Коллеги-мотоциклисты называют его Шем, другие при упоминании о нем восклицают: «О, Игорь Шемчук! Это же известный байкер!». И все это так и есть на самом деле — за исключением того, что сам себя Игорь байкером не считает. В интервью «Газете Кемерова» брутал рассказал, как лучше его называть и развеял народные домыслы о своем увлечении.
Признаться, было стереотипное представление о месте будущего интервью: большой гараж с запахом бензина, повсюду лежат инструменты, Игорь сидит на своем крутом байке, а я на каком-нибудь стареньком раскладном стуле. Но люди привыкли удивлять: локация — просторный кабинет в Сельскохозяйственном институте. Мой собеседник — стильный серьезный мужчина с бородой — проректор по административно-хозяйственной работе в этом учреждении.
«Вот так современный байкер!» — думаю я.
Организовать встречу с Игорем Шемчуком было непросто: человек он деловой, а значит, очень занятой. Даже во время нашей беседы его телефон каждые пять минут разрывался от многочисленных звонков. А еще он при всей своей уверенности оказался весьма скромным и сдержанным.
СПРАВКА:
Игорь Шемчук окончил механико-машиностроительный факультет КузГТУ и получил специальность инженера-станочника. В течение шести с половиной лет после окончания проработал в этом вузе преподавателем. Потом получил второе высшее образование по специальности «Финансы и кредит». Долгое время работал в банке кредитным экспертом, директором в магазине строительных материалов.
В наследство — два мотоцикла?!
— Игорь, кем мечтали быть в детстве?
— Раньше у всех мальчишек был заготовлен ответ на этот вопрос: «Космонавтом!». Сейчас, если честно, толком не помню свои детские мысли. Наверное, тоже хотел полететь в космос (улыбается). А вот о том, чтобы колесить по всей стране на мотоцикле, даже и не думал тогда. У меня папа был машиностроителем. По его примеру хотел тоже уметь делать что-то руками, стать инженером и быть полезным людям.
— Когда первый раз начали водить мотоцикл?
— В третьем классе. Это был «конь» моего двоюродного брата. Вообще, как таковой мотоциклетной молодости у меня не было. На свой первый мотоцикл я сел только в 30 лет, до этого я ездил только на машинах. Знакомые были в недоумении: «Это же мальчишеское несерьезное увлечение, пора быть степенным!». Но я мыслил иначе.
— Какой марки были первый и последующий мотоциклы?
— За 12 лет я поменял их пять штук. Первый мотоцикл — Honda Steed 400. Стоил он тогда 160 тысяч рублей, это 3000 долларов по тем временам. Купил его в рассрочку у одного хорошего друга. Продал после года катания из-за его маленькой мощности. Следующий мой «железный друг» — Honda VT 1100 Shadow. Прослужил долго. Я побывал на нем в Крыму, Бресте, во Львове, Владивостоке. Он умер своей «естественной смертью»: произошел рабочий износ. Я продал его на запчасти. Потом я купил себе Honda VT 1100 Shadow с пятиступенчатой коробкой скоростей. Прокатался на нем всего один летний сезон и выставил на продажу. Друг спустя время предложил купить Honda Valkyrie Interstate. Так и поступил. А потом появился еще и Honda Transalp 400.
— Катались попеременно то на одном, то на другом?
— Нет! У меня была к тому времени уже 20-летняя дочь. Настала пора покупать ей квартиру, чтобы она однажды не сказала: «Папа, здорово, что ты у меня такой классный, но зачем ты мне в наследство два мотоцикла оставил?!». Поэтому я продал Honda Valkyrie Interstate одному москвичу из мотоклуба «Офицеры».
— Мототранспорт покупали в основном по средней рыночной цене, так понимаю. А как насчет желания иметь крутой дорогущий байк?
— Хотелось, но смотрел всегда на свои возможности. Вот многие стараются купить что-то подороже. Большинство владельцев харлеев — это «понторезы» (смеется в голос). Они ездят по городским дорогам, чтобы просто показаться всем. Если бы еще ценник был выкрашен где-то на мотоцикле, наверное, они чувствовали себя от этого еще круче. Конечно, не все так делают: нельзя грести под одну гребенку.
— Почему не нравится, когда вас называют байкером?
— Байкер — американизированное название. Кроме того, для меня это некий отшельник, который всегда одет соответственно, посвящает себя только дороге. Это термин, насчет которого ходит много споров и нет единого мнения. Я и мои друзья называем себя мотоциклистами.
— Есть же еще и типы мотоциклистов?
— Да, условно их насчитывается пять:
1) Мотоциклисты-рукодельники. Они любят возиться со своими «железными конями», что-то чинить, разбирать.
2) Воскресные мотоциклисты. Это, как правило, обеспеченные люди, бизнесмены, менеджеры, которые в будни сидят в офисе или ходят на встречи, а на выходных надевают свою экипировку со всякими атрибутами в виде браслетов, к примеру, и колесят по городу.
3) Каферейсеры. Их маршрут пролегает от одной кофейни города до другой. Тоже ездят и только привлекают внимание, и в основном по вечерам.
4) Мотопутешественники. Им нравится ездить в другие города, страны. Их легко отличить по ряду признаков: у них более практичная и удобная качественная одежда, и встретить их в городе невозможно, так как они «покоряют время и пространство».
5) Спортбайкеры. Кто-то делает вид, что он мотопрофессионал, показывая на обычных городских дорогах разные кульбиты. Уверен, что почти 90 процентов из таких «показушников» не умеют нормально ездить и пользоваться своим спортбайком. Как только они выезжают на мототрек, тут же весь их пафос исчезает с первым виражом. Но есть настоящие спортбайкеры, которые выступают на соревнованиях. Их как раз между маршрутками и троллейбусами не увидишь.
Бывает, что границы между этими типами размыты.
— К кому себя относите?
— В 2005 году я был типичным воскресным мотоциклистом: мне нравилось, как я выгляжу, хотелось привлекать внимание. Я катался только по городу. Позже стали интересны дальние путешествия. Мой первый серьезный выезд на мотоцикле — 750 километров до озера Ярового. Сейчас я на 100 процентов отношу себя к мотопутешественникам.
«Мы тобой гордимся!»
— Что входит в экипировку мотоциклиста и сколько она стоит?
— Есть правило: «Купил мотоцикл — приобрети и экипировку!». Чтобы хорошо приодеться, понадобится около 100 тысяч рублей. Нужны будут мотоботы с защитой лодыжки, мотокуртка, мотоштаны, мотоперчатки. Можно купить балаклаву и очки или хороший мотошлем. Главное же, наверное, — это жилетка, на которую кто-то пришивает эмблемы с мотофестивалей, символикой мотоклуба. У меня на ней только нашивки с мотонормативами: в нашем клубе можно наносить на жилетку только серьезные достижения. К примеру, у меня отмечен «золотой» норматив с «Сибирского самогона», который организовывает Ассоциация мотоклубов Сибири: я проехал за 22 часа 50 минут 1940 километров. Что касается стоимости моей экипировки, то, учитывая нынешний курс доллара, шлем стоит 20 000 рублей, штаны и куртка — 60–70 тысяч, ботинки — около 20 000.
— Каков маршрут прошлых путешествий?
— Добирался на мотоцикле до Астаны, Владивостока, Мурманска, Бреста, Львова, Киева, Керчи, Симферополя, Севастополя, Туапсе, Краснодара. Планирую в ближайшее время поехать в Самару, Новый Уренгой и, возможно, Магадан. К своему стыду, я ни разу не доезжал на мотоцикле до Шерегеша: только на машине. Да и Кузбасс еще не весь исколесил. В год удается совершить максимум две поездки (только летом!) в другие дальние города: это где-то 20–30 тысяч километров пробега. У других эта цифра порой в разы больше, но у меня нет такой возможности: семья, работа, личные дела.
— Сколько денег затрачивается на каждую поездку?
— Если во время пути останавливаться для ночевки в отелях, то понадобится больше денег, чем если ночевать дома у друзей. Думаю, если в кармане с собой будет 100 тысяч рублей, то можно спокойно путешествовать. Мототуризм дороже поездки за границу.
— Какие есть мечты, связанные с мотоувлечением?
— В 2004 году я дал себе зарок: пока не объезжу все страны бывшего СССР, за границу не поеду! У нас настолько много красивых и удивительных мест, что нельзя не побывать там и не посмотреть на них. Еще есть мечта о кругосветке. Правда, потребуется большой бюджет для этого: нужно продавать машину, квартиру, разводиться, чтобы никто тебя не ждал... (шутка!)
— Кстати, а как семья относится к таким путешествиям?
— Первое время моей жене не нравилось, что ее муж куда-то надолго уезжает. Максимальный отъезд был на 53 дня — кольцо по Украине, Молдавии, Кавказу. Но со временем все привыкли к этому. В 2006 году мы с супругой и нашими друзьями проколесили до Байкала, а в 2008 году я с четырнадцатилетней дочкой Аней проехал 950 километров до Омска. Помню, тогда был ливень и гроза — дочь все выдержала. С шестилетним сыном Ваней пока никуда не выбирался. Вообще, я стараюсь ездить без семьи: за собой проще ухаживать. Женщинам иногда сложно выйти из зоны комфорта и приспособиться к уличным условиям. Еще момент: однажды во время моего путешествия жена позвонила и сказала: «Мы тобой гордимся!». Это дорогого стоит...
— Ездите куда-то всегда с группой мотоциклистов или один?
— Самый идеальный вариант — путешествовать вдвоем, максимум втроем. Когда много людей едет сразу, то поездка затягивается: пока во время остановок все заправятся, рассчитаются, позвонят по своим делам. Темп резко теряется. А когда вас мало, то можно ломать график: остановиться, когда и где хочется, пофотографировать что-то.
— Какие есть правила у мотопутешественников?
