В конце апреля 12-летняя кемеровская школьница пострадала, играя на детской площадке. Оторвавшееся сиденье качелей придавило девочке ноги, в результате она получила закрытый перелом. Нетипичную для Кузбасса ситуацию взяли на карандаш все контролирующие органы: по результатам проверки будет ясно, накажут ли кого-нибудь за поврежденное детство. Между тем на улицах городов Кемеровской области остается около семи тысяч неисправных детских площадок, построенных еще в советское время. Что делать с таким наследством, разбиралась "Газета Кемерова".
За все ответит вес
Инцидент с качелями произошел во дворе дома №12 по улице 9 января областного центра. Дети качались на "семейных" качелях, в какой-то момент от каркаса оторвалось сиденье, и школьники упали на землю. Пострадала 12-летняя девочка, у нее был диагностирован закрытый перелом обеих ног. Полиция предварительно сообщила, что конструкция была непрочно закреплена, и руководству управляющей компании было вынесено представление об устранении нарушения.
Дом по улице 9 января, 12 находится на обслуживании УК "Жилищно-коммунальный трест", и устранить нарушения, по идее, должна именно эта организация. Однако в ситуацию вмешался случай. Оказалось, что территория, на которой стоит площадка, не принадлежит собственникам дома, а значит, управляющая компания не несет за нее ответственность. "Чтобы сказать, что эта площадка находится в ведении управляющей компании, должно быть проведено межевание территории и земля должна относиться к общему имуществу собственников многоквартирного дома. Если этого не сделано, то площадка стоит на муниципальной земле, – объясняет заместитель начальника государственной жилищной инспекции Кемеровской области Владимир Евсович. – Поэтому винить управляющую компанию в том, что она должным образом не следит или не проводит испытания и все прочее, я не могу".
Сейчас по данному случаю проводится доследственная проверка, устанавливаются обстоятельства произошедшего. Одно из обстоятельств, например, что девочка качалась не одна. "Нельзя сказать, что качели взяли и упали, – говорит заведующая травмпунктом ДГКБ №5, главный детский ортопед города Инна Кошель. – Из анамнеза видно, что есть нарушения и со стороны детей. Качалось несколько человек в возрасте 10-12 лет. А конструкция не рассчитана на такой вес".
По данным Инны Кошель, в этом году уровень травмирования детей на игровых площадках города снизился на 30%. Если в 2013 году прошла череда компрессионных переломов позвоночника, то на середину мая таких травм зафиксировано не было. В основном обращаются с повреждениями связок и ушибами. При этом, по подсчетам врача, 85% травм, которые получают дети, – от невнимания со стороны родителей. "Чаще всего травмируются дети от полутора до шести лет. То есть в том возрасте, когда за ребенком нужен глаз да глаз, но родители уверены, что их дети уже большие. Например, в этом году был случай, когда двухлетняя девочка придавила палец детским уличным тренажером. Мама очень возмущалась, говорила, что нужно убрать эти тренажеры. Но в разговоре выяснилось, что женщина просто-напросто не следила за ребенком: она находилась примерно в десяти метрах от девочки".
Площадка-обидчица
Кемеровчанка Марина Баян со своим трехлетним сыном Никитой всегда гуляла в соседнем дворе, так как на территории их дома по Пролетарской,20 игрового комплекса нет. Но 3 мая женщина выбрала для прогулки другое место: на площадке, где обычно играет сын, травмировалась соседская девочка. Пошли во двор дома по Сибиряков-Гвардейцев, 24. Там расположен металлическо-деревянный детский комплекс с горкой и лестницей. Спускаясь по лестнице, Марина и Никита не заметили, что одна из ступенек не закреплена, и упали. Мама отделалась ушибами и разодранными джинсами, а сын разбил внутреннюю часть нижней губы. Сразу же обратились к друзьям, которые отвезли их в травмпункт. Оттуда женщину с ребенком отправили в стоматологическую поликлинику, где Никите под местной анестезией наложили пять швов. Глава семейства Андрей Павловский обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку площадки. Из прокуратуры его обращение спустилось в государственную жилищную инспекцию Кемеровской области.
Дома №№22а, 24 и 24а по улице Сибиряков-Гвардейцев, во дворе которых стоит площадка, находятся на обслуживании управляющей компании "Гарант+". Однако в организации Андрею Павловскому сказали, что эта детская площадка относится к ведомству другого лица. В ГЖИ не исключили эту возможность и снова не уточнили, кто должен понести ответственность за случившееся. "Пока еще рано делать какие-то выводы, обращение находится в работе, – отмечает Владимир Евсович. – Сейчас надо разобраться, чья это площадка. Возможно, она находится на муниципальной земле".
Позже с Андреем связались представители управляющей компании "Жилстройсервис". Оказалось, что детская площадка, на которой травмировался Никита, находится в их ведомстве. Пока инспекторы устанавливают истину, Андрей и Марина водят сына на площадку во двор новых домов за торговым центром "Ретро". Здесь, по словам Павловского, городок хоть как-то соответствует требованиям безопасности. "А еще сейчас необходимо пройти с ребенком комиссию для оформления в детский сад, но с учетом последних событий он стал бояться врачей, сразу в слезы, думаю, это надолго", – отметил мужчина.
Мир ржавых железяк
В Кемерове на придомовых территориях на сегодняшний день оборудовано свыше 1100 детских игровых площадок. В среднем каждый комплекс включает шесть-десять элементов. Для детей старшего школьного возраста и подростков во дворах установлено более 100 спортивных площадок. За месяц с 16 апреля по 16 мая работники МБУ "Жилкомцентр" выборочно осмотрели порядка двух тысяч элементов на 268 детских и 20 спортивных площадках города. Ими было выявлено 190 элементов с нарушениями: в основном это повреждение деревянных настилов игровых комплексов и полов каруселей, а также отсутствие сидений у качелей. До 1 июня УК должны привести игровые комплексы в порядок.
Управляющая компания РЭУ-10 обслуживает 92 дома, во дворах которых установлено 38 детских игровых площадок. Из них новых не больше 10, все остальное давно пора отправить на свалку, правда, заменить его нечем. "Все элементы мы обследуем, как только сходит снег, составляем график восстановления, – рассказывает инженер по текущему ремонту Наталья Петенева. – Очень много приходится демонтировать. Стараемся, насколько это возможно, чтобы все оборудование соответствовало безопасности". По замечанию инженера, в этом году компания не планирует установку новых детских городков, хотя необходимость в этом есть.
Всего в Кузбассе оборудовано порядка 34 тысяч детских городков. В прошлом году контролирующие органы провели инвентаризацию всех игровых элементов, оказалось, что порядка 20% из них не соответствует требованиям безопасности. "Многие качели, которые стоят во дворах сегодня, были сделаны еще нашими отцами кустарным способом, безусловно, это заставляет переживать за наших детей, – комментирует уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрий Кислицын. – Мало того, площадки во дворах вновь строящегося жилья также остаются предметом особой тревоги".
По мнению омбудсмена, не все детское оборудование, которое устанавливается на придомовой территории новых микрорайонов, является качественным. Когда проводилась инвентаризация, были выявлены недобросовестные производители игрового оборудования. "Когда муниципалитеты проводят конкурсы и основным критерием является цена детской площадки, на мой взгляд, это неправильно, – продолжает Кислицын. – Недобросовестные поставщики экономят, вместо одного поставляют другое, в том числе ржавые железяки и нестроганое дерево. Это можно увидеть сплошь и рядом, к сожалению". Уполномоченный по правам ребенка отметил, что сейчас нет обязательной сертификации детского игрового оборудования, и это еще одна лазейка для недобросовестных поставщиков.
Подобным образом ситуация складывается примерно во всех городах области. Другое дело – село. Здесь и домов многоквартирных нет, и детей меньше. Однако вопрос не закрыт. Деревенским девчонкам и мальчишкам зачастую приходится играть на песке, который привез папа-тракторист, и качаться на качелях, представляющих собой веревки с деревянной перекладиной, натянутые между двух берез. И еще неизвестно, сколько детей разбивают себе коленки и выворачивают руки, падая с подобных сооружений…
С переломом ног кемеровской школьнице придется на время вовсе забыть о качелях и прогулках с друзьями. Между тем общественность ждет окончания проверки, по итогам которой, по-хорошему, должен быть найден виновный и наказан.