gazeta.a42.ru
15 ноября 2012 в 14:50
  • 5247

"Машина времени" Антона Крючкова

Фото: Машина времени Антона Крючкова 1

Вдохновленный фильмами и книгами про адвокатов, после школы он пошел на юрфак, на четвертом курсе начал работать штатным юристом и через год после защиты диплома открыл свое дело. В течение пяти лет Антон Крючков занимается тем, что строит юридическую компанию европейского уровня, главная ценность в которой – время.

– Антон, вы кажетесь человеком очень планомерным. Даже составили план нашей с вами беседы. Наверное, это здорово упрощает жизнь, когда все расписано?

– На мой взгляд, умение правильно ставить цели – одно из самых важных качеств в бизнесе. Мечты – это все же что-то недостижимое. Измеримые, достижимые цели для меня гораздо ближе, реальнее. Например, есть цель – обновить офис: сделать его более интересным и европейским. Мы ищем, находим, переезжаем. Кстати, в этот самый офис, где мы с вами сейчас находимся, фирма заехала буквально пару недель назад.

– А свой бизнес тоже был целью?

– Да, с этой мыслью я жил, рос и учился. Трудно назвать ключевой момент, когда я решил – хочу, но точно знал, что мне будет интересно именно свое дело. Прийти к цели как можно быстрее не стремился, но понимал, что рано или поздно так оно и будет.

– У вас получилось, скорее, рано…

– Дело в том, что я просто воспользовался хорошим моментом. После окончания вуза устроился штатным юристом в одну компанию, и специфика работы позволяла мне параллельно заниматься заказами других клиентов. Это была отличная возможность приобрести опыт в различных отраслях права и сформировать доверительные отношения с первыми клиентами.

Другими словами, я мог находиться на территории работодателя, выстраивая при этом свое дело. Преимущество заключалось еще в том, что такая работа не требовала каких-то стартовых вложений с моей стороны, я был обеспечен первичной технической базой. На том этапе я работал один, речь о компании еще не шла. А спустя некоторое время появился первый привлеченный сотрудник, потом – второй, и в декабре 2007 года мы приняли решение взять отдельный офис и стать уже совершенно самостоятельными. Мы ушли не в открытое море: тогда у нас уже была клиентская база и опыт. Мы знали, что, как и для кого делать.

– Чем занимается ваша компания теперь?

Сейчас у нас четыре полноценных практики: коммерческая, арбитражная, налоговая и антимонопольная.

– Какая из них вам, как юристу, интереснее?

– Когда я представлял, что у меня будет свой юридический бизнес, то почему-то всегда в первую очередь думал о налогах. Так что развитие налогового направления было вполне закономерным шагом. Наши специалисты оказывают услуги налогового планирования, сопровождают налоговые проверки и оспаривают решения налоговых органов в суде. Это достаточно специфические услуги, к которым рынок еще не совсем готов.

– Не готов к чему именно?

– Опыт показывает, что минимизировать налоговые риски гораздо легче на стадии планирования сделки, а не когда в компанию уже пришла налоговая проверка. К сожалению, большинство предпринимателей до сих пор игнорируют это простое правило.

Правда, сейчас отношение к налоговому планированию постепенно меняется. Количество обращений на этапе обсуждения проекта или сделки растет. Но большая их часть все равно происходит тогда, когда налоговый орган уже выносит свое решение. Избежать судебных споров в этой ситуации невозможно. Еще одно интересное и перспективное направление – антимонопольная практика.

– Интересное для вас или вообще?

– Знаете, интерес взаимный. Сейчас становится очевидным то, что государство – это один из самых крупных и интересных заказчиков на рынке.
В то же время участие в закупочных процедурах – очень формализованная и сложная процедура. Плюс иногда ее участники ведут себя недобросовестно. Мы помогаем клиентам как на стадии участия в торгах, так и при оспаривании их результатов.

Параллельно с этим нашими услугами пользуются и сами заказчики, если им требуются профессиональная помощь при размещении и сопровождении государственных заказов.

Машина времени Антона Крючкова 5

– Антон, людей, которые начинают свое дело, пугают самые разные трудности. Например, юридические. Вас они по определению пугать не могут. Что было самым сложным в вашем случае?

– Наверное, меня ничего не пугало просто потому, что я, начиная бизнес, не в полной мере представлял, с какими трудностями придется столкнуться. Одно дело быть хорошим юристом и совсем другое – быть директором и управляющим партнером. Здесь требуется уже понимание не столько юридических аспектов, сколько знание вопросов управления, финансов, общения с клиентами. В смысле денежных вложений наша сфера достаточно безопасна, действия не требуют каких-то глобальных затрат. Зато в юридическом бизнесе все медленно: у нас невозможно за полгода или год построить прибыльное дело, вложить сегодня миллион и уже завтра получить пять. Потому что во главе всего – доверие клиента, а его быстро не заработаешь.

Трудности, которые возникали, я всегда решал и до сих пор решаю с помощью самообразования. Когда понимаю, что мне чего-то не хватает, иду на тренинги, семинары или курсы. Чтобы ликвидировать недостаток управленческих знаний, я закончил Президентскую программу подготовки управляющих кадров, учился по направлению "Менеджмент", прошел стажировку в Германии. А началось вообще с того, что я прошел курсы подготовки налоговых консультантов, после чего был включен в реестр палаты налоговых консультантов по стране.

– Все, что вы перечислили, касается образования. А вам пришлось менять что-то в себе как в человеке?

– По статистике, бизнесменами по складу характера в мире могут быть только несколько про-центов людей, которые готовы рискнуть на старте. Это явление довольно редкое.

Лично мне пришлось очень четко определить свои сильные и слабые стороны. Например, мне больше нравится начинать новый проект, чем завершать уже разработанный, и я учитываю эту свою черту при формировании коллектива.

Машина времени Антона Крючкова 7

– Сколько у вас сейчас сотрудников?

– Вместе со мной – восемь. К тому же мы часто привлекаем к работе студентов-стажеров. Многие сотрудники, которые сейчас работают в фирме, пришли еще в студенчестве.

– Довольно рискованная позиция, учитывая, что кемеровский юрфак сейчас не очень котируется…

– Аналогичное отношение было и раньше. Каждый год там учится около 200 человек, и большинство из них мне, как работодателю, действительно не интересны. Но отдельные талантливые личности есть всегда. Моя задача – вовремя их найти.

Что же касается отсутствия у молодых сотрудников опыта, то это решаемая проблема. Вопрос в том, чтобы ставить перед человеком правильные задачи, например, не сваливать на него налоговую проверку, когда он не умеет еще писать претензию.

К тому же мне, честно говоря, просто нравится роль наставника. Нравится следить за профессиональным ростом человека и участвовать в нем: давать интересные и полезные книги, вовремя отправлять на семинары и тренинги. Я помню свои собственные ощущения, когда начинал работать в студенчестве, помню, как мне не хватало такого наставника и его своевременных советов. Наверное, именно поэтому мне это близко и интересно.

Машина времени Антона Крючкова 9

– Расскажите о каком-нибудь основополагающем принципе вашей компании?

– Первый и главный – это забота о клиентах. Заказчик должен всегда четко представлять перспективы проекта, возможные риски, понимать основные этапы и сроки работ. У наших клиентов в любой момент есть возможность получить оперативный отчет о состоянии их дела. А по итогам проекта они всегда могут высказать свои пожелания или замечания к нашей работе, отправив мне, как руководителю компании, специальную анкету обратной связи.

Еще для меня важно сделать работу фирмы прозрачной в ценовом и временном смыслах: все-таки у любого человека, будь то клиент или сотрудник, нет ничего более ценного, чем его время. Для этого мы недавно приобрели специальную PSA-систему – своеобразную программу учета времени. Открыв ее, я одним нажатием кнопки могу получить информацию о любом проекте и о том, сколько времени потратили на работу с ним наши юристы. Это позволяет клиенту оценить наши трудозатраты и обоснованность гонорара.

– С принципами работы – понятно. А есть какие-то специфические особенности в самом коллективе?

– Одна забавная особенность есть: у нас в компании никто не курит. Это не специально, просто так сложилось. Как-то работал один курильщик, но он быстро от нас ушел. Не скажу, что это принципиальное требование, но теперь, когда смотрю резюме, волей-неволей обращаю внимание и на этот пункт тоже.

Машина времени Антона Крючкова 11

– Антон, в вашей профессии всегда нужно быть очень внимательным и сконцентрированным. Если не секрет, где вы черпаете силы?

Самая главная моя поддержка и источник сил – это моя семья. С супругой мы работаем вместе уже два года. Можно смело говорить, что у нас полноценный семейный бизнес.

Что же касается нашего сына, то ему в декабре исполняется три года. Уже совсем взрослый и самостоятельный молодой человек.
Мы любим путешествовать. К своим трем годам сын уже успел побывать с нами на двух морях, во всех соседних регионах и несколько раз – в Горной Шории.

– Поделитесь, пожалуйста, ценным бизнес-советом.

– Чем ты моложе, тем решительнее надо быть. Со временем начинать гораздо тяжелее. Когда я начинал, то был еще совсем молодым – год после университета. Мне тогда терять было особо нечего. Не получится – и ладно – пошел дальше работать. А будь я сейчас штатным юристом на хорошей должности, то, скорее всего, уже бы не рискнул. Чем меньше груза за спиной, тем лучше. Поэтому главный мой совет – не протянуть.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика