фестиваля – фестиваля поэзии «Поэмания». Пригласили как поэта, литературтрегера и куратора утопшего в Кемерове фестиваля «Ледокол». Мы с Татьяной приехали в Энск сразу же в день открытия и тут же оценили инновационный технологический прорыв, прямо на вокзале оценили, купив за две минуты обратные билеты в специальной мультикассе, в то время как толпы не желающих модернизироваться граждан стояли в очереди в кассы аналоговые. Пять минут в маршрутке, и мы на открытии фестиваля.

«Поэмания» началась в кабаре-кафе «Бродячая собака» лекцией московского литературтрегера, редактора журнала «Воздух» и портала «Новая литературная карта России» Дмитрия Кузьмина. Лекция называлась «Что такое актуальная поэзия и откуда она берётся». То, что Кузьмин знает матчасть на пять с плюсом в литературном мире давно не для кого ни секрет, и хотя лекция была по-своему интересна, местами я скучал, и тогда знакомился с новосибирскими поэтами (Боря Гринберг, тебе привет) и пил неплохое пиво «Оттингер» по 115 рублей за бутылку.

Вообще, организаторам «Интерры» и куратору «Поэмании» Лене Макеенко надо отдать должное, список участников феста очень внушительный, арт-площадки отличные, публики много. Впрочем, здесь отдать должное надо Новосибирску. Знакомые из столиц спрашивали у меня, какие в Кемерове есть арт-площадки, что интересного происходит в городе в смысле современного искусства. «У нас хорошие дороги», – тихо отвечал я.

Среди участников «Поэмании» – чернокожая звезда американского slam poetry Дэвид Блэр из Детройта. Кому интересно, может заглянуть на кинопоиск и узнать кто это такой. То, что Блэр здорово читает тексты на родном языке и убойно говорит на нашем «Болшьёе споусибоу», станет ясно на другой день на слэме. А после лекции в первый день были короткие и яркие живые выступления поэтов из Москвы, Риги, Екатеринбурга и Новосибирска. Стихи читали Фёдор Сваровский, Станислав Львовский, Артур Пунте, Мария Галина, Василий Чепелев, Виктор Иванiв. Стихи читали, а в зале внимательно слушали. Ночью Андрей Родионов и Катя Троепольская показывали видеопоэзию, ролики сделанные любителями и профессионалами, в т. ч. работы Кирилла Серебренникова и Валерии Гай Германики. Очень плотный и атмосферный получился вечер.

Во второй день «Поэмании» Дэвид Блэр вёл мастер-класс, посвящённый связи текста с телом Writing Toward Performance Workshop (Как писать вслед за жестом, как представлять текст на сцене), а вечером мы успели зайти в новоиспечённый Центр современного искусства, который курирует наш земляк, поэт Сергей Самойленко. В ЦСИ с перформансами выступал кемеровский театр «Ложа», а после новосибирские актёры из коллектива «Ангелокапуста» показали крутой спектакль по Хармсу. День закончился ночью поэзии в той же «Бродячей собаке», на которой москвич Андрей Родионов вёл один из своих знаменитых слэмов. Победила в поэтическом турнире Мария Галина, а после выступала текст-группа «Орбита» из Риги. Поэтическая ночь закончилась «неформальным поэтическим общением» как указано было в программе. Что этот такое объяснять никому не нужно. Кстати, рад был видеть на ночи поэзии знакомые кемеровские лица – актёров театра «Ложа» и Женю Курскова.

Третий день открылся круглым столом «Какой должна быть поэзия» в джаз-кафе «Труба», в котором участвовали Дмитрий Кузьмин, Станислав Львовский, Мария Галина, Василий Чепелев и я. А в 14.30 на крыльце кинотеатра Маяковского начались уличные чтения, на которых выступили все приглашённые поэты. Тут то размах «Интерры» и стал окончательно понятен, когда по дороге до кинотеатра я увидел перекрытые улицы и сотни сотрудников в сером. Под занавес в театральном клубе «Пуля» прошёл поэтический сольник Дмитрия Воденникова и «Поэмания» закрылась. Вечером мы ужинали с коллегами в «Солнцепёке» и как водится, грустили.

За все эти три дня нам с Татьяной, моей боевой подругой, членом редколлегии нашего интернет-журнала «Знаки» чаще всего задавали один и тот же вопрос: «Что у вас там с вашим фестивалем «Ледокол»? Поначалу мы бойко отвечали, рассказывали всю эту эпопею о том, как на нас накатали телегу властям кемеровские функционеры, как ряд участников попал в чёрный список по идейно-политическим соображениям, как в действиях кураторов лихорадочно искали какой-то состав преступления. А потом устали. Не смотрелось всё это в свете «Поэмании». То есть смотрелось так, будто мы приехали сюда на каком-то сумасшедшем поезде без машиниста. На поезде из другого времени. Из зазеркалья.

Обратно нас увёз раздолбаный автобус, с застывшими в одном положении сидениями. Водитель торопился в Кемерово, включил шансон.

Современное искусство, артиндустрия, актуальная культура, джаз-кафе… Я всю обратную дорогу складывал эти паззлы, чтобы получился из них не пролетарский, трубодымный, рабочий город Кемерово, а постиндустриальный, уютный и культурный. Вспоминал «Чеховские пятницы» в Томске, музейную ночь на Красноярской ярмарке книжной культуры, фестиваль «Транзит-Урал» в Челябинске. Паззл не сложился. Я уснул. А по приезде, выйдя из автобуса и услышав вопли гопников на остановке, вспомнил строчку Станислава Львовского «А с платформы говорят – это ад». Ничего, сказал я сам себе и закурил сигарету. На самом деле вся эта «Поэмания» – так, сон, бред, мистификация. Хорошо там, где нас нет. Ведь так?
 

Фото Дмитрия Мурзина

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика