gazeta.a42.ru
5 июня 2014 в 14:15
  • 9693

Суровый кемеровский шоу-бизнес

Фото: Суровый кемеровский шоу-бизнес 1

Кемеровчане не смогли посетить прощальный концерт белорусской группы "Ляпис Трубецкой", намеченный на 2 июня. Намечен он был только на сайте коллектива, а в Кемерове даже не анонсировался – отменили без объяснения причин. Интеллигенция, сидя на кухне, негласно связала произошедшее со словами "запрет" и "политика". Между тем "Ляписа" все-таки привезли в соседний Новосибирск, где недавно православные активисты сорвали концерт польских металлистов Behemoth, которых впоследствии вообще депортировали из страны. "Газета Кемерова" выяснила, что происходит с шоу-бизнесом в городе, почему запрещаются концерты и ждет ли музыкальную культуру Сибири очередной спад.

Через океан
Этой весной по России прошла череда запретов на выступления иностранных групп. В первую очередь, это коснулось украинской группы "Океан Эльзы", концерты которой были отменены сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а потом и в остальных городах, обозначенных в туре. С инициативой запретить концертную деятельность украинских артистов на территории России выступил депутат заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. Парламентарий внес предложение о лишении права на въезд в страну лидера группы, ссылаясь на то, что Святослав Вакарчук и остальные участники коллектива являются сторонниками украинских радикалов и участвовали в Евромайдане. Сама группа оспаривала свою антироссийскую настроенность и до последнего заверяла фанатов, что концерты в России состоятся. Однако в конце концов была вынуждена признать, что их тур отложен на неопределенное время.

Позже темой для обсуждения стала отмена концертов белорусской группы "Ляпис Трубецкой". Скандал разгорелся после выступления в Ижевске, где фронтмен Сергей Михалок трижды прокричал со сцены слова "Слава Украине!". Еще он назвал россиян "имперскими имбецилами", правда, потом принес извинения за это. После этого депутаты в Москве и Санкт-Петербурге заговорили об отмене российских концертов "Ляписа Трубецкого". В Кемерове же не стали дожидаться официальных решений, а просто "настоятельно рекомендовали организаторам" не принимать русофобскую группу. Концертные промоутеры вняли совету и не стали устраивать выступление, хотя кемеровский развлекательный центр "Байконур" значился на сайте "Ляписа" в гастрольном туре.

Под угрозой срыва оказался и концерт белоруссов в Новосибирске, однако местный организатор письменно поручился, что Михалок не будет кричать националистских лозунгов, обзывать сибиряков имбецилами и позволять себе прочие выходки.

Суровый кемеровский шоу-бизнес 5

Оценивая происходящее, промо-организаторы говорят о том, что сибирскую культуру ждет спад. "В конце прошлого года мы подошли, наконец, к тому моменту, когда большой бизнес обратил внимание на западных артистов: в каждом серьезном туре известных иностранных групп стала появляться Россия и Сибирь, – говорит директор новосибирского агентства Rockstars Concerts Алексей Пахомов. – При этом весной политический курс нашей страны изменился, мы стали более агрессивно себя вести. Это отразилось на экономической составляющей и в головах людей. Маленькие рычажки воздействия на умы работают. И если человек не имеет свою точку зрения на вещи, он начинает подчиняться тому, что ему говорят из телевизора. Люди на волне патриотизма не пошли на концерты западных артистов в этом году".

В том же Новосибирске (а потом и Красноярске) недавно произошел еще знаковый прецедент в культурной жизни Сибири: срыв концерта польской метал-группы Behemoth. Несколько десятков молодых людей в спортивной одежде, которые называли себя "православными активистами", 19 мая напали на охранников, заблокировали вход в ночной клуб "Рок Сити" и никого туда не пускали. Тем самым они якобы выказали протест творчеству группы, которая в своей музыке используют тематику оккультизма, мифологии Ближнего Востока, а также идеологии каббалиста Алистера Кроули.

Суровый кемеровский шоу-бизнес 7

Behemoth привыкли вести себя эпатажно, взывая в своих текстах к дьяволу, однако это лишь часть имиджа группы. Исполнители никогда не прибегали к действиям против верующих, как, например, норвежская группа Burzum – церкви не поджигали. Кроме того, не все согласились с тем, что срыв концерта был действительно акцией в защиту православных чувств. Блогеры связали это событие с политическим противостоянием в Новосибирске – против новоиспеченного мэра.

