gazeta.a42.ru
27 января 2014 в 09:12
  • 14708

В одной упряжке

Фото: В одной упряжке 1

В жизни Ольги Костюковской хаски появились случайно: оказавшись в гостях у подруги, она увидела собаку ее сына, была покорена ее северной красотой и спустя несколько лет уже основала федерацию ездового спорта в Кемерове. Теперь у нее 12 хасей, шесть щенков, две овчарки, сторожевая болонка и кошка. Иногда звери ссорятся и даже дерутся, но прекрасно знают о том, что находятся, в общем, в одной упряжке. 

– Я жила совершенно не связанной с собаками и ездовым спортом жизнью. Хотя спортивной была всегда – кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Первую собаку завела уже в 30 лет: мне случайно предложили щенка породы сибирский хаски, и я согласилась. Решение поддержал муж, и мы отправились выбирать собаку. В основном, именно Анатолий занимается сейчас поддержанием комфортного климата для наших животных.

– Кого вы выбрали первым?

– Рыжего кобеля Шторма – это был единственный мальчик в помете, а я хотела именно парня. В то время наша семья жила уже в отдельном доме и могла позволить себе завести такую уличную собаку, как хаски. Мне говорили, что у него вроде неправильный прикус, еще что-то не так, но мне было все равно. К тому же в породе я тогда ничего еще не понимала. Но оказалось, что она отлично подошла мне по духу и интересам.

Своего первого хаски я, конечно, жутко испортила: такая была любовь. Например, в машине его местом было только пассажирское сидение рядом со мной. Если туда кто-то вдруг садился, Шторм подходил, запрыгивал, потихоньку вытеснял собой сидящего, смотрел ему в глаза и всем своим видом показывал, чье это место на самом деле.

Вторую собаку – Царину – выбрала моя дочка Наталья, потом завели еще Ямала, который теперь вожак стаи. Из этих собак я сформировала первую упряжку, и таким небольшим составом мы поехали на соревнования по ездовому спорту, хотя ничего еще толком об этом не знали. Вернувшись, я поняла, что пора искать единомышленников и создавать свое спортивное сообщество, потому что этот спорт в Кузбассе тогда был не развит. Так в 2010 году появилась федерация ездового спорта. Помимо меня к этому делу пристрастилась вся семья, и мы взяли еще собак.

В одной упряжке 5

– Сколько же их у вас было? И где столько собак держать?

– Было восемь собак, они жили в вольере на территории дома в Кемерове. Песню, конечно, пели соседям еще ту – в результате мой муж Анатолий принял решение приобрести участок под Елыкаево, обустроил его, и вот уже год как собаки живут в красивом бору.

– Расскажите про породу. Чего от этих собак ждать и как вести себя с ними?

– Эту породу вывели эскимосы – скрестили  аляскинскую собаку с волком. Красивый экстерьер, который мы все сейчас знаем, вывели американцы: они довели породу до ума – уже такой ее и завезли в Сибирь в 1930-е. А на Севере хаски до сих пор бегают такими, какими их сделали изначально – похожими на дворняжек и очень выносливыми. 

В одной упряжке 7

– Не боитесь их? Все-таки наполовину волк, получается.

– Они бывают агрессивными друг к другу, это да – вот только вчера разняли двух девиц, одна с зашитым глазом сейчас сидит дома вся в зеленке. Бывают агрессивными к другим породам и животным: могут загнать лошадь, например. Но история не знает ни одного случая, когда бы хаски причинила зло человеку. За это спасибо заводчикам, которые воспитывали и правильно скрещивали собак, выбраковывали агрессивных, оставляя только выносливых, уравновешенных и  здоровых.

В одной упряжке 9

В быту хлопот с хаски не много. Накормил, вольер почистил, здоровье проверил – все. Единственная их особенная потребность – бег. Порода ездовая, и порой мне кажется, что это все, что им надо в жизни. Если мои собаки увидели, как я достаю упряжь, – они уже в нетерпении и готовы нестись.

В одной упряжке 11

– Вы сказали, что когда впервые поехали на соревнования по ездовому спорту, ничего о нем толком не знали. Что вы понимаете в этом спорте теперь, когда столько времени провели в нем как спортсмен и как тренер, организовали не одну гонку?

– В первый раз я мало того что сама не умела ездить правильно – представления об этом не имели и мои собаки. Мы пришли к финишу только потому, что я собственноручно принесла туда нарту. Сейчас я знаю прежде всего то, что во время гонки мы с собаками должны быть одной командой, это главное правило. Потому что если упряжка чувствует, что вы за нее в огонь и в воду, то будет стараться сделать для вас максимум.

На соревнованиях я всегда помогаю собакам: подбадриваю их, хвалю, каждого называю по имени. Если вижу, что им трудно, обязательно начинаю работать с ними вместе. Они это сразу чувствуют. Есть каюры, которые встают за нарту с видом "ну везите меня", и все. И чего они хотят? Собаки просто провезут такого ездока шагом и ничего для него не сделают. Еще и останавливаться будут, поглядывать – мол, ну-ну.

Помню, в Новосибирске на соревнованиях мы бежали по морю. Трасса была накатана плохо, толкаешься – проваливаешься. Так я ехала и пела песни. Собакам было ужасно тяжело, но они слышали, что я пою – значит, в их представлении я вроде как счастлива, значит – мне хорошо. И им сразу бежать становилось веселее и как-то радостнее, они ускорялись, насколько могли. В общем, своим собакам надо помогать.

– По каким законам формируют упряжку? Как организовать ее правильно?

– Когда формируешь упряжку, легкие собаки должны бежать первыми. Сзади ставишь больших: они вытаскивают всю тяжесть. А легкие задают темп – по характеру это должны быть шустрые, энергичные, охочие до бега собаки. Наши забойщики – это Пуля, Рада, Айс. Им кроме как нестись вперед вообще больше ничего не надо.

В одной упряжке 13

В одной упряжке 15

– Собаки чувствуют соревнования? Это заводит их на гонку?

– Они чувствуют, когда видят других собак, флажки и слышат общий гвалт. Правда, я стараюсь их скорее увести и не тревожить до гонки, чтобы они свой адреналин раньше срока не растеряли.

– Какие у них отношения между собой? Например, есть среди ваших собак такие, которые ни за что не побегут вместе?

– Да, такие есть – мы их в одну упряжку не ставим. Между собаками, конечно, определенные отношения складываются. Я заметила: если во время гонки я подгоняю одну из собак – например, Царину, – называя ее по имени, и если остальная упряжка бежала впереди и ее бега не видела, то после тренировки в вольере Царине достанется. Потому что она не бежала, и другие собаки это слышали.

Между собой хаски конфликтуют достаточно часто – делят лидерство. Например, сейчас вожак в стае – Ямал. Поэтому он может многое себе позволить. Например, не побежать, если ему не хочется, а просто сесть перед всей упряжкой, развернуться к ней мордой и молча наблюдать. Однажды он у меня отказался бежать на соревнованиях. Однако подрастает Айс. Очень спортивный пес, я его уважаю за это. Сейчас ему два года, но когда он повзрослеет еще – Ямала пододвинет и будет вожаком в стае однозначно. Обычно парни, если сегодня подрались, то завтра у них уже все нормально. А если девицы – то это надолго и даже, может быть, навсегда. Все как у людей, одним словом.

В одной упряжке 17

– Ольга, вы знаете ответ на вопрос, как сделать хаски счастливыми?

– Понимаете, у хаски природная потребность в беге. Они будут счастливы, если вы просто позволите им ее реализовать.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика