Вход
gazeta.a42.ru

Ученые нашли нового первооткрывателя кузбасского угля

15 марта 2010, 14:18 36 7415
Памятник Михайло Волкову в Кемерове / Сергей Крючкин

По данным кемеровских ученых первым кузбасский уголь открыл не Михайло Волков, как принято считать, а немецкий ботаник, руководитель первой научной экспедиции в Сибирь Даниэль Мессершмидт. Такое открытие сделали ученые Кемеровского Института экологии человека Сибирского Отделения РАН на основе документов полученных в Архиве Санкт-Петербургского отделения РАН и Российском Государственном Архиве Древних Актов (Москва), сообщает пресс-служба администрации Кемеровской области.

Как сообщил заведующий лабораторией Института экологии человека, доктор исторических наук Игорь Ковтун, 10 августа 1721 года, в 25 км от Кузнецка (раньше так назывался Новокузнецк) близ устья реки Абашевая, Даниэль Мессершмидт обнаружил горящий пласт угля – местные жители называли её «Огнедышащая гора». По словам Ковтуна, это было первое открытие кузбасского угля, сделанное на месяц раньше открытия Михайло Волкова. Тем не менее, в учебниках истории сообщается, что именно Михайло Волков нашел уголь на Красной горе в сентябре 1721 года. Казачьего сына Михайло Волкова «назначили» по политическим соображениям быть первооткрывателем кузбасского угля как раз после Великой Отечественной войны, примерно в 1947 году. При этом все споры ученых приказано было прекратить. Это было политическое решение, поскольку, человек по фамилии Мессершмидт не мог в то время быть первооткрывателем. Михайло Волков же в Сибири искал, прежде всего, серебряную руду, а уголь он нашел совершенно случайно.

Для восстановления исторической справедливости ученые предлагают поставить памятник Мессершмидту в Новокузнецке – аналогичный тому, что стоит Михайло Волкову в Кемерове.
 


комментарии

Secsot
, 15 марта 2010, 14:36
0 0
"Автор"Как сообщил... доктор исторических наук Игорь Ковтун..., Даниэль Мессершмидт обнаружил горящий пласт угля

Ну, кто бы сомневался.
Hrolf
, 15 марта 2010, 15:07
0 0
"Secsot"
"Автор"Как сообщил... доктор исторических наук Игорь Ковтун..., Даниэль Мессершмидт обнаружил горящий пласт угля

Ну, кто бы сомневался.


А чем тебе чистокровный породистый ариец Даниэль Готлиб Мессершмидт не угодил-то? Или ты себя считаешь знатоком немецких фамилий евреев? Извини за резкость, но твоя паранойя уже немного разражает.
Secsot
, 15 марта 2010, 15:26
0 0
Hrolf, меня всего лишь умиляет желание некоторых восстанавливать историческую справедливость не там, где надо, и ставить памятники непонятно кому. Может, лучше памятник Искандеру Махмудову поставим?
Евреи и арийцы тут не при чем, фирштейн?
Иди лучше иронизируй по поводу несчастных подростков-убийц. Там и компания собралась хорошая, не будет тебя раздражать.
Ойли
, 15 марта 2010, 15:34
0 0
Что это - "первооткрыватель кузбасского угля"?
Я так понимаю, "первооткрыватель" - это первый человек, который первый пришел куды-то и нашел что-то.
А как же -
местные жители называли её «Огнедышащая гора»
Rock.
, 15 марта 2010, 16:14
0 0
радует что этот первооткрыватель не относится к высокопоставленным чинам в нашей власти. а то раз и откроется что кто нить из например единой россии окажется первооткрывателем нашего угля. надеюсь потомки этого Шмидта не просят девиденты за наш уголек?для меня первооткрыватель угля в сибири Волков и без вариантов.
Hrolf
, 15 марта 2010, 16:39
0 0
"Secsot"Hrolf, меня всего лишь умиляет желание некоторых восстанавливать историческую справедливость не там, где надо, и ставить памятники непонятно кому.[/quote]

Это да, согласен. Но в данном случае дядька памятник заслужил, без умаления открытия Волкова. Одно его сибирская экспедиция и открытия чего стоят!

"Secsot"Может, лучше памятник Искандеру Махмудову поставим?[/quote]

А мы то тут причём? Пусть суровые челябинские парни ставят у себя.

[quote="Secsot"]Евреи и арийцы тут не при чем, фирштейн?


Ух ты, еще немного и можно будет говорить о стойкой ремиссии :)

[quote="Secsot"]Иди лучше иронизируй по поводу несчастных подростков-убийц. Там и компания собралась хорошая, не будет тебя раздражать.


А чего там иронизировать особо?
Рюга_Хидеки
, 15 марта 2010, 20:26
0 0
Всё, завтра сносим памятник Волкову-самозванцу.
Пионер
, 15 марта 2010, 21:16
0 0
Чего до сих пор никто не предложил заказать по этому поводу всекузбасский молебен.

"Hrolf"

Ух ты, еще немного и можно будет говорить о стойкой ремиссии :)

p-aa
, 15 марта 2010, 22:09
0 0
Лично для меня без всякого сомнения первооткрывателем является Мессершмидт. Те кто хоть раз читал "донос"(а это действительно донос) Волкова без купюр прекрасно понимают что этот "стукачёк" был абсолютно безграмотен в рудознатном деле, и то что он нашёл было позднее Татищевым определено как "каменные уголья". А вот Мессершмидт прекрасно знал что нашёл. И не даром Волков стоит повернутым задницей к "альма матер" всех угольщиков Кузбасса.
Пионер
, 15 марта 2010, 22:22
0 0
"p-aa" И не даром Волков стоит повернутым задницей к "альма матер" всех угольщиков Кузбасса.


Простите, а Ленин на площади Советов как стоит?
p-aa
, 15 марта 2010, 22:26
0 0
Ну а для тех кто не верит словам других, предлагаю поверить собственным глазам:
Копия
Царского величества в Тоболскую губернскую канцелярию.
Доношение.
В прошлом 720 году был я, нижеименованный, в Омской крепости для звериного промыслу и сказал за собой государево дело, и из Омской крепости прислан в Тоболеск и подал доношение о прииске руд в Томском уезде ниже Томска верст семдесят на реке Шагарке да вверх по Обе на реке Поросе и во всем Томском уезде по рекам же. И по тому моему доношению посылан был ис Тоболска в Томск со мною нижеименованным, рудной мастер Федор Инютин, с указов великого государя по которому указу велено ему Федору в Томску у коменданта требовать к тому рудокопному делу и на струментов и работных людей и других припасов что понадобитца и потому великого государя указу выдано ему Федору в Томске из приказной палаты на вышеописанные инструменты и на припасы денег восемьдесят шесть рублев. И приняв он Инютин те деньги, рудокопныя инструменты делал ис покупного железа томскими кузнецами и зделав инструменты, ездили ис Томска на вышеписанную речку Поросу, и взяв он, Федор, в Чауском остроге по указу из Томска работных людей семьдесят человек и приехав на речку Поросу к горе, и работали оные работники у тое горы две недели, и в той горе приискали руду, а приискав тое руду он Федор с тоболским сыном боярским с Павлом Выходцовым ездили в Чауской острог для питья и были в Чауском остроге с неделю и чауские жители просили у него Федора чтоб в чауском чертеже и в Томском уезде руды не искать и им не работать для того что та работа положена на них на однех и за то ему посулили четыреста рублев. А как он Федор ездил в Чауской острог и в то время жил я с работными людьми у тои горы ден с восмь. И приехав он Федор ис Чаускои работных людей отпустил в Чауской и от тое горы поехали в Томск и заезжали на Ояш-речку для прииску руд, и он Федор у той речки руды не искал, и от Ояши-речки поехали в Томской, и едучи звал ево для прииску ж на Шагарку-речку, и на той речке взял я без него Федора руды, и приехали в Томской, и жили недел с восмь без дела. И ис Томска ездили вверх по Томи до Красной горы, и у той горы руды приискали, и взяв сверху тои горелой земли, и говорил та де земля значит добрую сребряную руду, и я ему Федору говорил чтоб до тои свежой руды доити и звал его на речку которая ис тои горы вышла и при которои речки есть знаки серебряной руды освидетельствовать. И он не поехал и от тои Красной горы поехали в Томск. И едучи звал ево, Федора, на Тайменку-речку для прииску самородного хрусталю которои родитца в кожюхе близ мелницы томского жителя Тимофея Чюкреева а тот хрустал родитца болшой фунтов в десять и в полпуда. Да ево же звал вверх ниже Мунгату-речки к Горелой горе для прииску ж руд, и он, Федор, на те речки не поехал же неведомо для чего. А приехав в Томск, и жили шесть недел. И в то время чауские жители прислали ему вышеписанные посульные деньги четыреста рублев чауских беломесных казаков с пятидесятником Григорием Белоглазом с товарыщи три человека. И взяв он Федор оные денги поехал со мною в Тоболск. А про взятие оных денег ведает томский сын боярский Семен Варгусов. И его Федора теми денгами уличал. Да присылной тоболской жител Леонтей Ремезов про те взятые денги ведает же. А приехав, явились и руду объявили в Тоболской губернской канцелярии А про тое руду говорил в Тоболской губернской канцелярии, что та руда значит на серебряную руду с которую рудою он, Федор, послан на Кунгур для свидетельства и опыту. Да я ж, нижеименованный, знаю в Кузнецком уезде гору, которая ныне горит, а в той горе садитца сера горючая многое число, да я ж знаю в Белоярском уезде, которой город ныне построен вновь, на реке Обе, и в том уезде вверх по Чарышу и по Алею рекам в вершинах в каменях садитца нашатырь самородной, и близ тех урочищ значит древных лет заводы, ямы и печины по тем же рекам есть в каменях краски разные немалое число и самородной хрустал.
И освидетельствов вышеписанных уездех руд нашатырь и хрустал и красок што царское величество указ.
О сем доносят тоболский казачий сын Михайло Волков да отставной салдат Павел Бычков.
У подлинного доношения пишет вместо доносителей Михайла Волкова да салдата Павла Бычкова тоболский сын боярский Петр Шишкин руку приложил.
Подлинная копия за приписью дьяка Стефана Пупкова с подлинной же копиею чол и справил Матвей Козлов [подпись]
С подлинного указу и копии списывал подъячей Трофим Ожиганов.
1721 июнь [июль ?] в 6 день записать в протокол [РГАДА, ф. 271, оп. 1, кн. 621, л.85-87].
p-aa
, 15 марта 2010, 22:32
0 0
А вот цитата доктора исторических наук И.В.Ковтуна: "Вероятно, и обычный донос с назойливым перечислением примеров служебного рвения доносчика и выпячиванием его значимости, как носителя ценной информации, может являться документальным подтверждением открытия своего автора. Но в случае М.Волкова донос, бесспорно, был, а открытия угля в 1720 г., безусловно, не было. Дело даже не в квалификации «рудознатца» не умевшего распознавать геологические признаки различных рудных местонахождений. Данное заявление М.Волкова не привело к непосредственному установлению существования угольного месторождения. Поэтому дату открытия М.Волковым кузнецкого угля следует исчислять не с момента указания им на некое место с неопределенными, а точнее с ошибочными геологическими характеристиками, а со времени получения образцов давших положительный, хотя и не ожидаемый автором находки результат. В противном случае, например, первооткрывателями Америки следовало бы считать скандинавских викингов. Они, задолго до Колумба достигли берегов Нового Света, но это не имело никаких социально-экономических последствий. Продолжая аналогию, очевидно, что подобно Колумбу, до конца жизни уверенному в своем открытии Индии, М.Волков, и в сентябре 1721г. понятия не имел о том, что он в действительности нашел".
Пионер
, 15 марта 2010, 23:03
0 0
p-aa, ну и че ты хочешь, чтобы мы на площади Волкова поставили памятник Мессершмидту?
p-aa
, 15 марта 2010, 23:18
0 0
Я не знаю кто это "мы"? А что касается Волкова, то весь "материал" достаточный для установки памятника что называется "на лицо". Если власти посчитали такого человека достойным памятника, то почему человек реально открывший уголь памятника не достоин? Ну и статью до конца читать нужно, учёные предлагают поставить памятник в Новокузнецке.
Пионер
, 15 марта 2010, 23:26
0 0
"p-aa" учёные предлагают поставить памятник в Новокузнецке.

