Оплачивая счёт в одном из мебельных магазинов, сотни жителей Кузбасса уже рисовали в воображении стильные интерьеры и уютные комнаты. Однако спустя оговоренное время в их домах новые диваны и кухонные гарнитуры так и не появились, а возвращать деньги за мебель, которой нет, никто не спешил. В итоге пострадавшие решили объединить свои силы в борьбе за справедливость и создали группу в соцсети «ВКонтакте», где делятся информацией о ходе дела и пытаются призвать к ответственности недобросовестных продавцов.
«Газета Кемерова» узнала, почему покупатели доверились мебельной компании, как продвигается расследование и что делать в случае обмана, чтобы доказать свою правоту.
Мебель не привезли: виновата метель
Кемеровчанка Мария Глазунова в октябре прошлого года решила сделать подарок своим детям – купить двухъярусную кровать, матрасы и наматрасник. Была во многих магазинах города и в итоге остановила свой выбор на мебельной фабрике, поставщиком которой в Кемерове является некое общество с ограниченной ответственностью. 22 октября Мария с мамой и грудной дочерью поехала оформлять покупку, но в даже спустя девять месяцев не дождалась ни денег, ни товара.
По договору мебель Марии должны были доставить в течение 45 рабочих дней, то есть 26 декабря, но девушка начала звонить в офис в ноябре: по словам продавца-консультанта, товар они привозят за месяц.
«У нас в голове даже не возникло мысли, что с этим павильоном, который стоял абсолютно так же, как и другие и ничем не отличался, вот так получится. Консультанты там очень доброжелательные, так увлечённо всё рассказывали, ко всем находили подход. Говорили, что будут скидки на определённые модели, просили немного подождать. Я подождала две недели. В итоге потеряла 42 000 рублей. Уговаривали так, что на кровать, которая стоит 31 000 рублей, есть скидка почти 3 000, и, чтобы её не потерять, нужно внести 100-процентную предоплату. Даже имели наглость перед Новым годом, когда многие ждали и не получали свои покупки, названивать, мол, приходите ещё, у нас скидки, оформляйте докомплекты», – сокрушается пострадавшая кемеровчанка.
В ноябре Марии говорили, что заказ ещё не отгружали со склада в Новосибирске, потом начали ссылаться на погоду, метели, сходившие с рельсов поезда, застрявшие в снегу фуры и уговаривали подождать до января. Тогда девушка поставила ультиматум: либо компания возвращает деньги, либо привозит мебель. Позже Мария сама составила претензию, на которую никто не ответил. Менеджеры ссылались на то, что директор якобы в отъезде, а у них нет на это полномочий.
«Мы написали исковое заявление в отделе Общества защиты прав потребителей и чуть позже узнали, что эта компания закрывает офисы на Советском и Станционной и съезжает. Тем не менее менеджеры продолжали отвечать на телефонные звонки, как роботы, говоря, что не уклоняются от своих обязанностей и вернутся на прежнее место, однако в это никто не поверил.
Они продолжали продавать мебель вплоть до февраля, пока не закрылись: оформляли договоры, брали деньги, но ничего не привозили. Были, как говорят некоторые потерпевшие, мелкие поставки типа пуфиков, однако основная часть людей осталась без мебели и денег. В главном офисе мебельной фабрики, продукцию которой и продавали в кемеровской фирме, сказали, что с сентября к ним не поступали никакие средства и заказы от этого ООО, они не несут ответственность за своих представителей и что фирма должна демонтировать все конструкции и вывески с логотипом фабрики. Однако официального письма с датой, когда именно было прекращено сотрудничество, нам так и не пришло. В итоге некоторые пострадавшие ездили в Новосибирск – забирали мебель по 50-процентной стоимости, но доставляли сами», – объясняет Мария.
«В любое время можно попасть на тех же людей»
Кемеровчанка уверена, что в данный момент у директора фирмы «работает какое-нибудь ООО, оформленное на подставное лицо» и через какое-то время будет ещё несколько сотен пострадавших, «а он так же будет отсылать всех в суд».
«Однако если связываться с судом, то это всё очень на долго растягивается. Перед тем как подписать договор, надо внимательно читать пункты ответственности за просрочку: если она меньше, чем по закону, то надо насторожиться. Наученная горьким опытом, я уже не буду вносить 100% предоплату, но есть другой момент: в любое время можно снова попасть на тех же самых людей. Ведь никто же не спрашивает никаких документов у компании при покупке или заранее ничего не узнаёт. Зимой, когда я начала искать информацию в интернете, негативных отзывов почти не было. Люди смотрят не на ООО, а на мебельную компанию, у которой они заказывают.
У директора это вторая организация с таким количеством пострадавших, но управы на него нет. Всем приходят отказы в возбуждении уголовных дел по Кемерову и Новокузнецку. У многих руки опустились, хотя суммы в районе 300 000 рублей: факт мошенничества практически недоказуем. Большая часть людей вносила 100-процентную предоплату, хотя есть и те, кто отдавал половину, но даже если у тебя заказ на 100 000 рублей, 50 000 – это большая сумма. У ООО арестовали счёт ещё в декабре, но они продолжали работать.
Насколько я знаю, всё началось с того, что сам Александр К. сначала открыл одно ООО, потом объединил его с другим, и проблемы перешли на вторую компанию. В итоге одна организация выплачивает долги другой – 2 000 000 рублей за счёт наших средств.
По Новокузнецку я знаю такой случай: договор был настолько продуманно составлен, что вступал в силу только после 100-процентной оплаты. Девушка не могла даже обратиться в суд, потому что, видимо, оплату внесла не полностью.
Из документов полиции следует, что продавцы работали неофициально, деньги выплачивали им без всяких ведомостей. По бумагам отчитаться он может только за несколько миллионов из 17, которые обнаружили по документам 1С, изъятым из компьютера. А это уже уклонение от налогов», – рассуждает Мария.
Умысел или нет? Покажут проверки
3 мая 2017 года суд Заводского района Кемерова вынес организации предупреждение за непредоставление в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора сведений, необходимых для проведения проверки.
«Не предоставив в указанный орган сведения (информацию), которые необходимы для осуществления этим органом его законной деятельности, юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КРФоАП», – говорится в решении по делу. Однако ситуацию это не изменило.
В пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области пояснили, что в полицию областной столицы и Новокузнецка поступило более 100 обращений от граждан с жалобами на действия организации по продаже мебели. Сотрудники правоохранительных органов проводят проверки, устанавливают суммы причинённого ущерба и назначают необходимые экспертизы.
«По результатам проверки будет принято процессуальное решение. Если будет установлен умысел, направленный на хищение денежных средств клиентов, то данные действия будут квалифицированы по признакам преступления, предусмотренного статьёй 159 УК РФ «Мошенничество». Наказание зависит от точной квалификации, а она, в свою очередь, будет исходить от суммы ущерба и других факторов.
Если же выяснится, что причиной неисполнения договорных обязательств стали обстоятельства, которые не зависят от руководства и сотрудников организации (проблемы с производителем мебели и прочее), то разрешение данной ситуации будет возможно в рамках гражданско-правовых отношений. Стоит отметить, что даже не дожидаясь итогов полицейских проверок, заявители уже сейчас могут обратиться в суд с гражданскими исками о защите прав потребителей (в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей»)», – уточнили «Газете Кемерова» в ведомстве.
Юрист: нужно обязательно писать претензию и обращаться в суд
Юрист Екатерина Ситникова отмечает, что заключение договора, являющееся частью гражданско-правовых отношений, крайне необходимо при оформлении подобных покупок. В документе должны быть чётко прописаны определённые сроки доставки и другая сопутствующая информация.
«Если в договоре этого нет, подписывать его не стоит. Если сроки прописаны, но они слишком длительные и не устраивают потребителя, то нужно насторожиться. Стоит уточнять, в каком городе фирма заказывает мебель и какие договоры заключены с поставщиками. Компания обязана предоставить и показать эти документы, которые, кстати, должны быть в открытом доступе.
Если договор заключён, сроки устраивают, однако по истечении срока товар не получен, нужно писать претензию в гражданско-правовом порядке. Если на претензию не ответили в 10-дневный срок или получен отказ, то должны быть обоснованы причины. Компания в любом случае должна предложить либо расторжение договора с возвратом денег, либо другие варианты. Также должна быть предусмотрена неустойка, ведь мебель не поставили. После этого человек может обращаться в суд», – отвечает юрист.
Екатерина Ситникова говорит, что факт мошенничества действительно непросто доказать. Если люди платили деньги за товар, а организация изначально не собиралась поставлять мебель, то это можно расценивать как обман, но в этом должны разбираться правоохранители.
«Нужно обращаться в прокуратуру, чтобы сотрудники ведомства проверили, есть ли у компании производство или закуп мебели, действующая ли это организация или просто фиктивное ООО. По ИНН любой может посмотреть эту организацию на сайте налоговой инспекции. Если такой организации нет, то это 100% мошенничество. Также если фирма называет себя банкротом, то это должно быть признано в официальном порядке через Арбитражный суд. Если на период заключения договора она уже числилась банкротом, она не имеет права заключать договоры и осуществлять деятельность: это мошенничество чистой воды», – заявляет юрист.
Екатерина Ситникова настоятельно рекомендует обращаться в полицию и писать заявление, потому что проблема сама собой не решится. Также можно обратиться в Роспотребнадзор, который тоже вправе организовать проверку.
Если вы столкнулись с недобросовестными продавцами товаров или компаниями, предоставляющими некачественные услуги, можете обращаться в кемеровский отдел общества защиты прав потребителей по адресу: улица Притомская Набережная, 7, кабинет 103.