Осенью 2018 года городские власти при облагораживании набережной Искитимки выселили три гаражных кооператива. Владельцы не получили никаких компенсаций. Для этого не было оснований: гаражи металлические, незарегистрированные. Впрочем, до 2004 года зарегистрировать гараж было невозможно, да и после этого крайне сложно: в принятом тогда Градостроительном кодексе не было даже понятия «гараж».
В 2021 году ситуация изменится: начнётся «гаражная амнистия», по которой постройку и землю под ней можно будет оформить в упрощённом порядке. Разбираемся, кто получит такое право.
Пять дней на вывоз
После распада СССР большая часть гаражей с точки зрения закона оказалась в «серой зоне». Прав собственности на них не давали, и ситуация сложилась примерно такая же, как с дачами: на одной улице стоит гаражный кооператив от предприятия, на другой — самострой, но на законно арендованной земле, на третьей — вообще непонятно кто воткнул свою «ракушку».
В 2004 году приняли Градостроительный кодекс, и появилась возможность зарегистрировать гараж как нежилое строение. Возможность больше теоретическая, чем практическая, так как к строению предъявляли строительные нормы и правила. Кроме этого, нужно было принести документы на землю и выполнить ряд других довольно строгих требований, а окончательное решение всё равно оставалось за местными властями. Например, в Кемерове правила землепользования и застройки не предусматривали одноэтажных индивидуальных гаражей на территории города. Металлические же гаражи на территории города могли размещать временно, до начала освоения территории капитальным строительством.
Большая часть гаражей в стране (по оценке Росреестра — минимум 3,5 миллиона) остались незарегистрированными.
Так как прав на землю у владельцев таких гаражей нет, их в любой момент могли попросить на выход. Именно это произошло с кооперативами на набережной Искитимки: в один из осенних дней владельцы увидели объявление на воротах о том, что у них есть пять дней на вывоз имущества. На деле времени дали больше, но это была единственная поблажка.
И это совершенно законно: порядок освобождения земель от незаконно размещённых объектов городские депутаты утвердили в виде отдельного положения в том же 2018 году. В основном как раз ради борьбы с металлическими гаражами и самостроем.
У владельцев гаражей только один вопрос: а почему, собственно, «незаконно размещённых»?
— Когда мой отец в 1980-х служил в милиции, им организовали гаражный кооператив от работы на окраине строящегося тогда района ФПК, — рассказывает кемеровчанин Антон Гузынин. — Выделили участок, всё там было законно. Потом перестройка, распад СССР, кавардак с документами, гаражи сорок лет стоят и тут бах — вдруг незаконно стало. По-моему, это несправедливо. Гараж принадлежит ему, и построил он его законно, а то, что потом власти между собой разобраться не могут — не его проблема, а властей.
В 2021 году эту проблему решат, но не для всех.
Капитальным — да, металлическим — нет
Законопроект, который для простоты называют «законом о гаражной амнистии», разрабатывали два года и внесли на рассмотрение в Госдуму в декабре 2020-го. 18 января его поддержал профильный комитет Совета Федерации. Это означает, что проект будет принят в ближайшее время.
В Кемерове, по данным городской администрации, насчитывается 275 гаражных кооперативов, из них больше половины — из металлических гаражей, которых более 30 тысяч штук. В 2021 году этот параметр стал принципиально важным.
Дело в том, что законопроект разрешает упрощённый порядок оформления прав собственности на постройку и земельный участок под ней — но только для капитальных строений, имеющих фундамент и стены из кладочного материала. Важно также, чтобы земля под гараж была не самовольно захвачена, а предоставлена организацией или «выделена иным образом».
Капитальный гараж не обязательно должен быть отдельно стоящим, он вполне может быть блокирован с соседями – то есть у двух владельцев может быть общая стена, это не страшно.
А вот владельцы металлических коробок возможности оформить право собственности не получат. Вместо этого для них вводится понятие «некапитальный гараж», которое по сути легализует и фиксирует их нынешнее положение: они должны будут убрать конструкцию по первому требованию владельца земли (чаще всего администрации города), а до тех пор — платить за аренду.
Для успешного оформления в собственность гараж должен обладать ещё двумя признаками, кроме наличия фундамента и стен: быть построенным до 2004 года и располагаться на государственной или муниципальной земле. А вот дата покупки гаража нынешним владельцем гаража не важна – важна именно дата возведения.
Доказывать, что собственник гаража – именно вы, придётся документально. Но список документов в законопроекте широк: квитанции об оплате коммунальных услуг или пая в кооперативе, решение кооператива о распределении гаража конкретному лицу, договор купли-продажи, технический план и схема расположения земельного участка и другие варианты. Подойдёт любой из них. Но важно помнить, что проект пока не получил силу закона; некоторые детали ещё могут изменить.
Где металлические гаражи снесут в первую очередь
В буквальном смысле снос кооператива в Кемерове не проводили пока ни разу. Скорее это можно назвать переездом, так как владельцы гаражей всегда сами их вывозили — очевидно, в другое место. Назвать это окончательным решением проблемы вряд ли возможно. В ряде случаев городская администрация оказывала содействие в подборе места и транспортировке гаражей из одного кооператива в другой.
В ближайшее время первымии под нож, а точнее, на кузов эвакуатора пойдут гаражи на проспекте Химиков, на улице Марковцева, на проспекте Комсомольском. Эти места городские власти называли в социальных сетях и на портале обеспечения градостроительной деятельности.
Мнения кемеровчанан в соцсетях разделились примерно пополам. Одни настаивают, что снос гаражей — нарушение прав собственности, даже если таковое не зарегистрировано официально, ведь у ситуации есть объективные исторические причины. Другие говорят, что гаражи портят внешний вид города, ухудшают криминогенную ситуацию и вообще этому «эху девяностых» в городе не место.
— Гаражи в том виде, к которому многие из нас привыкли с детства, не только не нужны, но и вредны городам, — утверждает Евгений Аушев, урбанист, член кемеровского отделения «Городских проектов Варламова и Каца». — Городское пространство, расположенное в пределах развитой инфраструктуры, независимо от того, двор это, кусок земли в микрорайоне или набережная — это ценный ресурс. Кроме того, гаражи влияют и на безопасность городской среды, каждый из нас наверняка знает пару-тройку жутких историй о гаражах. Гаражные кооперативы нередко являются кратчайшим путём до мест социального притяжения, либо вовсе нарушают связность городской среды. Однако снос должен проводиться с заблаговременным уведомлением и предложением нового места. Нужно понимать, что гараж — это своего рода недвижимость с определённым содержимым, и исчезнуть с занимаемой территории по щелчку не может.
В выигрыше от амнистии, конечно, оказываются владельцы капитальных гаражей. После успешной регистрации они станут полноправными собственниками, смогут продавать их и передавать по наследству.