gazeta.a42.ru
25 сентября 2013 в 14:22
  • 12679

Тысячи метров над уровнем моря

Фото: Тысячи метров над уровнем моря 1

Беловчанин Эдуард Захаров небо, как и технику, любит с детства. В четвертом классе он запустил свой первый радиоуправляемый самолет и со временем стал профессиональным гонщиком. Кандидат в мастера спорта по авиамодельному спорту, несмотря на рабочую, семейную и домостроительную занятость, свое увлечение небом не оставляет:

– Летать люблю. Это моя родная стихия. Я даже в армии, когда служил, летал. У меня военная специальность – пилот вертолета. Потом судьба закинула на работу в Японию. Привез оттуда радиоуправляемый самолет. Купил его за смешные деньги – 100 долларов всего. Разобрался, научился им управлять. Наш руководитель авиамодельного кружка уехал к тому моменту в Ленинск-Кузнецкий. Я с ним съездил на соревнования, взял чертежи и стал сам самолеты делать. 12 самолетов сделал, и еще один – купил специально для соревнований. Ону меня летал со скоростью 310 километров в час: на чемпионате России два года подряд с ним второе место занимал.

– Дорогое, наверное, удовольствие... И почему вдруг "летал"?

– Да, спортивный самолет обошелся мне в 45 тысяч. Много нюансов своих в этом деле есть. Например, надо пролететь 10 кругов по 400 метров. То есть на четыре километра я должен потратить минимальное количество времени. Мой результат – 68 секунд. В прошлом году у меня самолет улетел. Была погода пасмурная и облачность низкая. Мы втроем с товарищами "летали"одновременно в поселке Бачатском. Все трое потеряли свои аппараты. У товарищей произошел отказ по управлению, а мой – ушел в тучу и потерялся. Ведь летит очень быстро, и определить, куда он улетел, при нулевой видимости – невозможно.

– Вы его долго потом искали?

– Да, около часа летал на параплане в радиусе 500 метров, но так и не нашел.

– А как зародиласьлюбовь к параплану?

– Готовились с другом Алексеем Хохловым к соревнованиям на поле, и вот у нас товарищ один в Белове купил себе параплан. Он специально ездил учиться в Ленинск-Кузнецкий – там ребята уже летали на мотопарапланах. Мы сначала за ним наблюдали, потом познакомились, стали общаться. Год он летал, а на следующее лето нам предложил попробовать. Продал нам с Алексеем свой учебный купол, и мы стали устраивать тренировки – и на веревке себя цепляли к машине, и просто бегали. Баловались, короче. Чтобы хороший новый аппарат с мотором взять, нужно 250 тысяч рублей. Одно крыло стоит – 60 тысяч и выше. В итоге взяли кредит на двоих и купили мотор.Сначала все так интересно и необычно. Каракан поначалу пугал своей высотой(смеется) – 83 метра, а сейчас – разве это горка? Мне потом стало мало "просто летать", и для экспериментов в воздухе я себе купил другой – спортивный купол.

Тысячи метров над уровнем моря 5

– И в чем их отличия?

– Летные характеристики разные. Например, мой купол площадью 20 квадратных метров выдерживает нагрузку не больше 100 килограммов. Чтобы летать в тандеме, нужна площадь 42 квадратных метра. Такое крыло230 килограммов веса поднимет в воздух. Летные характеристики параплана зависят даже не от самой площади, как таковой, а от удельной нагрузки на крыло. Да к тому же, крыло с большим удлинением имеет худшую маневренность. При попытке выполнения резкого разворота, оно более склонно к срыву. Такое крыло чаще складывается в болтанку, и им значительно труднее управлять

– Были ли какие-то форс-мажорные ситуации?

– Всякое уже было. В прошлом году учения МЧС были в пяти километрах от Бачатского в поселке Листвяжное. Пригласили меня. Им надо было снять видео с высоты птичьего полета. В субботу – учения, а в пятницу – тренировка. Тренировку хотели снимать на видеокамеру, прикрепленную на мой планер радиоуправляемый.Сделал пробный запуск планера, и у него отказывает аппаратура управления. В итоге планер улетает кому-то из местных жителей в огород. Пришлось искать его самому на параплане. А там, выше деревьев, идет сильный поток воздуха со скоростью метров семь в секунду, то есть это получается 25,2 километра в час. И вот, я пока набираю высоту, у меня складывается то одна половина крыла, то – вторая. Кое-как успокоил купол, и всю деревню, а ее длина где-то метров 200, я пролетел секунд за 10. Обратно против ветра крыло не идет, стоит на месте. Я, как моряк, ходил галсом в 45 градусов. Боком, боком, боком я пробился и успешно совершил посадку. Экстремально было. МЧС-ники потом сказали, что переживали за меня, когда наблюдали за моей борьбой со стихией.

Тысячи метров над уровнем моря 7

– Вы в любое время года летаете?

– И зимой летаем. Главное, чтобы ветра сильного не было. В минус 23 даже летал. Нормально. Важно, чтобы руки не мерзли.В прошлом году третьего января погода была отличная – всего минус восемь,и ветер – один метр в секунду. Я в костюме деда мороза катал на параплане детей в возрасте от четырех до 10 лет.

– Вот это да! Радости, наверное, много было. А разве ноги зимой не мерзнут?

– Я костюм купил для сноуборда, обувь теплую, поэтому мороза не боюсь.

Тысячи метров над уровнем моря 9

– Какой самый длинный перелет у вас был?

– 20 июля этого года мы летали на Караканский хребет из Белова. Туда – 45 километров, и обратно – столько же. В августе слетали на озероТанай в деревню Журавли. 100 километров – туда, и 100 – обратно.Мы в сопровождении машины летели, чтобы дозаправку можно было сделать. Туда летели против ветра. Термичка была. Термичка – это когда воздух прогретый идет рывками. На пахоте он сильно греется, на траве совсем другую температуру имеет. И вот он мешается и создает болтанку приполете. У меня плюс 2,4 метра в секунду, потом резко – минус2,7. На небольшой высоте пришлось лететь – от трех до150 метров. Товарищ у нас повредил ногу при старте – поскользнулся неудачно. И он пассажиром сел в паратреки все-таки с нами дальше в гипсе полетел. Туда мы летели больше трех часов с дозаправкой. Обратно уже дорогу знали и вернулись за два часа.

– Эдуард, а вы разрешение на свои полеты получали? Они вообще парапланеристам нужны?

– Федерация сверхлегкой авиации разрешает летать без разрешения аппаратам до 115 килограммов. Есть, конечно, ограничения – чтобы до действующего аэропорта оставалось не менее 50 километров. Над городом не рекомендуется летать. Опасно это – линии электропередач, здания и так далее. Я стараюсь без надобности над городом не летать. В Барнауле, кстати, выделили площадку специальную для таких, как я. В Новосибирске их даже две. У нас в Белове нормальное место для полетов за городом – в сторону Гурьевска. Аэропорты далеко и много свободы…

– А личный рекорд высоты есть?

– 1250 метров. Высоко летать - неинтересно. Самое оптимальное расстояние – 150-300 метров. Тогда все видно: и как тебе машут рукой, и кто что в руках держит. В Турции можно, кстати, спокойно в шортах и на высоту 2300 подниматься. А вообще, мировой рекорд – 6360 метров над уровнем моря. Но там уже кислорода не хватает, и температура очень низкая, поэтому нужно специальное оборудование.

Тысячи метров над уровнем моря 11

– В этом году вы впервые участвовали в чемпионате Сибири по парапланеризму и заняли второе место. Я так понимаю, не только от профессионализма, но и от хорошей погоды зависит успех.

– Да, погодные условия – это наше все. На соревнованиях много разных заданий. Летали даже в термичку. Некоторые участники отказались выполнять упражнение из-за опасной болтанки.Там вешки (небольшой качающийся шест на пружине – прим. ред.)нужно облететь змейкой на высоте не больше двух метров. Трехкратный чемпион России три вешки облетел и на развороте у него половина крыласложилась. Вот так летишь на двух метрах – раз, порыв теплый тебя резко вверх потянул – надо газ сбросить и парировать так, чтобы тебя не подняло. В этот же момент холодный воздух тебя просаживает, и ты уже падаешь вниз. Сложно было, но я справился. Первый раз участвовал. В следующем году хочу денег подкопить и съездить со спортсменами-сибиряками в конце июня на чемпионат России в Москву. Вообще, если потренироваться, можно с ними потягаться. Многие спортсмены по 10 лет уже летают, а я в 41 годвпервые попробовал – всего-то три года назад.

Тысячи метров над уровнем моря 13

– Как родные относятся к вашему увлечению?

– Как? Любят кататься. Дочки мои спорить начинают – кто вперед с папой полетит (смеется). А вообще, жалею, что времени на полеты и на самолеты не хватает – работа много сил и времени отнимает. А домашняя стройка отнимает все денежные средства – даже на аккумуляторы для самолетов не остается (улыбается). Я себя успокаиваю тем, что в этом году закончу домашние дела, а в следующем все силы брошу на любимое дело.

– К вам часто обращаются люди за тем, чтобы вы их летать научили?

– Не то, чтобы часто,но таких желающих много. Правда, не у всех деньги для этого есть. Среди нас есть шахтеры-пенсионеры, которые пенсию свою на это дело тратят, а потом через полгода тренировок уже вовсю смело летают с нами. Ко мне чаще обращаются за тем, чтобы я винт починил. Они очень хрупкие, потому что из дерева сделаны. За три года я лично еще ни одного винта не купил. Летаю на винтах собственного производства. Даже сделал себе специальный станок.

Тысячи метров над уровнем моря 15

– Я так смотрю, вы с техникой с детства на "ты", поэтому не удивляюсь тому, что и ремонтом вы занимаетесь лично. Кстати, а женщины бывают в этом виде спорта?

– Конечно. Есть очень крутые девчонки. Есть такие, которые акробатикой в воздухе занимаются. Вот это зрелище, я вам скажу. Круто! Они ездят на сборы с мировыми акропилотами. Они без мотора, в свободном полете, как на скакалке крутятся. Вообще, параплан – это весы. Если научишься ими управлять, чувствовать, то летать становится безопасно.

– Эдуард, вы один из немногих, кто часто видит местный ландшафт с высоты. Так вот, Кузбасс – он какой?

– Он красивый (улыбается). Независимо от того, на земле ты находишься или в небе.

Тысячи метров над уровнем моря 17

От автора:

В День шахтера парапланеристы собрались недалеко от Киселевска в поселке Карагайла, чтобы дружной компанией полетать. Почти сразу после появления в небе парапланов на поле появились два школьника. Одному исполнилось 11 лет, а другому – восемь. Они бросили свой велосипед где-то в траве и все время буквально с открытыми ртами наблюдали за Эдуардом, вытворяющим в воздухе различные пируэты. После своего одиночного полета Захаров прицепил купол для тандема и по очереди сделал с каждым из местных мальчишек несколько больших кругов над полем. После заключительного приземления слух мой уловил следующий диалог:

– Дяденька, а такой параплан сколько стоит?
– Понравилось? – переспрашивает Эдуард с улыбкой, так напоминающей мне улыбку актера Джека Николсона.
– Даа… – слышится хор из двух голосов.
– А я не буду говорить, сколько он стоит. Захотите – никаких денег не пожалеете. Я же не просто так вас катал: чтобы выросли и купили себе по параплану! Договорились?

Тысячи метров над уровнем моря 19

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчан приглашают на форум HRCOMM 2024
Яндекс.Метрика