Пандусы, низкие бордюры, специальные парковки. Кажется, что в Кемерове они на каждом шагу, и активной жизни инвалидов ничего не мешает. Александр Белянин, молодой мужчина, прикованный к инвалидному креслу, помог мне взглянуть на город с иной стороны. Глазами человека, который не может ходить. Прихватив вторую инвалидную коляску для меня, вместе с Сашей мы отправились на разведку по улицам областного центра .
Ни театра, ни кино
Первым пунктом стало излюбленное место прогулок горожан – фонтан и улица Весенняя. Вокруг людно, бегают дети. Для того чтобы добраться до места, пришлось долго кружить в поисках низкого бордюра. На остальные мы с Сашей забраться просто не смогли.
"Для меня такие объезды стали нормой. Так уж заведено, что ни женщине с коляской, ни человеку в инвалидном кресле без препятствий даже прогуляться не удастся. Везде высокий бордюр с редкими заездами. Приходится колесить, выискивая пути. Зимой немного проще, препятствия снегом заносит – проехать хоть как-то можно", – вздыхает Александр.
Прогуливаясь у фонтана, мы подъехали к областному драматическому театру. Зданию вот уже более полвека, за эти годы оно не раз реставрировалось. После последнего ремонта у театра появилось солидное новое крыльцо. А вот пандус так и не построили. "Да ты сама посмотри, – говорит Александр, – ведь можно же было с левой стороны вместо очередной лестницы поставить пандус. Архитектуре здания это урон бы не принесло. Но, увы, о нас опять не подумали".
На крыльцо еще как-то можно попасть, не без посторонней помощи, конечно. А вот дальше хода нет: многочисленные ступеньки человеку на коляске просто не преодолеть.
У здания филармонии нормальную парковку мы не нашли, поэтому пришлось пробираться по земляным и каменистым дорожкам. Надо сказать, что на инвалидном кресле по ровному асфальту-то ехать неудобно, а вне дороги – так вообще проблемно. Коляска вибрирует, наезжая на камни, кажется, что вот-вот и перевернешься.
Перед зданием – плоская площадка, смутно напоминающая пандус. Мало того, что крутая, так еще путь преграждает бело-красный шлагбаум. Другого способа заехать в филармонию нет, поэтому решили рискнуть. Александра пришлось буквально толкать вверх, ноги скользили, ведь ни перил, ни бордюр нет. Каждую минуту коляска угрожала перевернуться, Саша вынужден был прижать голову к коленям, чтобы не удариться о заграждение.
"Вот мы и наверху, а что толку, – говорит, тяжело дыша, парень.– Внутри нас ждет та же история, что и с драмтеатром – миллион ступенек. Так что сходить на концерт у колясочника шансов нет. Если, конечно, только кто-нибудь на руках не понесет".
Цирк и кемеровские кинотеатры для нас также оказались "закрыты". Если даже удалось бы преодолеть все препятствия на входе, то внутри не развернуться. Ступеньки в гардероб и туалет, ступеньки в зал. "Пока не появились торгово-развлекательные центры с лифтами, кино мы с женой смотрели только дома. Было обидно, особенно когда фильм зрелищный и все вокруг его обсуждают, а мы посмотреть не можем. Сейчас стало лучше: можно подняться на лифте и спокойно проехать в кинозал, правда, попасть можем только на первый ряд", – сокрушается Александр.
Смертельно опасный пандус
После фиаско с культурными заведениями мы с Сашей покатились в кемеровскую администрацию. Боковой вход ведет нас в отдел по работе с обращениями граждан. Пандус тут, сразу видно, сделан на совесть. Всем нормам соответствует, покрытие резиновое и перила в три ряда. Александр взбирается по площадке в одиночку, держась за поручни. Со стороны кажется, что подъем дается легко. Рискую заехать самостоятельно – даже до середины добраться не получилось, сил не хватило.
Следующими объектами проверки стали аптеки. Проехав с десяток пунктов, везде наблюдали одну и ту же картину: железные ступени, отсутствие пандусов. Нужное лекарство удалось купить лишь в большом аптечном супермаркете на проспекте Ленина. "Пандус не такой удачный, как у здания администрации, но вполне хороший. Он не высокий, широкий, с поручнем, правда, выстелен плиткой – в дождик немного скользко. Обычно пользуюсь услугами этой аптеки или заезжаю в те, что на первом этаже торговых центров. Остальные пункты для человека на коляске недоступны", – говорит Александр.
Саша рассказывает, что в диагностический центр "колясочники" часто заглядывают. Внутри учреждения все хорошо, есть просторный лифт, но вот вход – проблемный. Подъезжаем, руки уже гудят, большое желание встать и пойти, никогда больше не садиться в инвалидное кресло. Крыльцо у центра высокое, с большим количеством ступенек, есть пандусы.
Несведущий человек, может, подвоха и не увидит, но Саша объясняет, что подъем этот опасен для жизни. Бордюрчиков-то нет. Стоит передним колесам поехать чуть в сторону, как они рискуют попасть на ступеньки для сопровождающих, коляска накреняется, человек падает. А высота между тем не малая. К тому же металлический поручень сбоку, головой об него удариться – нечего делать.
"Несколько лет назад тут был другой пандус, вон видишь металлический, из-под слоя бетона и плитки торчит, – указывает на конструкцию Александр, – Ну так вот, навернуться с этих рельсов было нечего делать. Был небольшой скандал, руководство центра решило ситуацию поправить и пандус переделать. Лучше от этого, правда, не стало. По такому подъему не каждая мамаша с коляской рискнет подняться, что уж про инвалидов говорить".
Дабы ощутить всю трагичность ситуации, я решила на себе проверить опасный пандус. Руки не слушались, все очень неустойчиво, скользко. Когда я, наконец, оказалась, наверху, всей спиной чувствовала, как дует ветер. Казалось, одно неверное движение, и я слечу вниз.
Следующими под проверку попали продуктовые магазины. Проехали семь, заехать не смогли ни в один. Отсутствие пандусов у них – обычное дело, отмечает Саша. В небольшие супермаркеты даже мамы с колясками не могут зайти. Подъемы если и строят, то либо слишком крутые и узкие, либо со скользким покрытием. Доходит до абсурда.
Супермаркет по адресу Ленинрадский,16. У входа странное сооружение: два металлических пандуса, соединенные площадкой. Подъем есть, тут не поспоришь, но ни одна коляска на него заехать не в состоянии – слишком широкий.
Правильных пандусов в городе очень мало, так же как и низких бордюров. Подъемные площадки возводятся не по нормам, да и опытным путем их редко кто испытывает.
"Диагностический центр – яркий тому пример, – объяснила Валентина Шмакова, председатель областной организации "Всероссийское общество инвалидов". – Если обращаться к строительным нормам и правилам (СНиП), то максимальная высота одного подъема пандуса не должна превышать 80 сантиметров, с уклоном не более 8%. Ширина же площадки должна быть не менее метра. У подъема должны быть перила и ступени для сопровождающего, а также бортики, чтобы коляска не соскользнула. Вот тогда это пандус, а не бесполезная конструкция".
Куда бы ни поехал человек в кресле, везде он натыкается на препятствия, барьеры. Даже газету – и то купить сложно. Ведь для того, чтобы пообщаться с продавцом, приходится вытягивать шею и кричать. Такая же ситуация с почтой, банками, местами продажи фастфуда и даже регистратурой в поликлинике. "Окошко слишком высоко. Не видит нас персонал. Такое впечатление, что человек закрыт от тебя, отгорожен. Не важно, что я хочу купить газету, мороженое или просто воды. Везде приходится тянуться. После всех манипуляций остается горький осадок на душе. Понимаешь, что все в городе не для нас. Мы ничего не можем без посторонней помощи. А так быть не должно", – пояснял Александр Белянин.
Трамвай для инвалида
Автомобиль для людей с ограниченными возможностями – это пропуск в мир активных людей. Во многом это облегчает жизнь человеку на колесах. Ведь общественный транспорт – это настоящая проблема. Автобусы, троллейбусы, маршрутки для "колясочника" не доступны. С трамваями чуть проще. На каждом маршруте обязан быть хоть бы один специальный рейс для инвалидов. Без ступенек, с отдельной дверью и отсеком. Всего в Кемерове работают шесть вагонов трамваев с пандусом и низкополой площадкой, а также три автобуса.
Караулили нужный трамвай почти полчаса. Специального так и не дождались. Заехать в троллейбус или автобус не рискнули. Если даже на ступеньки бы нас подняли, то в переполненном транспорте колясочникам не обрадовались бы.
"Если бы у меня не было автомобиля, я бы так и жил затворником. Очень туго у нас со специальным транспортом. Показатель, как мы с тобой дожидались трамвая. Хотя по правилам, если водитель видит на остановке человека на коляске, он должен выйти и проинформировать, когда будет специальный рейс. Но, как видишь, на деле происходит совсем по-другому", – рассказывает Александр.
Автомобиль необходимо заправлять, сделать это инвалиду-водителю совсем не просто: сложно выйти из машины, дотянуться до пистолета, оплатить бензин. Редкие заправки хоть как-то для этого приспособлены. Так что без сопровождающего залить топливо почти не реально.
Как оказалось, есть проблема и с парковкой, хотя за последний год в городе появилось более 20 стояночных мест со специальным знаком. "Да ты сама посмотри, какая она узкая, как тут вообще можно машину поставить", – указывает Саша на парковку рядом с аптечным супермаркетом.
Сначала не понятно, что его так огорчает. Парковочное место со специальным значком есть, расположено, как и нужно, недалеко от входа. Ничего не мешает заехать и припарковаться. "Естественно, вы не видите подвоха. А теперь посмотрим, как я припаркуюсь и буду из машины выходить. Вот я ставлю коляску, вот подтягиваюсь на руках и пересаживаюсь, отъезжаю, закрываю автомобиль. И что мы видим дальше: кресло находится за границей одного парковочного места. А если бы тут несколько машин стояло, я бы даже выйти не смог", – объясняет Александр.
Согласно СНиП, специальная парковка не должна быть уже трех с половиной метров. На деле же выходит, что многие предприятия и магазины попросту халтурят, печатают "человечка в инвалидном кресле" чисто для отчетности. В теории место есть, а пользоваться им невозможно. Александр Белянин говорит, что так почти везде.
Часто помехой для водителя-инвалида становятся обычные автомобилисты. Для проверки решили подъехать к большому торговому центру на проспекте Ленина. Пандус в наличии, так же как и специальная парковка рядом с входом, правда, вновь узкая, не по норме. Но припарковаться так и не удалось: из пяти мест, которые предназначались для инвалидов, заняты три. Специального знака на стекле у автомобилей нет, значит – права на парковку они не имеют. Дабы далеко не ходить, они занимают специальные парковочные места и отправляются за покупками. Нарушителей даже штраф в пять тысяч рублей не пугает. Свободное место нашлось лишь в самом углу парковки. Чтобы добраться до входа, нам бы пришлось ехать на коляске через всю площадку, рискуя попасть под колеса автомобилей. Александр решил от покупок отказаться: слишком долго это и трудно.
В России второй год действует государственная программа "Доступная среда", главной целью которой является создание в стране безбарьерного существования для инвалидов, во всех без исключения сферах жизни – образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, спорт. По плану до 2015 года в городах будет обеспечен равный доступ инвалидов и маломобильных людей к транспорту, больницам, аптекам, магазинам, развлекательным центрам и другим объектам и услугам, которые доступны "ходящему" населению.
В Кемерове программа "Доступная среда" была запущена с 2011 года. За это время в городе появились новые пандусы у зданий лечебного профиля и более 20 специальных парковок. С марта 2011 года заработало "Социальное такси" для инвалидов и ветеранов. Местные власти обещают, что к 2015 году 60 % городских объектов станут по-настоящему доступными. Александр Белянин, как и другие прикованные к коляске люди, в такие сроки не верят. Чтобы перекроить общество и разрушить все барьеры, и 15 лет вряд ли хватит.