gazeta.a42.ru
4 апреля 2011 в 12:44
  • 4160

Платья - как жизненный стимул

Фото: Платья - как жизненный стимул 1

В числе 30 победительниц десятого, юбилейного конкурса «Кемеровчанка года» лучшей в номинации «Преодоление» стала Евгения Чернышева. Бороться с тяжелым недугом и жизненными обстоятельствами ей помогают… платья, которые когда-то сшила ее мама.

Вторая жизнь

Так случилось, что, лишившись близкого человека, Евгения осталась одна с двумя детьми. Потом судьба нанесла еще один удар - стало прогрессировать серьезное заболевание. Она страдала от боли физической и душевной, и ей все чаще казалось, что дни сочтены. Бесконечные хождения по больницам, поиск клиник и специалистов, которые смогут помочь справиться с редким недугом, обследования у кемеровских кардиологов и поездки на операции в Томский аритмологический центр. А потом – сложнейшая операция в институте имени Бакулева в Москве.

После этого угроза жизни миновала, но диагноз остался. И в августе 2009-го врачебная комиссия признала Евгению нетрудоспособной бессрочно. Привыкнуть к тому, что работу придется оставить навсегда (а Женя до болезни была риэлтором), оказалось нелегко. К тому же пенсии по инвалидности на жизнь едва хватало. Но ей хотелось жить так, чтобы не быть обузой, а приносить радость окружающим. И она нашла в себе силы не зацикливаться на отчаянии и боли.

- У женщин обычно две проблемы: нечего надеть и слишком тесный шкаф, - говорит Евгения. – Вот и я однажды, решив «перетряхнуть» домашний гардероб, обнаружила просто неприличное количество платьев, блузок и других нарядов, которые когда-то, еще в 60-90-е годы прошлого века шила моя мама. Например, там оказалось платье, отделанное вологодскими кружевами, и две кофточки, которые я носила в старших классах. А еще - жилет из сукна с вышивкой, который и сегодня выглядит как новый… В общем, ликвидировать все это рука не поднялась. И вдруг пришла мысль: да это же все самобытные, авторские работы, культурное наследие нашей семьи!

«Хранить нельзя, показывать!»

Мама Евгении, Лилия Ильинична Меньшикова, радиоэлектроник по профессии, шить начала очень рано. После смерти матери, когда Лиле не было и десяти лет, они - три девочки-погодки - остались на руках у отца. На троих была одна пара валенок, ходили в обносках... Вот и пришлось Лиле научиться держать иголку. Потом, после ремесленного училища связи, где бы она ни работала (в телеателье, на междугородной станции, в проектном институте) - постоянно шила. Сестрам, племянникам, подругам… Без всяких школ и курсов, по интуиции. Модели придумывала сама и выбирала из журналов, импровизируя в условиях небогатого ассортимента тканей. Даже болезнь глаз, приобретенная в Припяти, когда после аварии на Чернобыльской АЭС приходилось много работать с «грязными» документами, не смогла разлучить ее со швейной машинкой. А после двух операций и вовсе взялась за любимое дело с азартом. Но сейчас Лилия Ильинична уже почти не шьет, а лишь переделывает и реставрирует то, что нашито за сорок лет.

…С мамой, которая живет в Киеве, Евгения списалась по интернету, и попросила выслать ей платьев еще. С тех пор все их разговоры были посвящены «одежной» теме: где лучше сделать выточки «на том сарафане», и какие пуговицы больше подойдут для «этого пиджака». А потом родилось название будущей экспозиции: «Хранить нельзя, показывать!». Вот только где и как?

Фамильные ценности

Первое дефиле организовали для участников оздоровительных курсов, которые Женя тогда посещала.

- У нас сложилась традиция вместе отмечать праздники, и на новогодней вечеринке мы решили устроить показ ретро-моделей, - вспоминает Евгения. - Девчонки примерили платья… И, как говорится, первый блин не вышел комом!

С тех пор Евгения уже не могла успокоиться: что же дальше делать с мамиными шедеврами? В краеведческом музее устроить «нарядную» выставку не взялись, но посоветовали принять участие в Неделе текстиля и моды на Сибирском торговом форуме. И, Женю, к ее удивлению, включили в число участников, предоставив место в павильоне на особо льготных условиях. Оформлять экспозицию помогали подруги. Они же заказали афиши, визитки. Создав своеобразный ретро-уголок, разместили в нем коллекцию платьев, на которую тут же нашлись покупатели. Да только авторские экземпляры никто продавать не собирался. Евгения и ее дочери сами с удовольствием носят фамильные ценности. Хороший вкус и чувство стиля от бабушки и мамы унаследовала младшая Женина дочка Лиза, выпускница Кемеровского университета культуры и искусства. Она умело, на зависть подругам комбинирует бабушкино рукоделие с современными вещами. А, бывало, на фольклорные праздники наряжала весь курс.

На торговом форуме коллекцию заметили представители кемеровской библиотеки имени Гоголя, и к 8 марта Женя с подругами показали там небольшой спектакль под названием «Хорошо забытое». А летом устроили «Парад платьев» в городском Парке Чудес, где по выходным под духовой оркестр вальсируют дамы и кавалеры. Успех был просто ошеломительным.

Найти поддержку

После всех этих мероприятий (а еще показы устраивали в детском доме) наша героиня решила поучаствовать в областном конкурсе на получение грантов в поддержку предпринимательства. К подготовке бизнес-плана подключилась старшая дочь Юля. Опытные люди посоветовали им позиционироваться как ателье. В итоге проект (как, впрочем, и многие из 300 заявленных) не попал в число победных 25, так как не набрал нужного количества голосов. Хотя, если честно, на другое Женя и не рассчитывала. Зато сам процесс подготовки к конкурсу заставил подвести итоги, взглянуть на себя со стороны.

- Я считаю, что сделали мы не так уж и мало, - говорит Евгения. - Но хочется идти дальше. Например, создать своеобразный музей быта XX века, где найдется место и маминым нарядам, и бабушкиному «Зингеру», а еще - старым пластинкам, самовару, радиоприемнику, торшеру, ажурным салфеткам… У нас есть, конечно, в городе кафе с «ностальгическим» интерьером, но цены там такие, что и чаю не попьешь. Вот бы организовать что-то вроде женского клуба, где можно было бы поговорить по душам, проводить творческие вечера, тематические встречи. В понедельник, допустим, показ мод, во вторник - дегустация домашних блюд, в среду - кружок вязания, а в четверг - беседы о здоровье.

Получается, по сути, альтернатива совету ветеранов, но без возрастных ограничений. И помощь органам соцзащиты, чьих усилий сегодня все-таки не хватает. Женя ведь знает не понаслышке, что такое остаться с бедой один на один, как остро бывает необходимо дружеское общение и поддержка.

- Вот только что я могу одна? - говорит Евгения. – Где взять точку опоры? Конечно, я тогда не переверну мир, но… В центре поддержки предпринимательства мне сказали, мол, дело хорошее, никто еще с такими проектами не приходил. А потом посоветовали участвовать в новых конкурсах. В общем, пока живу желанием «делать людям настроение», снова и снова возвращая им веру в собственные силы.


Фото Юрия Юрьева
 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика