16 февраля 2017 в 16:50 Общество

Статус: «Бездомный»

«Спускаюсь по подъезду на первый этаж и вижу торчащие из «предбанника» ноги: это замёрзший бомж решил проспаться и отогреться. Такие чудные картины можно наблюдать чуть ли не каждый день. А летом эти красавцы и вовсе построили шалаш под окнами, кутили по ночам, мы веселились всем двором», — с горькой улыбкой рассказывает кемеровчанка Анастасия К., проживающая на улице Дзержинского.

Кажется, что ситуация во дворах домов близ площади Волкова с каждым годом становится только хуже. Бездомные плотно атакуют теплотрассы, подъезды и коллекторы не только в центре, но и в других районах города.

Кто контролирует проблему бездомных, почему в городе много бродяг и куда обращаться, если в подъезде «прописался» бомж, выясняли корреспонденты «Газеты Кемерова».

 

Кто отвечает за бомжей? 

Бредёт ли бездомный среди толпы людей, пьёт ли на соседней скамье алкоголь, спит ли в подъезде, просит милостыню возле магазинов — не обратить на это внимание невозможно. Спросите себя: что в такой ситуации делает большинство мирных граждан? Верно, проходят мимо, окинув неприятного внешне человека презрительным взглядом. За редким исключением — кинут монетку-другую в коробку. А дабы не довести до точки кипения, нужно действовать совершенно иначе, утверждают специалисты.

«В Кемерове проблемами бездомности занимается муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной адаптации населения», работающее с 1992 года. Совместно с сотрудниками полиции территориальных подразделений УМВД по городу Кемерово специалисты Центра проводят рейды в местах дислокации бездомных. Людям без определённого места жительства предлагают временное размещение в Центре и комплекс оказываемых услуг. В частности, санобработку, временный ночлег и питание, медицинские услуги, оформление и восстановление документов и так далее», — поясняют в Управлении социальной защиты населения администрации города Кемерово.

Назревает вопрос: если в городе есть Центр, куда можно поместить чуть ли не каждого бездомного, отмыть и привести в божеский вид, то почему же за столько лет бомжей на улицах Кемерова не становится меньше? Проблема, по словам руководителя учреждения, зарыта глубже.

«Что греха таить, проблема бездомности существовала и будет существовать. Не только в нашем городе, в России, но и по всему миру. Обусловлена она в первую очередь экономической ситуацией. Можно ли её победить? С этим нужно и можно работать. Нельзя рассматривать проблему бездомных людей в одностороннем порядке, должен быть комплексный подход, в котором будут задействованы все службы города, в том числе полиция и скорая помощь», — говорит директор МБУ «Центр социальной адаптации» Юрий Шевчук.

 

Куда обращаться за помощью? 

Если в подъезде обнаружился бомж — звонить в полицию по номерам дежурной части своего района или на телефон 02. Так и делала наша собеседница Анастасия.

«В дежурной части всегда принимали мои жалобы, на место выезжал отряд ППС, однако довольно часто также приходилось слышать, что это не их забота, особенно с тех пор, как в России закрыли все вытрезвители. Да, бомжа выпроваживали из подъезда, но при этом не раз я выслушивала слова недовольства в свой адрес. А справляться самой с этим — уж увольте, какая женщина осмелится разбудить бомжа и выгнать его?» — удивляется кемеровчанка.

Как поясняют в ГУ МВД России по Кемеровской области, сотрудники органов внутренних дел обеспечивают реагирование на все сигналы о находящихся в подъездах или других общественных местах бездомных. Только за прошлый год в полицию Кемерова поступило около 300 подобных жалоб.

Отрабатывая такие сигналы, полицейские проверяют, не нарушают ли граждане без определённого места жительства общественный порядок. Если данные лица находятся в подъезде и мешают отдыхать жильцам дома, стражи порядка выводят нарушителей тишины из подъезда. В случае, если будет зафиксировано совершённое ими административное правонарушение (например, появление в общественном месте в состоянии опьянения либо распитие спиртного в общественных местах), полицейские составляет протоколы и привлекают бездомных к административной ответственности.

Полиция, к слову, тесно сотрудничает с Центром социальной адаптации.

«Согласно нашей договорённости, полиция, скорая помощь, медицинские учреждения взаимодействуют между собой в решении вышеозвученной проблемы. Совместно с правоохранительными органами мы проводим еженедельные рейды, чтобы выявлять подобных лиц на улицах. Только в прошлом году мы совершили порядка 120 проверок. Также осуществляем выезды самостоятельно, по звонкам граждан. В состав экстренной бригады социальной помощи входят психолог, фельдшер, заведующий или специалист по соцработе и водитель. К каждому гражданину нужен индивидуальный подход. Ведь мы не можем нарушить права человека и заставить его приехать к нам. Довольно часто бездомные наотрез отказываются от помощи, потому что попросту привыкли жить по-своему. А проживание в Центре подчиняется определённым правилам», — говорит Юрий Шевчук.

Виной всему — алкоголизм

По статистике Минздрава за последний год, на каждого взрослого человека в России приходится до 10 литров алкоголя ежегодно, в то время как представленная ВОЗ норма — 8 литров. При этом большая часть людей не состоят на учёте, и сложно представить, сколько среди регулярно «принимающих на грудь» бомжей. Бездомный, не сдающий бутылки и металл ради стопки водки, — исключение из правил. Искоренение зла возможно, но опять-таки только комплексным методом, отмечает Шевчук.

«Данная проблема является прямым следствием материального положения в семье, воспитания родителей, детского сада, влияния в школах. Если каждый будет нацелен на формирование здорового общества, то удастся снизить процент людей, которые попадают в этот порочный круг. Если судить по заполняемости нашего Центра, то проблема потихонечку решается: сейчас в учреждении пребывают 95 человек, в то время как три года назад их было примерно на 50 больше», — утверждает директор Центра социальной адаптации.

По мнению Юрия Шевчука, наилучшим выходом из сложившейся ситуации будет принятие закона о тунеядстве. Ещё в 2015 году депутаты Госдумы пытались лоббировать данную инициативу, но пока безрезультативно. Интернет-пользователи были возмущены, потому что не было и нет чёткого понимания, кого признавать тунеядцем. Шевчук же полагает, что каждого бездомного можно было бы отнести к этой категории, а соответствующее наказание бы помогло искоренить бездомность в России по максимуму.

По словам директра Центра, летом нас ожидает ещё одна проблема, с которой уже пришлось столкнуться в прошлом году — иногородние инвалиды, просящие милостыню на улицах. Это одна из многочисленных категорий людей без определённого места жительства, на которую нельзя не отреагировать. «Покровители» отбирают у них документы, отправляют на заработки, а возможности спастись нет. Руководимые страхом инвалиды боятся даже признаваться в этом и идти на контакт. Но как минимум одного прошлым летом специалистам удалось отправить назад, в Тюмень. При этом горожан строго-настрого предупреждают: лучше ни копейки таким людям не давать, ведь всё заработанное пойдёт в карман организатором подобных махинаций. Узнать попрошаек легко: чаще всего они выезжают на «работу» на улицу Тухачевского (в сторону аэропорта), на пересечение Сибиряков-Гвардейцев и Мичурина.

Места дислокации бомжей, пожалуй, также известны каждому горожанину. А уж в Центре их называют слёту: площадь Волкова, улица Соборная, проспект Молодёжный, «Швейка», пересечение улицы Кирова и проспекта Советского… Перечислять можно долго, но главное — выявлять бездомных и помогать таким людям.

Сделать это может любой кемеровчанин, который заметил плотно обосновавшихся в каком-то месте бродяг. Для этого нужно обратиться в полицию по телефонам дежурной части своего района или по номеру 02 (112 с мобильного), а также в Центр социальной адаптации по телефонам: 8 (3842) 57-00-26, 57-04-34. Кроме того, можно оставить жалобу на официальном сайте учреждения.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика