В детском отделении онкологического диспансера праздник: смеются дети, улыбаются взрослые, шумно и по-настоящему весело. В начале ноября благодаря Антону Щедрину и волонтерам "Открытого сердца" удалось открыть для больных детей игровую комнату, полную замечательных игрушек. Чего тут только нет: горка, качели, домик, бассейн с шариками, электронная азбука, мягкие игрушки, настольный футбол.
Хоспис просит любви
На первый взгляд Антон Щедрин – обычный студент кемеровской медицинской академии. На плечах у этого улыбчивого парня лежит нелегкое дело. Он руководитель волонтерского движения "Открытое сердце". Щедрин вместе с другими студентами-медиками взял шефство над детским онкологическим диспансером и хосписом. Каждый день ребята приходят в больницы поговорить, поиграть, утешить.
Родился парень в обычной новокузнецкой семье. Отец – шахтер, много лет назад погиб. Мама – бухгалтер, растила сына одна. С детства Антон хотел быть врачом, обязательно – кардиохирургом. Поэтому в 2006 году, окончив школу, поехал в Кемерово поступать в медицинскую академию. На бюджет поступить не смог, поэтому пошел работать санитаром в операционный блок. Собрался поступать в медицинский еще раз, но не успел – забрали в армию. Отслужив, Антон добился своего и поступил на лечебный факультет.
О волонтерстве Щедрин и не помышлял. Все началось два года назад. Когда Антон учился на втором курсе, в медакадемии проходил "круглый стол" по проблемам семейной этики. На встрече присутствовала заведующая детского онкологического диспансера Надежда Головкина. Врач рассказала, что дети в ее отделении лежат неделями, месяцами. Случается, что им поиграть не с кем, да и негде. "Меня ее рассказ зацепил, и я пошел по курсам с просьбой помочь детям. Отзывчивость ребят меня поразила. Первый раз на встречу пришло 77 человек. Мы их разделили на три группы. Меня, раз я уже это затеял, поставили руководителем. На мне было две группы студентов – почти шесть десятков человек. Люди к нам приходят постоянно, но основной состав – всего 20 человек", – рассказывает Антон.
Название пришло сразу же – "Открытое сердце", и девиз ему под стать: "Сердце открываем – людям помогаем. И ты свое открой с чистой душой". С организацией движения помог духовный куратор медакадемии – священник отец Андрей. Он-то и предложил разделить всех волонтеров на подгруппы по четыре человека. Каждая из смен берет на себя определенный день четной или нечетной недели. Так ребятам удалось равномерно распределить нагрузку, чтобы и на учебу времени хватало.
После того как Антон Щедрин организовал волонтеров в онкологический диспансер, ему захотелось помочь еще и взрослым. В первый же год ребята взяли шефство над хосписом. Первое время студенты ходили в больницу раз в неделю. Сначала персонал принимал волонтеров не слишком дружелюбно, даже думали, что студенты к ним приходят полы мыть. Потом оттаяли, стали пускать ребят к людям.
Открытое сердце
Будни волонтеров легкими не назовешь. Каждый день с 16.30 до 18.00 в детскую онкологию приходят студенты. После учебы будущие медики бегут к своим подопечным: поиграть, утешить, поговорить. Ребята даже придумали хитрую схему. Подгруппа волонтеров играет, общается с детьми, а на прощанье спрашивает, чем бы им хотелось заняться завтра. Вечером просьбы передаются следующей смене. Студенты в складчину покупают детям карандаши, альбомы, пластилин, книжки-раскраски. Восторг малышей не передать словами. Для них волонтеры не только друзья, а настоящие волшебники.
Ребята из "Открытого сердца" посещают хоспис два раза в неделю. Говорят, ходили бы чаще, но людей катастрофически не хватает. Ведь в хосписе лежит почти 70 человек. По-хорошему, каждому нужно уделить внимание, поговорить. Помогать таким больным – занятие для самых стойких.
"Не будем лукавить, людей туда кладут умирать. Проблема болезни – это то, что человек остается один на один со своим недугом, замыкается, – сокрушается волонтер. – Мы помогаем мыть больных, кормить, разговариваем. Но главное не это. Этим людям нужна не физическая помощь, а духовная поддержка, внимание. Их главное – выслушать. Когда они с нами беседуют, отвлекаются от боли. Для нас пациенты хосписа – это обычные бабушки и дедушки. Им любовь нужна".
Антон Щедрин каждого своего подопечного помнит и любит. Случается, что излечившиеся больные продолжают поддерживать с волонтерами связь, общаться, дружить. Антону проще находить общий язык с подростками и людьми старшего возраста. О своих подопечных рассказывает с любовью и нежностью. "В хосписе, в первой палате, лежит женщина – наша любимица. Обычная история: всю жизнь работала учительницей в Гурьевске, заболела. Сын уехал в Москву, а мать положил в хоспис. Ребят-волонтеров женщина любит словно своих учеников. Расспрашивает об их делах, советы дает, радуется победам".
