Кемеровчане не смогли посетить прощальный концерт белорусской группы "Ляпис Трубецкой", намеченный на 2 июня. Намечен он был только на сайте коллектива, а в Кемерове даже не анонсировался – отменили без объяснения причин. Интеллигенция, сидя на кухне, негласно связала произошедшее со словами "запрет" и "политика". Между тем "Ляписа" все-таки привезли в соседний Новосибирск, где недавно православные активисты сорвали концерт польских металлистов Behemoth, которых впоследствии вообще депортировали из страны. "Газета Кемерова" выяснила, что происходит с шоу-бизнесом в городе, почему запрещаются концерты и ждет ли музыкальную культуру Сибири очередной спад.
Через океан
Этой весной по России прошла череда запретов на выступления иностранных групп. В первую очередь, это коснулось украинской группы "Океан Эльзы", концерты которой были отменены сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а потом и в остальных городах, обозначенных в туре. С инициативой запретить концертную деятельность украинских артистов на территории России выступил депутат заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. Парламентарий внес предложение о лишении права на въезд в страну лидера группы, ссылаясь на то, что Святослав Вакарчук и остальные участники коллектива являются сторонниками украинских радикалов и участвовали в Евромайдане. Сама группа оспаривала свою антироссийскую настроенность и до последнего заверяла фанатов, что концерты в России состоятся. Однако в конце концов была вынуждена признать, что их тур отложен на неопределенное время.
Позже темой для обсуждения стала отмена концертов белорусской группы "Ляпис Трубецкой". Скандал разгорелся после выступления в Ижевске, где фронтмен Сергей Михалок трижды прокричал со сцены слова "Слава Украине!". Еще он назвал россиян "имперскими имбецилами", правда, потом принес извинения за это. После этого депутаты в Москве и Санкт-Петербурге заговорили об отмене российских концертов "Ляписа Трубецкого". В Кемерове же не стали дожидаться официальных решений, а просто "настоятельно рекомендовали организаторам" не принимать русофобскую группу. Концертные промоутеры вняли совету и не стали устраивать выступление, хотя кемеровский развлекательный центр "Байконур" значился на сайте "Ляписа" в гастрольном туре.
Под угрозой срыва оказался и концерт белоруссов в Новосибирске, однако местный организатор письменно поручился, что Михалок не будет кричать националистских лозунгов, обзывать сибиряков имбецилами и позволять себе прочие выходки.
Оценивая происходящее, промо-организаторы говорят о том, что сибирскую культуру ждет спад. "В конце прошлого года мы подошли, наконец, к тому моменту, когда большой бизнес обратил внимание на западных артистов: в каждом серьезном туре известных иностранных групп стала появляться Россия и Сибирь, – говорит директор новосибирского агентства Rockstars Concerts Алексей Пахомов. – При этом весной политический курс нашей страны изменился, мы стали более агрессивно себя вести. Это отразилось на экономической составляющей и в головах людей. Маленькие рычажки воздействия на умы работают. И если человек не имеет свою точку зрения на вещи, он начинает подчиняться тому, что ему говорят из телевизора. Люди на волне патриотизма не пошли на концерты западных артистов в этом году".
В том же Новосибирске (а потом и Красноярске) недавно произошел еще знаковый прецедент в культурной жизни Сибири: срыв концерта польской метал-группы Behemoth. Несколько десятков молодых людей в спортивной одежде, которые называли себя "православными активистами", 19 мая напали на охранников, заблокировали вход в ночной клуб "Рок Сити" и никого туда не пускали. Тем самым они якобы выказали протест творчеству группы, которая в своей музыке используют тематику оккультизма, мифологии Ближнего Востока, а также идеологии каббалиста Алистера Кроули.
Behemoth привыкли вести себя эпатажно, взывая в своих текстах к дьяволу, однако это лишь часть имиджа группы. Исполнители никогда не прибегали к действиям против верующих, как, например, норвежская группа Burzum – церкви не поджигали. Кроме того, не все согласились с тем, что срыв концерта был действительно акцией в защиту православных чувств. Блогеры связали это событие с политическим противостоянием в Новосибирске – против новоиспеченного мэра.
