gazeta.a42.ru
11 мая 2014 в 08:43
  • 18079

Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами

Фото: Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами 1

Помимо постоянно растущих цен на бензин и повсеместно разбитых дорог у автомобилистов с недавнего времени прибавилась новая проблема – серьезные трудности с получением обязательной страховки. Клиенты страховых компаний стали регулярно сталкиваться с отсутствием полисов ОСАГО, попытками навязать в довесок страховку жизни и имущества или банальными "поломками компьютера и интернета". Корреспондент "Газеты Кемерова" выяснил, куда "пропали" все полисы, почему не обязательно соглашаться на дополнительные предложения страховщиков и насколько их действия законны.

Разумеется, настойчивые предложения компаний застраховать что-то еще помимо автотранспорта, были восприняты кузбассовцами негативно, о чем свидетельствует большое количество жалоб в интернет-приемной губернатора Кемеровской области, на Facebook и тематических форумах. Кемеровчанину Виктору Зернову решать эту проблему пришлось довольно сложным путем.

"Раньше я всегда страховался в одной из контор возле облГИБДД, – рассказывает Виктор. – В прошлом году, когда страховка кончилась, я снова туда обратился, но мне помимо ОСАГО посчитали страхование жизни, отчего стоимость полиса вышла почти в два раза выше. Я попросил выдать только ОСАГО, на что мне ответили, что теперь их отдельно приобрести нельзя. В итоге какое-то время пришлось ездить без страховки вообще. Чисто случайно выяснилось, что моя подруга подрабатывает агентом в "Альфастраховании" и может помочь получить полис дешевле, без лишних накруток".

По одной из версий, "лишние" услуги стали причиной того, что мелкие фирмы и частные агенты остались на какое-то время без страховых полисов. "Собственно навязывание дополнительных услуг и поспособствовало тому, что во всех страховых разом пропали полисы. Переплачивать за страховку люди не хотели и шли к другим, менее именитым фирмам, а у тех в свою очередь закончились бланки, так как их количество лимитировано Российским союзом автостраховщиков. – говорит топ-менеджер одной из кемеровских страховых компаний. – Так как на каждую компанию выдается определенное число бланков ОСАГО, то у всех они попросту подошли к концу из-за наплыва клиентов. Наша компания тоже с этим столкнулась. Но проблема носила временных характер, и новые бланки лично у нас появлялись через пару дней после того, как мы обращались в РСА".

По словам собеседника "Газеты Кемерова", практика отказов пошла от крупных федеральных агентств, таких как "Росгосстрах", "Ингосстрах", "СОГАЗ" и других. Во многих фирмах клиентам, не желающим ничего страховать кроме автомобиля, сообщали, что в таком случае они либо не могут ничем помочь, либо бланков ОСАГО у них нет. В других случаях в офисе внезапно "ломался" компьютер или "пропадал" доступ к интернету.

Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами 5

"Когда в "СОГАЗе" я сказал, что мне нужен только полис ОСАГО, мне ответили, что буквально пару минут назад произошел сбой в какой-то программе, – вспоминает кемеровчанин Сергей Князев. – До этого на протяжении пяти лет я пользовался услугами "Росгосстраха", но после того как они мне насчитали за продление страховки почти 10 тысяч рублей, я был вынужден искать другую компанию".

В Российском союзе автостраховщиков информацию о том, что существует реальный дефицит бланков, не подтвердили. "С нашей стороны проблем нет, так как бланки выдаются в достаточном количестве, и ни одна компания не сообщала о нехватке полисов, – пояснили в главном отделении РСА. – В случае если клиенту такое говорят, необходимо требовать письменный отказ, в котором будет указана причина отсутствия бланков, и отправлять его в прокуратуру или в антимонопольную службу. Что касается требования приобрести дополнительные услуги, то это личная инициатива страховых фирм. Любое страхование осуществляется добровольно, и никто заставить вас не может. В такой ситуации необходимо вызвать сотрудника полиции для составления протокола".

Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами 7

По данным кемеровского управления Федеральной антимонопольной службы, за весь 2013 год и первый квартал 2014 года в ведомство поступило порядка 40 жалоб на страховые компании, а всего по России таких обращений было более 700. На сегодняшний день ни одна жалоба в Кузбассе так и не была доведена до судебного разбирательства.

"Действительно, есть ряд ограничений для монополистов в этой области услуг, согласно которым запрещено навязывать дополнительные страховки, – сообщила пресс-секретарь УФАС Анна Дрешер. – Проблема в том, что доказать факт нарушения довольно трудно, так как, кроме заявления, других документов, свидетельствующих о нарушении, граждане не предоставляют. Единственное, что мы можем сделать, это направить письменный запрос в страховое агентство с просьбой подтвердить или опровергнуть факт принудительных страховок, но, естественно, они нам отвечают, что ничего такого у них нет. Поэтому всем клиентам, которым предлагают дополнительную страховку, следует попросить письменное подтверждение, что их просят что-то докупить к полису ОСАГО. На основе этого подтверждения мы в свою очередь смогли бы возбудить дело в отношении компании. Российским законодательством предусмотрены наказания для подобных дельцов. Речь идет о штрафах, которые варьируются от 300 тысяч до одного миллиона рублей".

С трудностями при покупке полиса ОСАГО сталкиваются не только жители Кузбасса, да и происходит это не первый месяц. Поэтому проблема дошла до самых верхов, в том числе президента Владимира Путина. Глава государства, 24 апреля отвечая на вопрос на форуме Общероссийского народного фронта, заявил, что "это безобразие в полном смысле слова" и "с этим надо бороться". Путин поручил разобраться в ситуации Центробанку и ФАС. Ведомство Эльвиры Набиуллиной отреагировало 6 мая, опубликовав сообщение об отказах в заключении договоров ОСАГО, в том числе из-за отсутствия бланков полисов, а также навязывании дополнительных услуг.

Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами 9

Ссылаясь на 426-ю статью Гражданского кодекса, ЦБ подтвердил, что страховщики не имеют права отказывать автовладельцам. В противном случае клиенты имеют право заставить продать им полис через суд, при этом получив компенсацию за убытки. Регулятор посоветовал фиксировать нарушения всевозможными средствами (аудио-, фото- и видеоустройствами), привлекать свидетелей, а затем жаловаться во все уполномоченные органы. Также Центробанк, последовав примеру Минфина и ФАС, предложил заключать договор ОСАГО по почте. Получив заявление, страховщик обязан в 30-дневный срок известить клиента о решении, а если ответ не будет получен, клиент сможет обратиться в суд.

Разбираются с жалобами автовладельцев и на местах. В Кемеровской области сомнительные действия страховщиков ОСАГО широко не обсуждались. Однако, к примеру, глава Таштагольского района Владимир Макута лично встретился с представителями рынка. С начала года регулярно появляются сообщения о прокурорских проверках в субъектах России – Мурманской, Белгородской областях, Приморском крае и других. Но о громких прецедентах, когда на компании накладывали серьезные санкции, информации не было.

Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами 11

Между тем сложившаяся ситуация, скорее, является лишь вершиной айсберга и следствием проблем, накопившихся в отрасли обязательного автострахования. Последние два года страховщики ОСАГО в один голос жалуются, что действующего тарифа недостаточно, чтобы получать прибыль. Рынок утверждает, что каждый третий российский регион убыточен по ОСАГО.

Если говорить о Кемеровской области, то крупнейшая федеральная компания "Росгосстрах" в 2013 году выплатила по ОСАГО более 103 миллионов рублей, при этом сборы составили 93 миллиона рублей. "Ингосстрах" продал в Кузбассе полисов автогражданской ответственности на 38 миллионов рублей, выплаты же составили 29 миллионов рублей. Зарегистрированная в Новокузнецке компания "Сибирский Спас" получила за весь 2013 год взносов по ОСАГО на сумму более 23 миллионов рублей, в свою очередь выплаты не превысили 13 миллионов. Сборы компании "Баск", имеющей прописку в Белове, составили 12 и девять миллионов рублей в 2012 и 2013 году соответственно, выплаты – 16 и семь миллионов рублей соответственно.