Между тем концертные организаторы признают, что похожие тенденции присутствуют и с обратной стороны. Из-за нестабильной внешнеполитической обстановки западные группы, с которыми агентства уже вели переговоры, переносят свои выступления на 2015 год и дальше. "Нам интереснее работать с западными артистами, потому что уровень их как профессионалов выше, а наша первостепенная задача – это профессиональное развитие и работа по западным стандартам, – отмечает Алексей Пахомов. – И планы нашего агентства зависят от планов глобального масштаба. Если они серьезно изменятся, нам будет проще поменять страну. Бороться с ветряными мельницами и механизмом власти – дело бесперспективное".

Компании, которые занимались привозом "Океана Эльзы", "Ляписа Трубецкого", Behemoth и ряда других, понесли серьезные убытки. По словам Пахомова, в ближайшее время они не будут иметь экономической возможности заниматься такими большими артистами, что отбросит культурную жизнь Сибири лет на пять-семь назад. То есть во время, когда западные артисты, такие как Garbage, Placebo и Marilyn Manson, не заезжали дальше Урала.

Политический Шевчук
Если в Новосибирске и других городах Сибири индустрия в последние годы активно развивалась, то в Кемерове давно "все затухло". Такое состояние местные промо-агенты связывают с кадровым дефицитом: не хватает талантливых промоутеров и инициаторов. Многие, кто пытался наладить культурную жизнь в Кемерове, либо уехали, либо бросили это дело. По их же словам, в частности, пугает наличие в городе негласной музыкальной цензуры. "Если вы здравомыслящий организатор и хотите проводить не одно мероприятие, то вы не станете приглашать артистов, "хающих" местную или федеральную власть", – говорит кемеровский промоутер и шоумен Гера Леплер.

Суровый кемеровский шоу-бизнес 9

В местном списке запрещенных групп значится не только белорусский "Ляпис". В качестве примера можно вспомнить отмену концерта группы ДДТ в Кемерове в 2012 году. Тогда произошедшее списали на недоговоренность между владельцами площадки и организаторами. Собственник спортивного комплекса "Арена", где должен был состояться концерт, говорил о невыполнении условий контракта со стороны концертного агентства. Поклонники же опять усмотрели в отмене выступления политическую подоплеку.

С этой точки зрения интересна судьба кемеровской группы Exventer. Дэт-металлисты были широко известны в России и за ее пределами, записывались в Польше и пытались наладить в Кемерове организацию концертов металлистов мирового значения. В 2005 году они привезли в кузбасскую столицу группу Grenouer, у которой Exventer собиралась играть на разогреве, однако за день до назначенной даты площадка отказалась принимать гостей. Участники группы объясняли это запретом со стороны администрации города. Тогда же Exventer обвинили в пропаганде сатанизма и некрофилии и запретили их выступления на территории Кемеровской области.

Суровый кемеровский шоу-бизнес 11

Концертный организатор, бывший руководитель промо-группы "Paragraf" Андрей Граф подтвердил, что в начале 2000-х в Кемерове было несколько случаев отмены рок-концертов по инициативе мэрии. Но в дальнейшем городские власти стали относиться к этому проще. "Отмена же недавнего тура польского коллектива Behemoth связана с мракобесием и общим помутнением, которое сейчас творится в религиозной и околорелигиозной среде. Россия – светское государство, и если иностранные музыканты не нарушают законов страны, то никто не имеет права запретить их деятельность", – подчеркнул Граф.

Он также отметил, что зачастую концерты отменяются из-за безответственных владельцев площадки. Такое, например, произошло с группой Animal ДжаZ в 2008 году. Концерт был отменен за несколько минут до начала: в клубе "Динамик", где должны были играть музыканты, была минусовая температура, и аппаратура просто отказывалась работать. "Я как организатор и моя команда сделали все, чтобы концерт состоялся, но, к сожалению, его пришлось отменить. Ребята из Animal ДжаZ и их менеджмент – очень порядочные и адекватные люди, и поэтому уже через несколько месяцев они вернулись к нам в город и отыграли один из лучших своих концертов", – сказал бывший руководитель промо-группы "Paragraf". Он занимался организацией концертов в Кемерове с 2004 по 2008 годы – вплоть до того времени, как переехал в Санкт-Петербург.

"Сейчас в основном у нас делают концерты тех артистов, которые в туре. Нет никаких интересных сочетаний фестивалей и концертов, – комментирует шоумен Гера Леплер. – Те же, которые пытаются привозить что-то новое, качественное, но малоизвестное, работают на энтузиазме, так как денег особо на этом не заработаешь".

Местечковый шоу-бизнес
Промо-группа WLCM aboard занимается продвижением в Кемерове экспериментальной музыки. "Мы стремимся к тому, чтобы люди нашего города смогли в живую услышать качественную музыку, открыть для себя новые имена, – говорит промо-агент, участник группы Plane Passenger Михаил Багаев. – Сначала мы привозили ребят, которые играют музыку, схожую с нашей. Сами выступали у них на разогреве. Делали такие мини-фестивали. Постепенно наш взгляд изменился, и мы стали привозить более разнообразные команды".

Суровый кемеровский шоу-бизнес 13

Кроме отечественных исполнителей, WLCM aboard также занималась организацией концертов Monozid из Германии и Bondage Fairies из Швеции. Причем привезти этих исполнителей в Кемерово им помогло сарафанное радио. "С Monozid интересная история была. Мне написал их турменеджер по России Алекс Кельман. Ему про нас рассказал музыкант, с которым мы работали. Широкую рекламу мы себе позволить не можем, раскручиваться помогает сарафанное радио и соцсети", – поясняет Михаил Багаев.

В основном WLCM aboard привозит малобюджетных артистов, которые так же, как они, работают на энтузиазме, и их гонорар в среднем составляет 20-30 тысяч рублей. Даже немцы из Monozid удивили организаторов тем, что запросили очень небольшие деньги. Однако не все российские исполнители готовы работать на таких условиях.

Суровый кемеровский шоу-бизнес 15

"Бывает, попадаются слишком звездные, и, как правило, это малоизвестные артисты, которые при этом ведут себя, как Стас Михайлов. С такими и работать не хочется, – рассказывает Гера Леплер. – Яркий пример тому – группа Infinity project, авторы единственного хита "Где ты, я бегу за тобою". У них в райдере было прописано все: начиная от автомобиля, на котором их должны встретить, и заканчивая VIP-проходом в аэропорту".

Чтобы привезти в Кемерово артиста, необязательно иметь свое концертное агентство, так как содержать его очень затратно. Например, гастроли артистов первой величины Софии Ротару, Димы Билана или Валерии организует агентство "Кремль-концерт", которое напрямую сотрудничает с владельцами площадок в разных городах России.

Суровый кемеровский шоу-бизнес 17

Коктейль-бары и кафе
Говоря о площадках Кемерова, промо-агенты утверждают, что в принципе их достаточно. Это пять-восемь мест. Самые вместительные – филармония, "Арена", "Байконур", "Континент". Здесь как раз выступают знаменитости, пользующиеся большим спросом у публики. Но не всегда при этом вместимость площадки гарантирует хорошую акустику и качественный звук. По словам Геры Леплера, площадки привыкли экономить на звуке.

Самой "звучной" в городе по традиции считается филармония. При этом ходит легенда, что есть место, где акустика еще лучше – это здание старой филармонии. Неплохая акустика в "Байконуре, а вот в "Континенте" отмечают неважный звук. "За время своей работы я перепробовал, наверное, все площадки, какие только были возможны, начиная от летнего театра в "Парке Чудес" и заканчивая концертом в обычном гараже, – говорит Андрей Граф. – На тот момент не было ни одной площадки, готовой провести мероприятие "под ключ", постоянно приходилось что-то довозить, доставлять на сцену и в зал. Но самой комфортной, несмотря на проблемы с акустикой, был РК "Континент", там собственно я и организовывал большинство знаковых мероприятий".

Суровый кемеровский шоу-бизнес 19

Сейчас в городе активно осваиваются малые площадки: бары и кафе. "Большие площадки в основном строят неподготовленные люди, большие клубы – это хвастовство, – говорит Леплер. – Открывая их, люди совершенно не знают, что делать. Планов на дальнейшее, как таковых, у них не существует, а специалистов в этой области – раз-два и обчелся. Поэтому сейчас идет тенденция к организации концертов в кафе и барах. На малых площадках все устроено более-менее правильно, их проще заполнять. Спрос рождает предложение. Люди ходят, людям нужно некое развлечение. Если это пивбар, то там проводят концерты групп рокерской направленности. Если это коктейль-бар, то там какие-то электронные музыканты выступают. Содержать большую площадку достаточно накладно".

Площадкой для выступления групп, привозимых WLCM aboard, в основном служит помещение "Кота да Винчи". Другие площадки города либо закрыты для малобюджетных концертов, либо отличаются плохим звуком. Немаловажную роль здесь играет и известность артистов. "Был у нас один случай с филармонией, – рассказал Михаил Багаев. – Мы хотели привезти швейцарский джазовый коллектив Plaistow. У них в райдере было обязательное условие: наличие рояля. Мы связались с филармонией, но сыграл тот факт, что группа малоизвестна, и нам отказали в площадке. Провинциальная местечковость – от этого никуда не деться".

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчан приглашают на форум HRCOMM 2024
Яндекс.Метрика