21 января 2021 в 17:52 Авто

В Кемерове сносят гаражи. Разбираемся, кто имеет шанс на «амнистию»

Осенью 2018 года городские власти при облагораживании набережной Искитимки выселили три гаражных кооператива. Владельцы не получили никаких компенсаций. Для этого не было оснований: гаражи металлические, незарегистрированные. Впрочем, до 2004 года зарегистрировать гараж было невозможно, да и после этого крайне сложно: в принятом тогда Градостроительном кодексе не было даже понятия «гараж».

В 2021 году ситуация изменится: начнётся «гаражная амнистия», по которой постройку и землю под ней можно будет оформить в упрощённом порядке. Разбираемся, кто получит такое право.

Пять дней на вывоз

После распада СССР большая часть гаражей с точки зрения закона оказалась в «серой зоне». Прав собственности на них не давали, и ситуация сложилась примерно такая же, как с дачами: на одной улице стоит гаражный кооператив от предприятия, на другой — самострой, но на законно арендованной земле, на третьей — вообще непонятно кто воткнул свою «ракушку».

В 2004 году приняли Градостроительный кодекс, и появилась возможность зарегистрировать гараж как нежилое строение. Возможность больше теоретическая, чем практическая, так как к строению предъявляли строительные нормы и правила. Кроме этого, нужно было принести документы на землю и выполнить ряд других довольно строгих требований, а окончательное решение всё равно оставалось за местными властями. Например, в Кемерове правила землепользования и застройки не предусматривали одноэтажных индивидуальных гаражей на территории города. Металлические же гаражи на территории города могли размещать временно, до начала освоения территории капитальным строительством.

Большая часть гаражей в стране (по оценке Росреестра — минимум 3,5 миллиона) остались незарегистрированными.

Так как прав на землю у владельцев таких гаражей нет, их в любой момент могли попросить на выход. Именно это произошло с кооперативами на набережной Искитимки: в один из осенних дней владельцы увидели объявление на воротах о том, что у них есть пять дней на вывоз имущества. На деле времени дали больше, но это была единственная поблажка.

И это совершенно законно: порядок освобождения земель от незаконно размещённых объектов городские депутаты утвердили в виде отдельного положения в том же 2018 году. В основном как раз ради борьбы с металлическими гаражами и самостроем.

У владельцев гаражей только один вопрос: а почему, собственно, «незаконно размещённых»?

— Когда мой отец в 1980-х служил в милиции, им организовали гаражный кооператив от работы на окраине строящегося тогда района ФПК, — рассказывает кемеровчанин Антон Гузынин. — Выделили участок, всё там было законно. Потом перестройка, распад СССР, кавардак с документами, гаражи сорок лет стоят и тут бах — вдруг незаконно стало. По-моему, это несправедливо. Гараж принадлежит ему, и построил он его законно, а то, что потом власти между собой разобраться не могут — не его проблема, а властей.

В 2021 году эту проблему решат, но не для всех.

Капитальным — да, металлическим — нет

Законопроект, который для простоты называют «законом о гаражной амнистии», разрабатывали два года и внесли на рассмотрение в Госдуму в декабре 2020-го. 18 января его поддержал профильный комитет Совета Федерации. Это означает, что проект будет принят в ближайшее время. 

В Кемерове, по данным городской администрации, насчитывается 275 гаражных кооперативов, из них больше половины — из металлических гаражей, которых более 30 тысяч штук. В 2021 году этот параметр стал принципиально важным.

Дело в том, что законопроект разрешает упрощённый порядок оформления прав собственности на постройку и земельный участок под ней — но только для капитальных строений, имеющих фундамент и стены из кладочного материала. Важно также, чтобы земля под гараж была не самовольно захвачена, а предоставлена организацией или «выделена иным образом».

Капитальный гараж не обязательно должен быть отдельно стоящим, он вполне может быть блокирован с соседями – то есть у двух владельцев может быть общая стена, это не страшно.

А вот владельцы металлических коробок возможности оформить право собственности не получат. Вместо этого для них вводится понятие «некапитальный гараж», которое по сути легализует и фиксирует их нынешнее положение: они должны будут убрать конструкцию по первому требованию владельца земли (чаще всего администрации города), а до тех пор — платить за аренду.

Для успешного оформления в собственность гараж должен обладать ещё двумя признаками, кроме наличия фундамента и стен: быть построенным до 2004 года и располагаться на государственной или муниципальной земле. А вот дата покупки гаража нынешним владельцем гаража не важна – важна именно дата возведения.

Доказывать, что собственник гаража – именно вы, придётся документально. Но список документов в законопроекте широк: квитанции об оплате коммунальных услуг или пая в кооперативе, решение кооператива о распределении гаража конкретному лицу, договор купли-продажи, технический план и схема расположения земельного участка и другие варианты. Подойдёт любой из них. Но важно помнить, что проект пока не получил силу закона; некоторые детали ещё могут изменить.

Где металлические гаражи снесут в первую очередь

В буквальном смысле снос кооператива в Кемерове не проводили пока ни разу. Скорее это можно назвать переездом, так как владельцы гаражей всегда сами их вывозили — очевидно, в другое место. Назвать это окончательным решением проблемы вряд ли возможно. В ряде случаев городская администрация оказывала содействие в подборе места и транспортировке гаражей из одного кооператива в другой. 

В ближайшее время первымии под нож, а точнее, на кузов эвакуатора пойдут гаражи на проспекте Химиков, на улице Марковцева, на проспекте Комсомольском. Эти места городские власти называли в социальных сетях и на портале обеспечения градостроительной деятельности.

Мнения кемеровчанан в соцсетях разделились примерно пополам. Одни настаивают, что снос гаражей — нарушение прав собственности, даже если таковое не зарегистрировано официально, ведь у ситуации есть объективные исторические причины. Другие говорят, что гаражи портят внешний вид города, ухудшают криминогенную ситуацию и вообще этому «эху девяностых» в городе не место.

— Гаражи в том виде, к которому многие из нас привыкли с детства, не только не нужны, но и вредны городам, — утверждает Евгений Аушев, урбанист, член кемеровского отделения «Городских проектов Варламова и Каца». — Городское пространство, расположенное в пределах развитой инфраструктуры, независимо от того, двор это, кусок земли в микрорайоне или набережная — это ценный ресурс. Кроме того, гаражи влияют и на безопасность городской среды, каждый из нас наверняка знает пару-тройку жутких историй о гаражах. Гаражные кооперативы нередко являются кратчайшим путём до мест социального притяжения, либо вовсе нарушают связность городской среды. Однако снос должен проводиться с заблаговременным уведомлением и предложением нового места. Нужно понимать, что гараж — это своего рода недвижимость с определённым содержимым, и исчезнуть с занимаемой территории по щелчку не может.

В выигрыше от амнистии, конечно, оказываются владельцы капитальных гаражей. После успешной регистрации они станут полноправными собственниками, смогут продавать их и передавать по наследству.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика