Каждый день тысячи кемеровчан садятся в общественный транспорт, доверяя жизнь водителю троллейбуса. Наверное, многие заметили – часто за рулем огромной машины сидит хрупкая девушка. В любую погоду они выходят на маршрут, чтобы сквозь гололед, дождь и километровые пробки довезти нас до нужного места. Специально к 8 Марта "Газета Кемерова" расскажет об этих необычных женщинах – водителях троллейбуса.
Чья профессия?
Для обывателя отличие троллейбуса от автобуса заключается лишь в наличии "рогов" да отсутствии выхлопной трубы. Есть мнение, что женщины становятся водителями троллейбусов, потому что управлять ими проще, чем автобусами: едешь себе под проводами контактной сети и в ус не дуешь. На деле из-за этих проводов и возникают основные сложности для водителей троллейбусов. А еще график, ответственность за пассажиров, хамство на дороге. Некоторые мужчины, пройдя курсы и начав работать, через месяц увольняются: "Не мое это". А женщины остаются. Почему?
Курсантки Анна Ахмедова и Елена Маховикова. Водителями станут в июне
Еще десять лет назад в Кемерове женщин-водителей троллейбусов можно было пересчитать по пальцам. Сейчас их число почти сравнялось с числом водителей-мужчин. Потому что обновился подвижной состав, а, следовательно, улучшились условия труда, снизились физические нагрузки.
С обновлением парка троллейбусов количество автомобилей на дорогах не уменьшилось, ответственность за пассажиров не исчезла. Когда отпала необходимость тяжелого физического труда, женщины получили возможность конкурировать с мужчинами-водителями. Тут и выяснилось "слабость" последних: мужчины не так устойчивы к длительному, хроническому стрессу.
Светлана Поздеева, водитель-наставник 1 класса. Единственная в КЭТК женщина-бригадир, работает на маршруте №2
"Сегодня тяжелый день, гололед, – говорит водитель троллейбуса с десятилетним стажем Светлана Поздеева. – Это серьезная работа. Внимание, дисциплина и самодисциплина – у наших женщин все это есть. График полторы смены через полторы, по 12 часов. Поэтому дома мне где-то помогает мать, где-то дочка. Можно сказать, не я одна, вся семья связана с троллейбусами".
"Женщине ведь очень важно, как она выглядит. В форме, летом, в новом красивом троллейбусе наши сотрудницы смотрятся прекрасно!", – пояснил руководитель пресс-службы КЭТК Максим Гончаренко.
Галина Филонова, стаж два года. Раньше было тяжело, теперь многие проблемы вызывают лишь улыбку. Работает на маршруте №12
В 2013 году четверо сотрудников КЭТК получили новые квартиры по областной программе предоставления жилья. В 2014-м – двое. Это еще одна из причин, по которой женщины выбирают профессию водителя троллейбуса.
В депо всегда помогут выполнить тяжелую работу, не пройдут мимо. Здесь принято выходить на замену, если у кого-то заболеет ребенок. Но на маршруте приходится полагаться только на свои силы.
"Когда куржак, обледеневший снег, мы с крыши не слезаем. Чумазые все", – рассказывает водитель Ольга Калитина.
Ольга Калитина, за рулем троллейбуса два года. Работает на маршруте №15
Чтобы почувствовать малую часть работы на себе, корреспонденту "Газеты Кемерова" предложили попробовать поставить и опустить штанги токоприемников. Это обычная операция.
Наш учебный троллейбус стоит около Драмтеатра. "Рога" сняты с контактной сети, чтобы не мешать движению. Облачившись в жилет и надев замасленные рукавицы, я приступил к выполнению задания. Каждая штанга тянет вверх с силой, наверное, килограммов пятнадцать. Вывести их из креплений на крыше не составило труда. Выхожу на дорогу, оглядываются – слишком уж близко проезжают машины. "Давай, смелее! Сначала правую, потом левую", – слышу голос инструктора. Сложность в том, чтобы одной рукой нужно отпустить нужное количество веревки, которая жутко скользит. Штанга не слушается и пытается взмыть вверх, веревка тянет к троллейбусу. Боюсь, что веревка все же выскользнет и штанга устроит короткое замыкание, но меня успокаивают: этого не произойдет. На глаз отмерил веревку – назад одной рукой ее уже не подтянешь. Мне повезло: я угадал, и токоприемник встал на место. Вторую штангу поставить двумя руками было проще.
"Большой руль – это мое!"
"Работаю водителем с 2009 года. Всегда мечтала водить троллейбус! Я выросла в депо, мой отчим там работал. Начинала кондуктором, как исполнился 21 год - пошла на курсы водителей. В 2014 году получила высшее образование, даже работу нашла. Но из депо так и не уволилась, не смогла. Потому что большой руль – это мое!", – говорит водитель Ксения Ламзина.
Водители говорят, что тому, кто не управлял троллейбусом, не понять этого чувства, когда подъезжаешь на остановку, открываешь двери, и люди бегут в твой троллейбус.
Ксения Ламзина, водит троллейбус с 2009 года. Как многие коллеги, начинала кондуктором. Работает на маршруте №3
"Приятно управлять такой большой машиной. Сидишь высоко, хороший обзор. Сложностей, конечно, хватает – и графитовые вставки (контакты токоприемников, которые трутся о провода – ред.) нужно менять раз в день, а то и чаще, и 40-килограммовую струбцину (приспособление для выпрямления погнутых "рогов" – ред.) таскать на крышу, и гайки на колесах уметь подтягивать", – рассказывает курсантка Елена Маховикова. – "Самое, наверное, сильное отличие троллейбуса от легковой машины – у него передние колеса находятся позади водителя. Поэтому заезжать на перекресток нужно "до упора", а потом поворачивать. Сперва это казалось непривычным".
Тамара Карпова, водитель 3 класса. На кемеровском троллейбусе ездит полгода, раньше работала в Алма-Ате. Ее маршрут №2
В 5.12 выходит из депо первый троллейбус. Водитель должен проснуться в 3 ночи, чтобы доехать до депо, пройти предрейсовый медосмотр, принять машину. Отработав полторы смены (самый распространенный у водителей график), в депо женщина вернется через 12 часов. Опять нужно будет пройти медосмотр, сдать троллейбус. Освободится она в лучшем случае в половине шестого вечера. Дома ждет куча дел, дети, голодный муж вернется через час…
У троллейбуса две дороги: вверху и внизу. Автомобилист редко смотрит вверх, а водитель троллейбуса должен постоянно контролировать, где находится линия, следить за положением токоприемника. Два метра в одну сторону, два в другую – вот и вся его свобода. А если впереди авария, сугроб снега? Как объехать?
"Раньше мы думали, что работать водителем не так сложно", – честно говорят курсантки Елена Маховикова и Анна Ахмедова.
Олеся Журавлева, водитель 2 класса с восьмилетним стажем. Работает на маршруте №4
Дорожные войны
"Стрелку нельзя проходить на скорости больше 10 километров в час. Токоприемник может соскочить и оборвать контактную сеть. Многие этого не понимают. Вообще, троллейбус не особо уважают у нас автомобилисты", – говорит Анна Ахмедова.
Ольга Лаврешина, водитель 3 класса с семилетним стажем. Работает на маршруте №4
Автолюбители не стесняются пользоваться медлительностью троллейбуса: подрезать "рогатого" на перекрестке – обычное дело.
"Многие еще и возмущаются: "а чего он с крайней левой направо поворачивает?" Не просто так водитель на такое идет. Люди просто не знают всех особенностей движения. Как стрелку троллейбус проходит? Если по инерции, накатом – она переключается направо. А если педаль "газа" нажата, стрелка переключается влево. Чтобы пройти накатом, нужно немного разогнаться. А для этого нужно иметь свободное место впереди, которое у нас "принято" тут же занимать. Вот троллейбус и лезет в крайний ряд, потому что только там свободно, там ему дадут совершить маневр", – объяснил Максим Гончаренко.