Между тем концертные организаторы признают, что похожие тенденции присутствуют и с обратной стороны. Из-за нестабильной внешнеполитической обстановки западные группы, с которыми агентства уже вели переговоры, переносят свои выступления на 2015 год и дальше. "Нам интереснее работать с западными артистами, потому что уровень их как профессионалов выше, а наша первостепенная задача – это профессиональное развитие и работа по западным стандартам, – отмечает Алексей Пахомов. – И планы нашего агентства зависят от планов глобального масштаба. Если они серьезно изменятся, нам будет проще поменять страну. Бороться с ветряными мельницами и механизмом власти – дело бесперспективное".
Компании, которые занимались привозом "Океана Эльзы", "Ляписа Трубецкого", Behemoth и ряда других, понесли серьезные убытки. По словам Пахомова, в ближайшее время они не будут иметь экономической возможности заниматься такими большими артистами, что отбросит культурную жизнь Сибири лет на пять-семь назад. То есть во время, когда западные артисты, такие как Garbage, Placebo и Marilyn Manson, не заезжали дальше Урала.
Политический Шевчук
Если в Новосибирске и других городах Сибири индустрия в последние годы активно развивалась, то в Кемерове давно "все затухло". Такое состояние местные промо-агенты связывают с кадровым дефицитом: не хватает талантливых промоутеров и инициаторов. Многие, кто пытался наладить культурную жизнь в Кемерове, либо уехали, либо бросили это дело. По их же словам, в частности, пугает наличие в городе негласной музыкальной цензуры. "Если вы здравомыслящий организатор и хотите проводить не одно мероприятие, то вы не станете приглашать артистов, "хающих" местную или федеральную власть", – говорит кемеровский промоутер и шоумен Гера Леплер.
В местном списке запрещенных групп значится не только белорусский "Ляпис". В качестве примера можно вспомнить отмену концерта группы ДДТ в Кемерове в 2012 году. Тогда произошедшее списали на недоговоренность между владельцами площадки и организаторами. Собственник спортивного комплекса "Арена", где должен был состояться концерт, говорил о невыполнении условий контракта со стороны концертного агентства. Поклонники же опять усмотрели в отмене выступления политическую подоплеку.
С этой точки зрения интересна судьба кемеровской группы Exventer. Дэт-металлисты были широко известны в России и за ее пределами, записывались в Польше и пытались наладить в Кемерове организацию концертов металлистов мирового значения. В 2005 году они привезли в кузбасскую столицу группу Grenouer, у которой Exventer собиралась играть на разогреве, однако за день до назначенной даты площадка отказалась принимать гостей. Участники группы объясняли это запретом со стороны администрации города. Тогда же Exventer обвинили в пропаганде сатанизма и некрофилии и запретили их выступления на территории Кемеровской области.
Концертный организатор, бывший руководитель промо-группы "Paragraf" Андрей Граф подтвердил, что в начале 2000-х в Кемерове было несколько случаев отмены рок-концертов по инициативе мэрии. Но в дальнейшем городские власти стали относиться к этому проще. "Отмена же недавнего тура польского коллектива Behemoth связана с мракобесием и общим помутнением, которое сейчас творится в религиозной и околорелигиозной среде. Россия – светское государство, и если иностранные музыканты не нарушают законов страны, то никто не имеет права запретить их деятельность", – подчеркнул Граф.
Он также отметил, что зачастую концерты отменяются из-за безответственных владельцев площадки. Такое, например, произошло с группой Animal ДжаZ в 2008 году. Концерт был отменен за несколько минут до начала: в клубе "Динамик", где должны были играть музыканты, была минусовая температура, и аппаратура просто отказывалась работать. "Я как организатор и моя команда сделали все, чтобы концерт состоялся, но, к сожалению, его пришлось отменить. Ребята из Animal ДжаZ и их менеджмент – очень порядочные и адекватные люди, и поэтому уже через несколько месяцев они вернулись к нам в город и отыграли один из лучших своих концертов", – сказал бывший руководитель промо-группы "Paragraf". Он занимался организацией концертов в Кемерове с 2004 по 2008 годы – вплоть до того времени, как переехал в Санкт-Петербург.
"Сейчас в основном у нас делают концерты тех артистов, которые в туре. Нет никаких интересных сочетаний фестивалей и концертов, – комментирует шоумен Гера Леплер. – Те же, которые пытаются привозить что-то новое, качественное, но малоизвестное, работают на энтузиазме, так как денег особо на этом не заработаешь".
Местечковый шоу-бизнес
Промо-группа WLCM aboard занимается продвижением в Кемерове экспериментальной музыки. "Мы стремимся к тому, чтобы люди нашего города смогли в живую услышать качественную музыку, открыть для себя новые имена, – говорит промо-агент, участник группы Plane Passenger Михаил Багаев. – Сначала мы привозили ребят, которые играют музыку, схожую с нашей. Сами выступали у них на разогреве. Делали такие мини-фестивали. Постепенно наш взгляд изменился, и мы стали привозить более разнообразные команды".
Кроме отечественных исполнителей, WLCM aboard также занималась организацией концертов Monozid из Германии и Bondage Fairies из Швеции. Причем привезти этих исполнителей в Кемерово им помогло сарафанное радио. "С Monozid интересная история была. Мне написал их турменеджер по России Алекс Кельман. Ему про нас рассказал музыкант, с которым мы работали. Широкую рекламу мы себе позволить не можем, раскручиваться помогает сарафанное радио и соцсети", – поясняет Михаил Багаев.
В основном WLCM aboard привозит малобюджетных артистов, которые так же, как они, работают на энтузиазме, и их гонорар в среднем составляет 20-30 тысяч рублей. Даже немцы из Monozid удивили организаторов тем, что запросили очень небольшие деньги. Однако не все российские исполнители готовы работать на таких условиях.
"Бывает, попадаются слишком звездные, и, как правило, это малоизвестные артисты, которые при этом ведут себя, как Стас Михайлов. С такими и работать не хочется, – рассказывает Гера Леплер. – Яркий пример тому – группа Infinity project, авторы единственного хита "Где ты, я бегу за тобою". У них в райдере было прописано все: начиная от автомобиля, на котором их должны встретить, и заканчивая VIP-проходом в аэропорту".
Чтобы привезти в Кемерово артиста, необязательно иметь свое концертное агентство, так как содержать его очень затратно. Например, гастроли артистов первой величины Софии Ротару, Димы Билана или Валерии организует агентство "Кремль-концерт", которое напрямую сотрудничает с владельцами площадок в разных городах России.
Коктейль-бары и кафе
Говоря о площадках Кемерова, промо-агенты утверждают, что в принципе их достаточно. Это пять-восемь мест. Самые вместительные – филармония, "Арена", "Байконур", "Континент". Здесь как раз выступают знаменитости, пользующиеся большим спросом у публики. Но не всегда при этом вместимость площадки гарантирует хорошую акустику и качественный звук. По словам Геры Леплера, площадки привыкли экономить на звуке.
Самой "звучной" в городе по традиции считается филармония. При этом ходит легенда, что есть место, где акустика еще лучше – это здание старой филармонии. Неплохая акустика в "Байконуре, а вот в "Континенте" отмечают неважный звук. "За время своей работы я перепробовал, наверное, все площадки, какие только были возможны, начиная от летнего театра в "Парке Чудес" и заканчивая концертом в обычном гараже, – говорит Андрей Граф. – На тот момент не было ни одной площадки, готовой провести мероприятие "под ключ", постоянно приходилось что-то довозить, доставлять на сцену и в зал. Но самой комфортной, несмотря на проблемы с акустикой, был РК "Континент", там собственно я и организовывал большинство знаковых мероприятий".
Сейчас в городе активно осваиваются малые площадки: бары и кафе. "Большие площадки в основном строят неподготовленные люди, большие клубы – это хвастовство, – говорит Леплер. – Открывая их, люди совершенно не знают, что делать. Планов на дальнейшее, как таковых, у них не существует, а специалистов в этой области – раз-два и обчелся. Поэтому сейчас идет тенденция к организации концертов в кафе и барах. На малых площадках все устроено более-менее правильно, их проще заполнять. Спрос рождает предложение. Люди ходят, людям нужно некое развлечение. Если это пивбар, то там проводят концерты групп рокерской направленности. Если это коктейль-бар, то там какие-то электронные музыканты выступают. Содержать большую площадку достаточно накладно".
Площадкой для выступления групп, привозимых WLCM aboard, в основном служит помещение "Кота да Винчи". Другие площадки города либо закрыты для малобюджетных концертов, либо отличаются плохим звуком. Немаловажную роль здесь играет и известность артистов. "Был у нас один случай с филармонией, – рассказал Михаил Багаев. – Мы хотели привезти швейцарский джазовый коллектив Plaistow. У них в райдере было обязательное условие: наличие рояля. Мы связались с филармонией, но сыграл тот факт, что группа малоизвестна, и нам отказали в площадке. Провинциальная местечковость – от этого никуда не деться".