Волонтеры "Открытого сердца" помогают серьезно больным детям и взрослым, увы, не всем подопечным удается победить смертельный недуг. "Трудно эмоционально. Привыкаешь к людям, больно терять. Но мы не должны быть эгоистами, ведь помощь нужна и другим людям. Прошлым летом мы собственными силами хоронили пациента хосписа. Хороший мужчина был, Афганистан прошел, но ноги отказали. Только научился пользоваться инвалидной коляской, как случился отек легких, и его не стало. Так получилось, что мужчину некому было похоронить, мы помогли, – вспоминает Антон. – С детьми еще труднее. Наша Юля Попова подружилась с маленьким Сашей. Они много вместе играли. А по весне его состояние ухудшилось, такой отек был лица, веки не открывались. Мы понимали, что ребенок не выживет. Но все верить не хотели. Юля позвонила однажды в слезах и сказала, что Саша умер".
Антон Щедрин считает, что проблема не в том, что люди смертны. Беда в том, что больные в хосписе одиноки, они обижены на весь мир, чувствуют себя изгоями. Некоторые из них озлоблены на людей, на жизнь…
"Нет гарантии, что я или еще кто не умрет раньше, чем тот же пациент хосписа. Никто заранее об этом не знает. А когда люди чувствуют добро, они уходят из этого мира с улыбкой. Вот зачем мы там, вот почему волонтеры нужны этим людям. Когда мы играем с детьми в онкологии, они забывают о том, что им больно, про химиотерапию, операции, лысые головы. Они живут хотя бы несколько часов как нормальные дети. Видеть радость больного ребенка – дорогого стоит", – улыбается Щедрин.
История одного гранта
С самого начала своей деятельности Антон Щедрин загорелся идеей организовать игровую комнату в детской онкологии. Своими силами не справиться: спонсоров не нашел, местным бизнесменам чужие больные дети оказались не интересны. Поэтому парень решил обратиться в департамент молодежной политики и спорта. В прошлом году он подал заявку и в декабре выиграл грант на 80 тысяч рублей на покупку детской мебели и игрушек.
Кучу препятствий пришлось преодолеть Антону с этой детской комнатой. Дело в том, что в отделении детской онкологии нет возможности сделать перепланировку и, тем более, пристройку. Преодолев все формальности, волонтерам удается договориться, чтобы под игровую отдали помещение бывшей столовой. Но что делать детям в пустой комнате, без мебели и игрушек?
Разобравшись с помещением, Антон попытался купить на положенные по гранту деньги все необходимое для игровой. Но не вышло – оказалось, что не положено эти средства тратить на мебель. "Посовещались с персоналом отделения, решили купить детям веселое "мультяшное" постельное белье. Заключили договор на текстиль. Выясняется, что и на него грантовые деньги потратить нельзя, – рассказывает волонтер. – Тогда вроде бы дали добро на игрушки. Выбрали развивающих игрушек на 80 тысяч, заключили договор с магазином, и снова отказ. В октябре мне сообщили, что и игрушки по гранту я купить не могу".
Антон Щедрин – парень целеустремленный, перед трудностями пасовать не привык. Через деканат он узнал про всероссийский конкурс от фонда "Андрея Первозванного и Святости Материнства". В ущерб учебе, Антон едет в Ростов и вновь выигрывает грант, уже на 100 тысяч рублей. "Помог московский предприниматель. На эти деньги мы приобрели яркую детскую мебель. В течение нескольких месяцев пытался купить что-либо необходимое по кемеровскому гранту. Ничего не вышло, тогда я вновь обратился к московскому спонсору. Он выделил еще 80 тысяч. На эти деньги мы и смогли купить игрушки", – говорит Антон.
Комната счастья
Восьмилетний Артур – давний друг волонтеров. Мальчик лежит в отделении часто, регулярно проходит курсы лечения. У ребенка уже стали расти волосы. Волонтер Юля Попова научила Артура писать и считать. Когда собирали мебель в игровой, шустрый мальчишка то и дело крутился под ногами, с важным видом считая шурупы. Артур до знакомства с волонтерами был замкнутым и капризным ребенком. Сейчас мальчик научился общаться, находить контакт с детьми.
Девочке Лене 15 лет. В прошлом году подростку хотели ампутировать ногу, у нее опухоль в коленном суставе. Лена болеет с самого детства, за школьную парту девочка так и не села. Общаться и дружить со сверстниками она учится в больничных стенах. Волонтеры "Открытого сердца" как могут помогают девочке справляться с трудностями подросткового периода. Несмотря на возраст, игрушкам Лена рада не меньше малышни. Как тут устоишь перед симпатягами мишками и пушистыми зайцами.
Пятилетний Костя уселся за синтезатор, жмет на клавиши, поет в микрофон. Рядом трехлетний Саша залез в бассейн с разноцветными мячиками, радостно верещит, хлопает в ладоши. Маленькая Карина качается на игрушечной лошадке и звонко смеется. Целая комната ярких игрушек, радостные дети – на мгновенье забываешь, где находишься.
Смотришь на этих детей и не верится, что за плечами у многих несколько операций, химиотерапия, страдания и тяжелый недуг. В реальность возвращают непривычно безволосые маленькие головы, шрамы и трубки из-под распашонок и не по-детски серьезные глаза. Вот тогда приходит осознание, насколько эти дети серьезно больны. Насколько им нужен и важен этот праздник, эти игрушки и внимание взрослых…