А Новокузнецк переименовать, ну, скажем, в Берлин? Так логичнее будет.
jenek1987
, 16 марта 2010, 00:10
0 0
согласен с "Ойли", народ открыл, а не Мессершмидт этот.
p-aa
, 16 марта 2010, 08:06
0 0
"Пионер"
"p-aa" учёные предлагают поставить памятник в Новокузнецке.

А Новокузнецк переименовать, ну, скажем, в Берлин? Так логичнее будет.

Логика конечно железная, раз немецкая фамилия, то Берлин. Раз мордовская, то Саранск, если украинская, то Киев. Кстати, Мессершмидт нашёл не только уголь, но и Томскую писаницу. Человек в отличии от Волкова действительно незаурядный(читайте Википедию) принёсший пользы для России в тысячи раз больше чем разные авантюристы. Ну а что касается памятника Волкову, то он вообще неизвестно кому, потому что о Волкове есть ещё пара донесений(кстати тоже не лицеприятных) и всё, ни изображений этого "героя", ни описания не имеется. Так что памятник вполне может быть отцу или дедушке скульптора Баранова.
alexresh
, 16 марта 2010, 08:54
0 0
"p-aa"Если власти посчитали такого человека достойным памятника, то почему человек реально открывший уголь памятника не достоин?


Я с Вами соглашусь, по похоже лучше поставят ещё один памятник картошке в Мариинске.
Hrolf
, 16 марта 2010, 10:12
0 0
"Пионер"А Новокузнецк переименовать, ну, скажем, в Берлин? Так логичнее будет.[/quote]

Тогда уж в Данциг, пупсик ) Учи матчасть )

[quote="p-aa"]Кстати, Мессершмидт нашёл не только уголь, но и Томскую писаницу.


Не, это для Пионэра не аргумент, это же музей-заповедник, где язычество поганое пропагандируется :z)
masha.m
, 16 марта 2010, 12:40
0 0
"Пионер"Чего до сих пор никто не предложил заказать по этому поводу всекузбасский молебен.

А что это Пионер иронизирует над тягой властей к вере? Не по-пионерски это, не православно как-то:(
Пионер
, 16 марта 2010, 12:43
0 0
"Hrolf"
Тогда уж в Данциг, пупсик ) Учи матчасть )



Тебе видней, немчура недобитая.
Ihtiandr
, 16 марта 2010, 13:31
0 0
"Пионер"
"Hrolf"
Тогда уж в Данциг, пупсик ) Учи матчасть )



Тебе видней, немчура недобитая.


Пионер, вам выносится официальное предупреждение за личные оскорбления пользователей и национал-экстремистские высказывания. Если не образумитесь, [color=Black]будете забанены[/color].
Дарвин
, 16 марта 2010, 14:18
0 0
Ё!!! Успокойтесь патриоты. Сейчас я вам всем напишу, как было дело. Поинтересуемся, а Донбасский уголь кто открыл? А некий Капустин. И вы будете смеяться, в том же 1720-м. Отчего же такие совпадения? А от того, что инициатором посылки экспедиций в разные концы страны выступил Петр1, после реформы научного и рудознатного ведомства.

Экспедиции ушли ОДНОВРЕМЕННО и ехали на уже известные, но до конца просто не разведанные земли (в том числе и на Урал) И о нашем и о донбасском угле уже знали ДО этого. Скорей всего, не было вообще конкретной даты, когда нашли, а была просто "людская молва". И кто конкретно первый пощупал уголь, волков или шмидт из этих экспедиций - не важно. Если их послали с вполне конкретной целью, какое открытие? Да никакого!!!

Уж если ставить памятник у нас, то Петру1, без которого ничего бы не закрутилось, имхо :D А до этого Петр1 потусовался в Европе, увидел, что углем вовсю уже пользуется народ.

Убогие наши историки со своими "открытиями" Ё!
Дарвин
, 16 марта 2010, 14:35
0 0
Человекам сказали: "поедите вот в эту точку на карте, там местные жители углем печи топят."
Те съездили туда и говорят: "да мы блин открытие сделали! Мы открыли уголь!" :D
Дарвин
, 16 марта 2010, 14:37
0 0
А местные жители говорят: "А давайте мы им памятников наставим!!! Чтоб мы делали, если бы они нам уголь не открыли?"
Пионер
, 16 марта 2010, 16:00
0 0
"Ihtiandr"

Пионер, вам выносится официальное предупреждение за личные оскорбления пользователей и национал-экстремистские высказывания. Если не образумитесь, [color=Black]будете забанены[/color].


Пусть Hrolf за "пупсика" тоже предупреждение получит.
masha.m
, 16 марта 2010, 16:34
0 0
Ихтиандр, по Пионеру давно вечный бан плачет:yes: Он плохие слова пишет, и пальцы у него при этом не отсыхают
:ir:
Hrolf
, 16 марта 2010, 17:15
0 0
"Пионер"Пусть Hrolf за "пупсика" тоже предупреждение получит.


Тебе не нравится, малыш? Я больше не буду :( Наверное ))
Пионер
, 16 марта 2010, 17:53
0 0
"masha.m"Ихтиандр, по Пионеру давно вечный бан плачет:yes: Он плохие слова пишет, и пальцы у него при этом не отсыхают
:ir:


А masha.m ябеда.
Пионер
, 16 марта 2010, 17:55
0 0
"Hrolf"
"Пионер"Пусть Hrolf за "пупсика" тоже предупреждение получит.


Тебе не нравится, малыш? Я больше не буду :( Наверное ))


Царевна-лягушка, ты только мне можешь замечания делать?
Hrolf
, 16 марта 2010, 17:57
0 0
Не смешно, пуся :)
masha.m
, 16 марта 2010, 18:20
0 0
"Пионер"
"masha.m"Ихтиандр, по Пионеру давно вечный бан плачет:yes: Он плохие слова пишет, и пальцы у него при этом не отсыхают
:ir:


А masha.m ябеда.
у меня с тобой личные счеты! Выходи на честный бой:P
p-aa
, 16 марта 2010, 20:00
0 0
"Дарвин"А местные жители говорят: "А давайте мы им памятников наставим!!! Чтоб мы делали, если бы они нам уголь не открыли?"

У любого открытия есть социальные последствия, можно хоть на каждом углу орать что у вас под порогом месторождение нефти, только тогда когда специалисты подтвердят ваши слова и возникнет необходимость в её использовании возможно появится месторождение носящее ваше имя(а возможно и не ваше). История извилиста как тропа, вчера кричали что Гайдар и Чубайс самые главные враги народа, а послезавтра глядишь появиться иконка "Святого Егория, спасителя России от голода", а Собчака положат в мавзолей, приберётся Чубайс и легко забудется почему этой фамилией называют рыжих собачёнок в деревнях. "Народ" очень размытое понятие и знания у разных частей этого народа тоже разные(как вобщем-то и история)
Пионер
, 16 марта 2010, 20:20
0 0
"masha.m"Выходи на честный бой:P


У меня к девушкам другой подход...
Дарвин
, 16 марта 2010, 21:42
0 0
"p-aa"
"Дарвин"А местные жители говорят: "А давайте мы им памятников наставим!!! Чтоб мы делали, если бы они нам уголь не открыли?"

У любого открытия есть социальные последствия

Знаете, я шибко ничего хорошего-то не вижу в смысле последствий. Перекопали перерыли весь Кузбасс разрезами шахтами. Люди живут не особо богато, наживаются только посредники, да МСК жирует. Как-то себя в роли обманутого туземца из фильма "Аватар" ощущаю. А вы как думаете, стали бы жители Пандоры ставить памятник тому, кто там минерал какой-то нашел?
masha.m
, 17 марта 2010, 11:59
0 0
"Дарвин"Как-то себя в роли обманутого туземца из фильма "Аватар" ощущаю. А вы как думаете, стали бы жители Пандоры ставить памятник тому, кто там минерал какой-то нашел?
Надо же, как людей американская жвачка цепляет... Лучше бы уж об индейцах, загнанных в резервации на родном континенте вспомнил

MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация

Стал очевидцем события или происшествия? Скорее высылай фото или видео и получай вознаграждение!

В случае публикации вознаграждение составит 500 рублей.

Прикрепить файлы
Максимальный размер файлов — 60 Мб Типы файлов — jpeg, jpg, gif, png, qt, mov, avi, mp4, mpeg, mpg, webm, ogv, 3gp

Яндекс.Метрика