В среду началось выселение юргинской творческой лаборатории "Арт-пропаганда" из помещения, которое она занимала в течение 10 лет, в связи с чем ее руководитель Олег Новиков объявил бессрочную голодовку. По словам арт-деятеля, это знак протеста варварскому уничтожению культурной гражданской инициативы.
Судебные разбирательства между Новиковым и городским комитетом по управлению муниципальным имуществом (КУМИ), которые завершились "выселением" лаборатории, длятся уже долгое время. Суть их в том, что, арендуя у города подвальное помещение на улице Строительной, художник несколько лет не выплачивал арендную плату. В итоге сейчас он должен не только освободить подвал, но также выплатить долги на 120 тысяч рублей.
Дело "Арт-пропаганды" – резонансное и противоречивое, чиновники признают культурную ценность арт-студии и готовы сотрудничать, но добавляют, что юргинскому управлению культуры и кино она не подведомственна. Новиков считает, что заведение, которое "за бесплатно фактически делает работу управления культуры", не должно арендовать помещение за деньги.
Ситуацию усложняет то, что в 2001 году художник взял в аренду помещение как индивидуальный предприниматель, а статус некоммерческой автономной организации "Арт-пропаганда" получила только в 2012 году.
В "Живом Журнале" творческой лаборатории, в разделе "Краткая история", Олег Новиков объясняет этот момент (сохранена орфография и пунктуация первоисточника – прим. ред.).
"Так получилось, что в 2001 году у моей семьи появились деньги от проданной квартиры, и мы решили на семейном совете взять в аренду помещение. Пошел в администрацию города, спросил: есть ли какие-нибудь помещения на этот счет? Есть, но только предпринимателям. Почему? Потому, что не предприниматели не имеют права арендовать помещение. Ну, что делать, значит, буду предпринимателем.
– А что вы собираетесь там делать, в помещение?
– Творческие опыты и презентации проводить.
– Но, у нас нет такой деятельности.
– А что у вас есть? Только чтобы недорого, пожалуйста.
– Есть бытовые услуги. Самое недорогое помещение, в заброшенном подвале, в доме внутри квартала. Дешевле ничего нет.
– Пусть будут бытовые услуги, в подвале, в доме внутри квартала.
Сходил, посмотрел. Упадок полный, всё в аварийном состоянии, но других вариантов нет.
– Ладно, пусть будет так. Сделаем всё сами".
В итоге, как утверждает художник, на бумаге индивидуальный предприниматель Новиков шил чехлы, а на самом деле он организовывал фестивали, выставки, кинопоказы и вместе с единомышленниками формировал в городе атмосферу современного искусства.
Между тем в управлении культуры и кино Юрги говорят, что творчеством Новиков действительно занимался, но договор об аренде заключен не с общественной организацией "Арт-пропаганда", а с индивидуальным предпринимателем Новиковым, поэтому управление в эту ситуацию вмешиваться не уполномочено.
"В городе они абсолютно самостоятельная единица, а имущественные отношения у них были с КУМИ. Помещение было передано в аренду этому человеку для осуществления предпринимательской деятельности. Впоследствии он начал заниматься другим, но свои отношения с КУМИ не переоформил, таким образом, отношения были арендными до настоящего времени, и за все эти годы накопилась такая серьезная задолженность", – пояснила "Газете Кемерова" юрист юргинского управления культуры и кино Ольга Андреева.
"Вопрос о закрытии "Арт-пропаганды", который постоянно возникал в области и в городе, не стоит. Ее никто не закрывает. Закрывать ее не в нашей компетенции и не в наших желаниях. Как некоммерческая организация, они официально обратились к нам с тем, чтобы мы сотрудничали в 2013 году и делали совместные мероприятия. Олег Новиков в сентябре предложил нам четыре совместных мероприятия, их вынесли на худсовет, худсовет был в октябре, все мероприятия поддержали, сказали, что они действительно интересные, – добавляет начальник управления Павел Курилин. – То, что сейчас происходит, происходит не с "Арт-пропагандой", а с индивидуальным предпринимателем Новиковым, который в течение нескольких лет не платил арендную плату. Это два разных направления, которые он решил свести в одно. Когда начались проблемы, почему он сразу не затрубил в колокола, не разорвал договор? Несколько лет он молчал, а сегодня решил объявить голодовку".
На это художник отвечает, что вовсе не молчал, но все его просьбы о помощи оставались без ответа. "Многие годы, начиная с 2004 года, все мои просьбы о помощи и поддержке игнорировались под любыми предлогами. В итоге год назад депутаты мне пообещали, что если я оформлю автономную некоммерческую организацию, то они меня поддержат. В итоге я практически год своими силами оформлял некоммерческую организацию. После этого были обращения в администрацию области, и есть ответы, где написано, что если Новиков создаст некоммерческую организацию, то с ним готовы сотрудничать", – говорит руководитель арт-студии.
"Мои заявления с просьбой о поддержке и легализации «АРТ-пропаганды» начали поступать в администрацию Юрги с 2004 года. Но никто и никогда, по собственной инициативе, не пытался со мной встретиться и разобраться в сути вопроса, а все мои походы в горадминистрацию заканчивались полным разочарованием, – рассказывает Новиков в "Живом Журнале" творческой лаборатории (орфография и пунктуация сохранены, – прим. ред.). – Также никто из тех, кто способен решить проблему, ни разу не был в «АРТ-пропаганде». Всего были написаны около десяти обращений, большая часть из них затерялась в кабинетах и ответы не получены. На остальные были получены ответы похожие на игру в «глухой телефон».
В администрации города подтверждают, что сотрудничать с художниками действительно готовы, но долги – долгами. "Новиков нуждается теперь в пространстве, и с этим вопросом он обратился к депутатам городского совета, он хочет, чтобы ему дали безвозмездно помещение в 140 квадратных метров в центре города. Этот вопрос могут решать только депутаты, два или три раза этот вопрос уже рассматривался, – отмечает Павел Курилин. – В частности, во вторник собирался худсовет из заслуженных деятелей культуры, чтобы определить, насколько масштабна и интересна деятельность этой организации. Худсовет пришел к выводу, что само направление, безусловно, существует и должно существовать. Мы не против, мы даже за то, чтобы молодежь себя реализовывала. Мы готовы на сотрудничество и диалог".
"Но здесь тоже не все однозначно. Одно из проведенных мероприятий – выставка работ "Арт-Пропаганды" в городском музее ИЗО – вызвало противоречивые оценки. Со слов сотрудников музея, это искусство не несет добро, оно отражает только негатив, только протест и все в этом духе. Впечатления от этой выставки у общественности остались очень неоднозначные. Показывать, что все ужасно – Ленин с выжженными глазами, например, – это немножко кощунственно. Худсовет высказался, что направление существует и должно существовать, мы готовы с ними сотрудничать и проводить совместные мероприятия, если они в рамках. Но про помещение – это компетенция только депутатов. Рассматривать этот вопрос они будут однозначно. Письмо о том, что худсовет состоялся, мы отправим им сегодня", – добавил начальник управления.
Горсовет сейчас пока никакую информацию не дает, но руки заранее умывает. "Мы ждем сейчас официальную информацию об итогах этого худсовета. Горсовет здесь – посредник, это все будет решать КУМИ или управление культуры. Документы ждем, а потом депутаты вынесут этот вопрос на обсуждение. Пока официальной информации у нас нет. Депутатский корпус может выразить свое мнение, но это не наши полномочия", – объяснили в горсовете.
Между тем многие поклонники творчества "Арт-пропаганды" уверены, что без этого народного музея культура в Юрге сойдет на нет. Под открытым письмом депутатам юргинского горсовета с просьбой о помощи подписалось уже 500 человек. По словам Олега Новикова, это художники и деятели культуры, имена которых демонстрируют культурные связи "Арт-пропаганды" и ее географию.
Вот фрагмент поста из "Живого Журнала" кемеровского фотографа Евгения Курскова (сохранена орфография и пунктуация автора, – прим. ред.).
"В этом моногороде существовало одно весьма странное место – лаборатория "Арт-пропаганда". Ей руководил художник Олег Новиков. Он брал помещение в аренду у города, облагородил его, провел коммуникации, начал устраивать некие концерты, показывать там кино. Всё по правилам, не нарушая покоя граждан, не устраивая из территории общепита или наркопритона – при этом всё было либо бесплатно, либо за символическую плату. В некоторых помещениях он занимался своим мелким делом, с которого жил – шил чехлы для автомобилей на заказ.
За время существования этой территории куча разных художников со всего мира (если вдруг, это имеет какое-то значение), создали там реальный лофт-проект, безвозмездно – просто потому что это было клево.
За всё это время "Арт-пропаганда" была гостевым домом для Ильи Белорукова, Димы Кузьмина ("Черный Лукич"), Глеба Успенского и Саши Макеева (S.P.U.L.), Степана Качалина (СНМ), Макса Сушкова (СНМ), Маричева Саши (СНМ), Юры Родни (Sine Seawave), Вадима hadert Дикке (Sine Seawave, PSVSV), Дениса PSVSV (PSVSV), Макса Евстропова (Акт-Продукт), SIC!, Кости Пальянова и Давида Зарипова (PNK-Group), Егора Мирошника (Inorganic Blossoming), Сон Кекуле, CнЫ, Собачий Триндем №2, Стаса Маковского (мол. отдел Союза Композиторов РФ).
В "Арт-пропаганде" каждый год отмечают день рождения Хармса, проводят театральные фестивали, устраивают различные выставки. За всё это время, в "Арт-пропаганде" не произошло ни одного инцидента и мне искренне жаль, что аналогичного места не было в моем детстве, а я был вынужден искать развлечения на улице, в каких-то сомнительных притонах".
Сам Олег Новиков заявляет, что намерен продолжать голодовку и привлечь к ситуации как можно больше людей. "Я хочу, чтобы нас оставили в этом же помещении, потому что за эти годы оно уже обросло артефактами, пол там довольно-таки художественный, стены сделаны в уникальной технике, фасад. Все здесь, можно сказать, намоленное. За день до переселения мне позвонили приставы и спросили, не забыл ли я про то, что меня будут выселять. Я ответил, что не забыл, но совершенно не знаю, что с этим делать и куда все это вывозить".