Стоит отметить, что кемеровчане в последнее время стали сообщать о навязывании услуг и при покупке полисов КАСКО. Страховщики требуют, чтобы в документ были вписаны все водители, указанные в полисе ОСАГО. Разумеется, это влечет за собой удорожание услуги, в отдельных случаях рост цены достигает 10 тысяч рублей. Во многом такие действия компаний обусловлены тем, что они сами устанавливают тарифы на КАСКО и условия составления договора, которые не регулируются российским законодательством. В то же время, согласно постановлению Верховного суда от 27 июня 2013 года, страховщик обязан выплачивать полную стоимость ремонта авто при наступлении страхового случая, вне зависимости от того, кто находился за рулем автомобиля в момент аварии.

Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами 13

Не только навязывание услуг, но и все проблемы страхового рынка сейчас пытаются решить в правительстве. Закон "Об ОСАГО", установивший базовый тариф на уровне 1980 рублей, был принят в 2003 году, и с тех пор сумма не менялась. Конечная же стоимость полиса зависит от автомобиля, возраста и стажа водителя, региона проживания и ряда других факторов. В марте в качестве варианта Центробанк называл увеличение территориального коэффициента в 31 субъекте России при условии, что базовый тариф останется неизменен. В этот список попала и Кемеровская область. С 1 июня 2014 года предлагалось повысить на 0,2 пункта коэффициент в Кемерове, Новокузнецке, Анжеро-Судженске, Киселевске, Юрге, Осинниках, Междуреченске и других населенных пунктах. Если проект роста тарифов будет принят, то коэффициент в Новокузнецке станет равным санкт-петербургскому и московскому, а в Кемерове будет даже на 0,1 пункта больше. Если переводить это возможное повышение на деньги, то полис будет стоить дороже на 10-15%. Другими словами, водителю, впервые оформляющему ОСАГО на машину мощностью до 100 лошадиных сил, придется выложить от 8000 до 8500 рублей, в то время как сейчас такой полис стоит в среднем 7400 рублей.

Однако представители рынка называют эти нововведения запасным планом, если страховщикам не удастся добиться повышения базовых тарифов. По независимым подсчетам, которые заказывал ЦБ, ставки необходимо увеличить на 18,9-23,6%. И, по данным деловой прессы, сделать это регулятор намерен также с 1 июня этого года. Однако об официальном решении пока не было объявлено.

Застрахуй братуху: полисы ОСАГО грузят допуслугами 15

Ранее все та же дата "1 июня 2014" фигурировала и в словах Владимира Путина, когда президент поручил правительству и ЦБ к этому сроку внести изменения в законодательство об ОСАГО. Крупный блок поправок в настоящий момент ожидает в Госдуме второго чтения. В частности, предлагается увеличить потолок выплат по ОСАГО со 120-160 тысяч рублей до 400-500 тысяч рублей, добавить возможность получить возмещение ущерба ремонтом, а большинство аварий оформлять без присутствия сотрудника ГИБДД и т.д.

Изменения на рынке ОСАГО назрели, и они требуют непосредственно вмешательства правительства и Госдумы. Учитывая, что, скорее всего, какое-то решение будет озвучено менее чем, через месяц, автовладельцам остается недолго бороться с недобросовестными страховщиками. Кстати, компании в период неопределенности взяли на вооружение еще один прием на грани фола. Все телефонные номера федеральных и местных страховщиков в Кемерове не отвечают или постоянно заняты. А там, где отвечают, консультировать по телефону отказываются и просят подъехать в офис. Подобные методы практикуются представителями "сетевого маркетинга", которые также не отвечают на вопросы по телефону. Они приглашают в офисы, где человека гораздо проще обрабатывать, приводя различные доводы, заставляющие принять сторону, лишенную выгоды для клиента.

Так что пока страховые компании идут на всевозможные хитрости, а их действия все отчетливее напоминают четко обговоренный совместный план, их клиентам остается пользоваться озвученными советами. Автовладельцам необходимо, пусть даже через суд, отстаивать свои права, поскольку обязанность страховать автогражданскую ответственность никто отменять не собирается.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика