24 декабря 2020 в 14:35 Здоровье

Запах мандаринок почувствуют не все: как вернуть обоняние после коронавируса

Кроме того, что коронавирус ставит под угрозу жизни людей, у него есть менее опасный, но неприятный симптом: потеря обоняния и, реже, вкуса. Беда в том, что когда заболевание проходит, обоняние восстанавливается нескоро, а к некоторым вообще не возвращается полностью. Мы собрали три истории потери обоняния и рекомендации врачей о том, как его вернуть.

Сколько людей теряют обоняние

75-80% людей, заразившихся коронавирусной инфекцией, теряют обоняние и вкус, сообщает ТАСС.

Состояние, когда человек не может различать запахи, медики называют аносмией. Это один из основных симптомов коронавируса наряду с кашлем и температурой, что неоднократно подтверждали российские учёные: например, Анатолий Альтштейн, вирусолог Центра имени Гамалеи. По мнению учёных Университетского колледжа Лондона, проверивших 590 человек, которые в начале года лишились обоняния, именно его потерю следует считать главным симптомом заражения.

Проявляется симптом, однако, по-разному. Мы поговорили о потере обоняния с тремя людьми, переболевшими COVID-19, чтобы понять, как отличаются ситуации и как с этим помочь.

Сергей В., 33 года, журналист: потерял обоняние на две недели

— Не испытывал никаких проблем, пока однажды, разогревая суп, понял, что совершенно не чувствую, как пахнет в микроволновке. Я знал уже, что при ковиде теряют обоняние, и, честно говоря, испугался. У меня ведь даже насморка не было! Побежал нюхать какие-то приправы, мыло, даже нашатырь — ну вообще ноль, никакого намёка на запах. Сообщил на работу, пошёл сдавать тест — он оказался отрицательным. Думал, скоро поднимется температура, но нет — я перенёс болезнь в лёгкой форме, больше никаких симптомов не было. Обоняние начало возвращаться через две недели, но спустя три месяца так и не вернулось полностью. Я бы оценил восстановление процентов на восемьдесят.

Татьяна Н., 30 лет, официантка: обоняние сохранилось, но запахи изменились

— Я стала чувствовать запахи слабее, плюс они почти все изменились. Мятная зубная паста стала отвратительной. Курица пахла, как будто пригорела, даже когда была недожарена. Подгузники ребёнка пахли как будто спиртом. Переболела я относительно легко, пару дней походила с температурой, две недели с кашлем. А вот запахи так и кажутся странными уже второй месяц. На вкус продукты тоже изменились. Иногда это даже весело — каждый день пробуешь что-то новое.

Андрей П., 35 лет, научный сотрудник: потерял не только обоняние, но и вкус

— Я болел коронавирусом в сентябре, не было никаких симптомов, кроме того, что я вообще не чувствовал запаха. Через пару дней пропал и вкус, причём напрочь: еда отличалась только по температуре и твёрдости. Вкус быстро вернулся, а запахи не чувствую уже четвёртый месяц. Меня это вполне устраивает: раньше передёргивало от запаха кошачьего лотка, например, или я чувствовал, как от коллеги потом разит, или вот эта вонь в подъезде… в нашей жизни полно неприятных запахов. Раньше я их чувствовал, а теперь у меня, считай, суперспособность. Я бы так и оставил до конца жизни, если бы мог решать.

Почему пропадает обоняние

COVID-19 пока не успели хорошо изучить, так что точный механизм неизвестен. Он связан с нарушением работы нейронов, но пока непонятно, как конкретно происходит нарушение.

Повреждение сенсорных нейронов

Ольга Труднева, московский врач-терапевт, два месяца проработавшая в красной зоне, предполагает в своём Instagram[*], что аносмия связана с повреждением сенсорных нейронов и, возможно, головного мозга.

— Улавливают запах эпителиальные клетки, нейроны, дальше по обонятельному нерву информация идёт в обонятельные луковицы — это уже часть головного мозга, — описывает Ольга основы анатомии. — Дальше через обонятельный тракт, таламус и подкорковые ядра информация поступает в корковый обонятельный центр в височной доле мозга, где и формируется ответная реакция. Есть теория о том, что могут повреждаться сенсорные нейроны или клетки, обеспечивающие их метаболическую поддержку.

Длительный отёк внутри носа

Отоларинголог Алексей Кошелев, которого цитирует РБК, отмечает, что деградацию рецепторов и нервной ткани может вызывать длительный отёк слизистой носа.

Отсутствие слизи в носу

Однако чаще ситуация противоположная: в 70% случаев потере обоняния и вкуса предшествует неприятная сухость в носоглотке — это выяснили учёные из Барселонского университета (данные «Газеты.ru»). Это происходит из-за того, что COVID-19 атакует бокаловидные клетки, разбросанные по эпителию дыхательного тракта и продуцирующие муцины — компонент слизи. Потеря обоняния может быть связана с тем, что поражённые коронавирусом клетки перестают выделять такую слизь, которая в свою очередь нужна для получения информации из одорантов — веществ, отвечающих за запахи.

Повреждение вспомогательных для нейронов клеток

Потеря обоняния — это не навсегда. Такой вывод делают генетики, исследование которых опубликовал рецензируемый научный журнал Science Advances, его результаты приводит ТАСС. Авторы исследования отмечают, что коронавирус нового типа сам по себе всё-таки не может повреждать обонятельные нейроны. Дело в том, что он прикрепляется к здоровым клеткам с помощью белков ACE2 и TMPRSS2, но в цепочке РНК обонятельных нейронов не нашли генов, которые кодируют выработку этих белков. Зато вирус легко атакует многочисленные вспомогательные клетки тканей носа, которые участвуют в процессе восприятия запахов и передачи сигнала в мозг. Исследователи сделали вывод, что ключевые участники передачи импульса в мозг — обонятельные нейроны — в безопасности. Это хорошая новость, потому что нейроны восстановить трудно, а вспомогательные клетки легче.

На какой срок пропадает обоняние

В Роспотребнадзоре отметили закономерность: пациенты с лёгким течением коронавируса чаще жалуются на потерю обоняния и вкусов, чем те, кто переносит болезнь в тяжёлой форме.

Неверное восприятие запахов — паросмия — у переболевших коронавирусом вызвана, скорее всего, теми же причинами, что и полная потеря обоняния.

У опрошенных корреспондентом A42.RU людей восстановление обоняния заняло от одного до четырёх месяцев. Алексей Кошелев говорил, что часть его пациентов не смогли восстановить обоняние даже за полгода.

Потеря обоняния может быть опасной: человек не почувствует запах бытового газа при утечке или выхлопного газа в гараже. Не сразу поймёт, что продукты испортились, что начался пожар. В быту аносмия тоже доставляет неудобства, например, человек не чувствует, что от него плохо пахнет. Последствиями длительной аносмии могут стать разочарование и даже депрессия.

— Никогда больше не чувствовать аромата цветов, запаха шашлыка, не дышать полной грудью в лесу после весенней грозы, не зарыться носом в шевелюру дочери… это было бы очень грустно — узнать, что больше никогда не сможешь чувствовать запахи, — переживает Татьяна Н.

С аносмией врачи сталкиваются не впервые. Полная потеря обоняния случается редко, но всё же случается при состояниях, связанных, например, с рассеянным склерозом или травмами мозга. В Великобритании даже действует группа поддержки для больных аносмией — об этом ещё в 2013 году писала BBC.

— Без обоняния ты будто стоишь за стеклом и смотришь на свою жизнь со стороны. Мир теряет яркость, ты чувствуешь себя одиноким и изолированным, — приводят британские корреспонденты слова создателя группы.

Как восстановить обоняние

Если причина аносмии — отёк слизистой, бывает достаточно восстановить её нормальное состояние.

— Два простейших совета: промывать любыми растворами и пользоваться какое-то время гормональными спреями в нос, чтобы убрать отёк и чтобы вновь вернулись запахи, — рекомендует доктор и телеведущая Елена Малышева.

Ольга Труднева считает, что восстановление обоняния может ускорить компенсация дефицита витаминов групп А и В, цинка, магния и кислот. Дефициты разного рода у переболевших коронавирусом — нередкое явление.

— Производные витаминов, коферменты, влияют на многие процессы в нашем организме, в том числе на процесс распознавания запахов, — отмечает Ирина Молева, врач Кемеровского клинического диагностического центра. — Витамины группы B, например, участвуют в восстановлении миелиновой оболочки нервных волокон, альфа-липоевая кислота — кофермент окислительных реакций — помогает клеткам получать энергию из глюкозы. По идее, определить дефицит тех или иных витаминов можно, опираясь на анализы крови и клиническую картину. Заниматься самолечением я не советую, препараты должен назначать врач.

Однако твёрдых доказательств эффективности того или иного типа медикаментозного лечения пока не получено.

— Витамины часто назначают просто потому, что они укрепляют оболочку нервов, — приводит РБК слова Алексея Кошелева. — Тут идея в том, что надо дать организму вещества, которые способствуют восстановлению нервных тканей. […] Наши иностранные коллеги считают, что как таковых доказательств эффективности этого типа терапии нет.

Когда аносмия обусловлена неврологически, терапия базируется на своего рода тренировке мозга: нужно нюхать что-то с ярким запахом и пытаться вспомнить его. Это могут быть, например, масла кедра, лимона, гвоздики, розы. Маленькие бутылочки с маслами продают в автомобильных и косметических магазинах, в аптеках. Ещё лучше — использовать настоящие лимоны, фрукты, гвоздику и так далее, потому что визуальные и тактильные ощущения помогают мозгу «дорисовать картину» и восстановить обоняние.

* - запрещён на территории Российской Федерации