Коллекция шоколадных оберток досталась кемеровчанке Елене Логачевой в 1980 году, а первый фантик в нее вложила ее мама Эмма Яковлевна еще в 1946-ом. Семилетней девочкой Эмма попала в больницу, куда мама принесла девочке шоколад. Фантик от дефицитного лакомства стал первым в семейной коллекции, которая сейчас насчитывает свыше 10 тысяч экземпляров.
Тридцать лет и три года
В советское время коллекционирование считалось одним из самых модных увлечений. Вечерами люди встречались, обменивались марками, чтобы потом бережно наклеить новые экземпляры в свои альбомы. В 40-е годы, когда мама Елены начала собирать фантики, конфеты были дефицитным товаром. Обертки от шоколадок старались не выбрасывать, а складывали в коробки или тетради. То же самое было с монетами, конвертами, открытками. Сейчас мода на коллекционирование прошла, но увлеченные люди остались.
"Рассказывать, как люди становятся коллекционерами – неинтересно, – говорит Елена Логачева. – В детстве многие собирают фантики, марки, монетки. Но со временем их увлечение проходит или меняется, мое осталось со мной и превратилось в дело всей жизни. Коллекцию фантиков я собираю тридцать лет и три года".
Так сложилось, что супруг Елены – Петр Мальгота – тоже коллекционер. Причем настоящий: все его коллекции конвертов, китайских монет, карманных календарей, фотоаппаратов расписаны и каталогизированы. Сейчас такое встретишь нечасто. Большинство людей поступает со своими коллекциями просто: собирает и разделяет их по какому-либо признаку – формату или темам. Ведь учет собранных предметов отнимает много времени, и тут уже приходится выбирать: либо считать, либо жить.
Свои "богачества" (выражение Елены Логачевой – прим. "Газеты Кемерова") Елена и Петр прятать не привыкли. Наоборот, они всячески стараются привлечь к делу коллекционирования как можно больше людей. По мнению Елены, это лучший способ познания мира и изучения истории. При этом судить об ушедших эпохах приходится не по словам из книг, которые легко переврать, а по подлинным предметам.
Привезенная в Кемеровский музей изобразительных искусств выставка московского "Музея Шоколада и Какао" стала хорошим поводом для Елены показать землякам собственную коллекцию фантиков. Раньше эту идею осуществить не удавалось, зато другие коллекции Елены Логачевой и Петра Мальготы неоднократно презентовались в Кемерове, Белове и Тайге.
Пробки и открытки – лучший подарок
Шоколад для Елены Логачевой – один из любимейших продуктов наряду с черным хлебом, кофе и сыром. Приезжая в другой город, она первым делом заходит в магазин узнать ассортимент любимого лакомства. И иногда с ней здесь случаются целые истории.
Так, в начале 2000-х Елена Логачева оказалась в городе Выборг Ленинградской области, где, конечно, заглянула в местные кондитерские. По словам собеседницы, тогда у нее просто голова закружилась от разнообразия шоколада на полках городских магазинов. Поскольку в Кузбассе продукция ленинградской кондитерской фабрики имени Крупской представлена не была, Елена значительно пополнила свою коллекцию фантиков, съев не менее двух килограммов шоколада.
За годы собирательства Елена попробовала громадное количество кондитерских изделий, и шоколад ей при этом совершенно не надоел. Среди любимых вкусов Елена называет московскую "Экспедицию" – "Шоколад для настоящих мужчин" с кедровыми орехами. Но сейчас этот шоколад исчез с магазинных полок. Нравится Елене продукция швейцарских и белорусских фабрик, прекрасным считает шоколад украинской кондитерской корпорации Roshen. Последнему, к слову, в 2013 году Россия объявила "войну", запретив его ввоз на свою территорию. "Когда появляется запрет на ввоз какой-либо продукции, нам (коллекционерам – прим. "Газеты Кемерова") это крайне не нравится, так как затрудняет пополнение коллекций", – поясняет Елена Логачева.
Друзья и знакомые увлечению Елены рады: они всегда знают, какой подарок ей преподнести. "Коллекционеры – приятные люди в том смысле, что им очень легко выбирать подарки, – улыбается собеседница. – Принес им кучу фантиков, открыток, монеток, пробок, они рады и благодарны тебе".
Кроме подаренных, купленных и съеденных семьей коллекционера шоколадок, есть третий способ пополнения коллекции – приобретение оберток на интернет-аукционах. По признанию Елены, среди фантиков нет таких, за которые она могла бы отдать большую сумму денег. Предложения поступают, но цены кусаются. Зато за редкую открытку, к примеру, 20-30-х годов прошлого века коллекционер может заплатить до тысячи рублей. При этом Елена никогда не преследовала цели собрать фантики всех шоколадок мира. И сейчас ее внимание сосредоточено на продукции только отечественного производства.
Как у любого коллекционера, у Логачевой накопился огромный обменный фонд. Однако в Кузбассе им поделиться не с кем. Елена говорит, что в Березовском и Тайге живут коллеги по такому виду собирательства, но судьба их коллекций неизвестна.
Вне общества потребления
Жизнь коллекционера осложнена тем, что в его доме практически нет свободного места: везде стоят коробки, ящички. Но этот образ жизни – собственный выбор или даже внутренняя потребность.
"Мы, конечно, имеем высшее образование, – говорит Елена Логачева. – У меня медицинское, у Петра Андреевича – историческое. Но сейчас мы только тем и занимаемся, что коллекционируем".
Постепенно увлечение стало для семьи Логачевых-Мальгота основным источником дохода. Елена и Петр живут продажами книг и вещей из обменных фондов. Их семейный бюджет не похож на бюджет других людей. На деньги от продаж они пополняют свои коллекции. "Мы потеряны для общества потребления, – замечает Елена, – в нашем доме нет телевизора, нет супермодных пароварок и кулеров. При этом у нас нормальные телефоны, компьютер, интернет, но ничего лишнего. А вот для продавцов предметов коллекционирования мы – заманчивые потребители".