— Помочь тому, кто едет рядом, потому что с тобой может случиться то же самое. Это касается и случаев, когда на дороге стоит кто-то незнакомый и ему нужна помощь. Еще у нас в мотомире принято иметь почти в каждом городе свои небольшие бесплатные мотогостиницы: мотоциклист после дороги приезжает туда, ночует, ест, моется. В Кемерове есть один такой байкпост и еще несколько квартир, в которых также останавливаются мотоциклисты из других мест.
— За 12 сезонов езды на мотоцикле чем это дело стало для вас?
— Образом жизни! Мотоцикл присутствует в ней каждый день: круг общения по большей части — это мотоциклисты. Многие мотоклубы знаете, как образовываются? Либо у людей совместный бизнес, либо просто дружеские связи и общие интересы. Вот мы все и общаемся постоянно по разным вопросам. Имею самый высокий разряд по мототуризму.
— Наверное, с такой любовью к этому увлечению и мотоциклетные сны уже снятся?
— Да, в апреле во сне вижу виадуки, дорожные развязки. Строю маршруты. Думаю, как бы не забыть взять с собой тормозные колодки, салфетки для протирки визора.
Глупые стереотипы и немного философии
— Есть мнение, что все байкеры — злые, агрессивные и самоуверенные.
— Все люди разные. Участники из нашего мотоклуба, например, — отличные добрые ребята. Мы даже являемся организаторами акции «Мотодонор»: два раза в год сдаем кровь. Меня мои коллеги назвали как-то шутливо Мама Шем, потому что всегда всем стараюсь помочь.
— Шем? У всех байкеров есть прозвища?
— В основном, да. В мотоклуб человек приходит либо уже с готовым прозвищем, либо его придумывают местные генераторы идей, и не важно, понравится оно ему или нет. Я сразу на своей футболке написал «Старик Шем» — все так и стали звать потом. Но мне не понравилось бы, если так назвала меня моя жена или незнакомые люди.
— Каково отношение к тому, что говорят: «Байкеры — это мажоры! Богачи!»?
— Это глупо и неверно. У нас в мотоклубе есть студенты и пенсионеры. Есть слесари и бизнесмены. Не принято даже спрашивать, кто кем работает, пока человек сам не скажет. А насчет мажоров... У кого завышенная самооценка, тот, может, и есть этот мажор. Я себя таким не считаю.
— Рок, борода, череп и татуировки — это обязательная атрибутика?
— Нет. Все слушают разную музыку. Кемеровские мотоциклисты любят рок-н-ролл, иногда устраивают и кислотные вечеринки. Я предпочитаю группы «Ленинград», «Кино», «Чиж и КО», слушаю в машине Марину Девятову. Борода тоже есть не у всех. Моя, например, 100 процентов связана с мотоувлечением, нравится, как она выглядит: придает солидность, мужественность. В 2012 году по просьбе бабушки я ее сбрил. Но не обещал, что не буду больше растить. А череп — это символ, который отпугивает смерть. Есть даже шутка: смерть приходит к байкерам, видит на их одежде череп и думает: «Здесь все свои. Я пошла!». Татуировки также наносят только те, кто хочет. Это все необязательные атрибуты.
— Практикуется ли услуга «мотоцикл напрокат»?
— Есть мнение: дать свой мотоцикл другому — это то же самое, что одолжить свою девушку. Так что у нас это не принято.
— Любимые фильмы, книги?
— Из фильмов нравится «Калина красная», «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Они сражались за Родину», «Достучаться до небес». Книги, к сожалению, в силу нехватки времени читаю реже. В детстве любил что-нибудь про Гражданскую войну, путешественников. Обожаю «Собачье сердце» Булгакова. А вот «Мастер и Маргарита» четыре раза никак не мог дочитать до конца, и все советуют, наконец, сделать это. Из последнего читал «Записки путешественника» Геннадия Шатова: там человек рассказывает о своем кругосветном путешествии, подробно описывая бытовые ситуации.
— Другие хобби?
— Раньше это были горные лыжи, самбо. Сейчас — волейбол, бильярд.
— Главные мужские качества?
— Мужчина должен быть спокойным, уравновешенным, уверенным в себе, приходить на помощь близким, любить детей, животных, иметь общечеловеческие ценности: готовность защитить Родину, помочь слабому. А еще уметь принимать решения, готовить, пришить пуговицу.
— Счастье — это...?
— Когда все дома. Тебя любят и всегда ждут!
— Девиз по жизни?
— Это фраза из лучшего, на мой взгляд, мотоциклетного фильма «Самый быстрый Индиан»:
«— Скажи, а ты не боишься разбиться насмерть?
— Нет. Когда мчишься на мотоцикле по равнине, пять минут твоей жизни бывают интереснее, чем у многих людей вся жизнь. Да, это прекрасные мгновения!.. Опасность придает вкус нашей жизни, и иногда нужно рисковать, иначе жизнь просто дешевка. Ну еще, конечно, в жизни нельзя обойтись без симпатичных девушек!» (смеется).